Подписка о невыезде. Почему немцы никак не захватят Европу
Устав быть на вторых ролях, Марио Гомес сменил «Баварию» на «Фиорентину». Проводив в Италию некогда самого дорогостоящего игрока Бундеслиги, еженедельник «Футбол» разбирается, почему немцы, ежегодно выпуская в свет десятки талантливых юниоров, еще не захватили футбольную Европу.
Закон сохранения энергии
Дорожка из Бундеслиги в итальянскую Серию А протоптана такими личностями, как Руди Феллер, Карл-Хайнц Румменигге, Лотар Маттеус, Штефан Эффенберг, Юрген Коллер, Андреас Меллер, Томас Хесслер. Итальянский чемпионат 1980-1990-х годов переживал подъем. Ренессанс экономики в 70-х привел страну к индустриализации и появлению лишних средств. Спорт не должен был отставать от общего движения, а уж тем более кальчо – гордость Апеннин. Оставшаяся после чемпионата мира-1990 инфраструктура помогла Италии выйти на следующую ступень. В период 80-90-х годов Серия А заслуженно считалась сильнейшим чемпионатом на планете. Лигой, где крупные зарплаты соседствовали с высокими результатами в еврокубках.
Соперничать с итальянскими толстосумами в Бундеслиге даже не пытались, покорно отпускали лучших представителей «бундестим» в различные части «сапожка». Простой парень Руди Феллер укатил в «Рому», но запомнился как бомбардир «Вердера» и сборной Германии. Лотар Маттеус выигрывал «Золотой мяч» в составе «Интера», а блистал во второе пришествие в «Баварию». Как и Штефан Эффенберг, который по пути из «Фиорентины» еще и спас родной Менхенгладбах. Примеров масса, но суть одна: даже лучшие из немцев за пределами Германии чувствуют себя неуютно и не могут занести в актив годы за границей. За редким исключением, вроде Юргена Клинсмана, который по натуре своей не совсем уж и немец.
Карстен Янкер, Томас Хитцльшпергер, Александр Меркель, Мирослав Клозе, теперь вот Марио Гомес – представители второй волны мигрантов в Серию А, которая существенно отличается от первой. Италия перестала быть привлекательной финансово,поэтому подтолкнуть к переезду из Бундеслиги в кальчо может безысходность. Засидевшегося в запасе Гомеса привлекла крайняя заинтересованность и проект «Фиорентины», сезоном ранее похожий путь в «Лацио» проделал Клозе. Золотой век Серии А закончился. В одном месте убыло, зато в другом – прибыло.
Голландская трава
В последние годы немцы охотно покидают родину и отправляются в поисках счастья по всему миру, предпочитая страны-соседи, особенно немецкоязычные. Большинство уезжает туда, где хорошо оплачиваемая рабочая сила с немецким знаком качества. Футболисты общей тенденции не поддаются, так как довольны условиями труда в Бундеслиге. На сегодняшний день немецкое представительство в европейских чемпионатах крайне невелико. Причем большинство из тех, кто все-таки подался за границу, имеют смешанное происхождение. В Серии А, например, нет ни одного чистокровного немца: Мирослав Клозе - поляк, Александр Меркель - казах, Шкодран Мустафи - албанец, Марвин Комппер – француз, а Марио Гомес – испанец.
Подобное наблюдается повсеместно, в Англии – Лукаш Подольски, Льюис Холтби, Ашкан Дежага, в Испании – Сами Хедира, Месут Озил, Петр Троховски, во французской Лиге 1 всего один немец – уроженец советского Ленинабада Андреас Вольф. Кто-то из них приехал в Германию в детстве, кто-то, в силу корней, психологически лучше готов к переезду. Турки с немецкими паспортами и качественным футбольным образованием востребованы на родине, а вот в соседние Францию, Бельгию, Австрию, Швейцарию, Польшу немцы не едут. Уровень этих чемпионатов значительно уступает Бундеслиге, причем в некоторых случаях даже Бундеслиге с индексом «вторая». Есть лишь одна лига, куда готовы срываться немцы, – Эредивизие.
Голландские клубы оценили итоги реформы в немецком футболе и решили закупать на свои «конвейеры» высокопробные детали made in Germany. Сегодня больше половины клубов в Стране тюльпанов имеют в своей обойме молодых немцев, карьеры которых часто похожи. Переманить талантливого парнишку из немецкой академии – задача сложнейшая, так что остается два пути. Можно уговорить недооцененного юношу, как случилось с Тимом Хёльшером, ушедшим из школы «Шальке» в «Твенте». Помимо него в Энсхеде, к слову, играют еще четыре немца. Другой вариант: талант из скромного клуба. Так обычно экономный «Аякс» не пожалел полмиллиона евро за 19-летнего нападающего «Арминии» Марвина Хёнера.
Домоседы
По итогам минувшего сезона Бундеслига обошла конкурентов в рейтинге УЕФА, вплотную приблизившись к Англии в общей таблице. Немецкий чемпионат – самый развивающийся за последние годы. Перефразируя немецкую поговорку - «Не все немцы верят в Бога, но все - в Бундеслигу». Теперь она, как Бундесбанк, гарант стабильности и экономической дееспособности. Бундеслига на ближайшие несколько сезонов может стать сильнейшим чемпионатом в Европе, если Мишель Платини доведет реформу финансового fair play до конца. Пока что английские клубы могут позволить себе жить с долгами в несколько сотен миллионов и при этом тратить солидные суммы на трансферы. Для клубов в Германии недоимка в десяток миллионов уже является сигналом тревоги.
Структура немецкого футбола такова, что для арабских шейхов путь к клубам практически закрыт. И если у клуба нет продуманной бизнес-модели, он просто не пройдет лицензирование. Однако лига от этого только выигрывает. Если хочешь помочь голодному, дай ему не рыбу, а удочку. Научившись зарабатывать, клубы готовы платить своим футболистам достойные деньги. А на кого-то может свалиться финансовое счастье. С «Баварией» все понятно, у «Шальке» на руках хорошие спонсорские контракты (в том числе с «Газпромом»), «Вольфсбург» и «Байер» принадлежат, соответственно, «Фольксвагену» и фармацевтической компании «Байер», «Хоффенхайм» - миллиардеру Дитмару Хоппу. Существенные прибавки к жалованию немцы могут получить в лучших клубах Италии, Франции, Испании или Англии, но это ограниченный круг футболистов топ-уровня. Даже им нелегко преступить через менталитет и расстаться с привычной средой обитания.
Еще будучи вратарем «Шальке», Мануэль Нойер приглянулся «Манчестер Юнайтед». На что Нойер ответил: «Мне хочется хотя бы раз в жизни выиграть Бундеслигу. Да и я могу позволить себе съездить за границу дважды за год – во время летнего отпуска и зимних каникул. Нужно ли ехать туда, чтобы играть в футбол? Кто-то говорит «да», но у меня немного другой взгляд». Через некоторое время он переехал в Мюнхен. В похожей ситуации сейчас находится талантливый голкипер менхенгладбахской «Боруссии» Марк-Андре тер Штеген, явно переросший уровень своего клуба. Вот только места в воротах «Баварии» и дортмундской «Боруссии» заняты.
Влияние немецкого образа жизни распространяется даже на иностранцев. «Уже через несколько недель после переезда в Мюнхен моя семья заявила, что не хочет уезжать отсюда. Поэтому я теперь оказался под давлением и должен буду играть за «Баварию» так долго, как это возможно», - посетовал бразилец Данте, поигравший во Франции и Бельгии. Примечательно также, что Луис Густаво отказался переезжать Лондон, выбрав Вольфсбург. Решение бразильца не только унизительно для «Арсенала», но и показательно: Густаво выбрал «волков» не только по финансовым причинам, но и из-за возможности остаться в Бундеслиге.
Правило жизни
Фундамент Бундеслиги окреп после продажи телеправ до 2017 года. В этом компоненте немцы серьезно отставали от тех же англичан, из-за чего клубы не добирали средств. Благодаря контракту со Sky чемпионат Германии получит 628 млн евро за сезон, которые будут разумно поделены. Никакой монополии на телевидение, которая существует в Испании, где основные доходы получают «Реал» и «Барселона», здесь допустить не могли. «Годовой оборот одной лишь Бундеслиги составляет порядка 1,7 миллиарда евро. Если взять еще и второй дивизион, то речь идет более чем о двух миллиардах», - считает чужие деньги Штефан Людвиг, возглавляющий отдел спортивного бизнеса в консалтинговой компании Deloitte. Кроме того, в Германии прирастает главный актив – сотни тысяч болельщиков, которые каждые выходные посещают стадионы. Цены на билеты намеренно остаются одними из самых низких в Европе, потому что клубы получают дивиденды от продажи атрибутики и пива.
Современные заполненные арены и блестящая организация, хорошие зарплаты и чемпионат высокого уровня. Зачем искать соседа, у которого трава зеленее, когда у тебя все alles in ordnung*. Правило действует для всех немцев, вне зависимости от профессии.
*Все в порядке (нем.).
Вячеслав Опахин
В чем заключается миссия Роберто Розетти и Пьерлуиджи Коллины? Что делали в сборной России Никита Баженов и Сослав Джанаев? Чем занимался в детстве Жоаозиньо? Почему Валерий Непомнящий должен тренировать клуб Премьер-лиги? До какой стадии в Кубке УЕФА доходил камышинский «Текстильщик»? Чем тульский «Арсенал» похож на «Спартак»? Какие пять интриг нам приготовила Серия А? Почему Флоренция – один из самых красивых городов мира? Чем живет чемпионат Португалии? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».
Дружите с еженедельником «Футбол» в соцсетях: