Формула успеха Алекса Фергюсона
Самый успешный тренер в истории «Манчестер Юнайтед» посетил школу бизнеса Гарварда и поделился со студентами своими секретами. Полистав английскую прессу, поговорив с менеджерами гарвардской школы, журналисты составили лекцию сэра Алекса Фергюсона и выделили в ней 12 основных моментов.
Не знаете, что или кого выбрать для своей научной работы? Берите пример с профессора гарвардской школы бизнеса Аниты Элберс. Дама выбрала в качестве предмета исследования управленческий талант Алекса Фергюсона. В 2011 году вместе со своим соавтором Томом Дайем она посетила Манчестер, где лично встретилась и побеседовала с шотландским тренером. А через год предложила сэру Алексу нанести ответный визит и прочитать лекцию перед студентами, что наставник «Манчестер Юнайтед» и сделал.
Хотите стать такими же успешными и легендарными, как Фергюсон? Открывайте тетрадь и записывайте…
УРОК 1. МОТИВАЦИЯ
– Во время тренировок нет места критике, – говорит Фергюсон. – Для игрока, как и для любого человека, нет ничего лучше, чем услышать фразу «хорошая работа». Эти два слова – лучшее, что было придумано в спорте. Нельзя постоянно кричать. Это не работает.
Никто не любит критику, но в раздевалке необходимо указывать футболистам на их ошибки. Я делаю это сразу после игры, не ожидаю следующего понедельника – и точка.
Примером послематчевого разбора полетов является история девятилетней давности. Под горячую руку тренеру попался Дэвид Бекхэм. В кубковом матче с «Арсеналом», в котором «МЮ» уступил 0:2, Бекхэм проиграл борьбу на своем фланге защитнику «канониров» Эшли Коулу и был заменен. Уже после встречи в раздевалке Фергюсон набросился на своего игрока с гневной тирадой. А услышав жесткий ответ, «засветил» футболисту бутсой, некстати оказавшейся под рукой. В конце сезона Бекхэм покинул «МЮ», перейдя в «Реал».
УРОК 2. МОЛОДЕЖЬ И ВЕТЕРАНЫ
– Единственная мысль у 99 процентов новых тренеров – выиграть, чтобы удержаться на своем месте, – продолжает Фергюсон. – Они делают ставку на опытных игроков, частенько из их предыдущих клубов. Но, на мой взгляд, важно строить футбольный клуб, а не просто команду. И нет ничего лучше, чем смотреть, как молодой игрок пробивается в основной состав. Вся суть в том, чтобы он развивался и подтягивался к уровню, установленному до него ветеранами. Очень сложно расставаться с футболистами, которые были приятными людьми. Но если ты видишь, что налицо изменения в худшую сторону, то необходимо задаться вопросом: «А что же будет через два года?».
УРОК 3. КОНТРОЛЬ
– Мы штрафуем их, но все остается внутри клуба, – говорит Фергюсон о наказаниях. – Нельзя потерять контроль, когда у тебя в команде 30 профессионалов-миллионеров. И как только кто-то выходит из-под контроля, считайте, он подписывает себе приговор.
УРОК 4. ТАЛАНТ
– Я всегда говорю, что умение «пахать» – это тоже талант. И если ты не соответствуешь требованиям «МЮ», то вылетаешь. Мне интересны только те игроки, кто действительно желает выступать за «Юнайтед» и кто не умеет уступать. Есть победа, поражение или ничья. Мы всегда ведем себя достойно. Мы – «Манчестер Юнайтед».
УРОК 5. ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ СОСТАВА
– Я делаю это лично, – характеризует непростой момент из жизни команды Фергюсон. – Да, это сложно, но я знаю, о чем говорю. В бытность игроком я сам узнал, что не приму участие в финале Кубка Шотландии, за 50 минут до его начала. Не знаю, о чем думают футболисты в этот момент, но я говорю им: «Слушай, возможно, я делаю ошибку. Но, на мой взгляд, именно этот состав – лучший на сегодня». Я пытаюсь их поддержать, объясняя, что непопадание в состав обусловлено тактическими нюансами. И что впереди ждут не менее важные матчи.
УРОК 6. РАЗГОВОР В ПЕРЕРЫВЕ
– 8 минут – примерно столько времени есть между тем, как ты спускаешься в подтрибунное помещение, и моментом, когда судья снова зовет твою команду на поле. Поэтому важно грамотно использовать эти мгновения, – сэр Алекс вдвое сжимает 15‑минутную паузу между таймами. – Конечно, когда побеждаешь, то все легко. Ты говоришь о концентрации, о том, что не нужно останавливаться на достигнутом. Но вот если счет не в твою пользу, необходима встряска.
В последние минуты первого тайма всегда думаю о том, что скажу в перерыве. Я сконцентрирован, отрешен. Некоторые тренеры делают пометки в блокноте во время матча, но я не хочу пропускать ни единого эпизода игры. Не могу представить себя заходящим в раздевалку и читающим по бумажке: «Вот эта передача, которую ты принял на 30‑й минуте…». Не уверен, что это вдохновит игроков.
УРОК 7. ТАКТИКА
– Тактика меняется в зависимости от того, с кем нам предстоит встретиться, – продолжает лектор. – Я стараюсь обращать внимание на одного или двух ведущих игроков соперника. Кто у них выполняет все стандартные положения? Кто способен повести за собой? В пятницу мы разбираем на видео сильные и слабые стороны соперника, разные нюансы. В субботу предлагаем нашим футболистам укороченную версию ролика – в качестве повторения.
УРОК 8. ВЛАСТЬ
– Некоторые английские клубы так часто увольняют тренеров, что власть в раздевалке получают игроки, – Фергюсон говорит уже о делах менеджеров. – Это очень опасно. В тренерской деятельности все завязано на футболистах. Ты думаешь, что ты играешь лучше них, они думают, что тренируют лучше тебя.
Однажды я слышал, как тренер начал свою речь словами: «Это, наверное, уже мой тысячный разговор с тобой». На что игрок ответил ему: «Да, и примерно на половине из них я спал».
УРОК 9. АГРЕССИЯ
– Один из моих игроков несколько раз был удален. Но он пашет как проклятый, даже на тренировках. Могу ли я перевоспитать его? Нет. Хочу ли я, чтобы он поменял свое поведение? Тоже нет. Если лишить его агрессии, он перестанет быть самим собой. Нужно просто принять, что у человека есть недостатки, которые уравновешиваются его прекрасной игрой.
По всей видимости, речь идет о 38‑летнем ветеране команды Поле Скоулзе с его четырьмя красными карточками за карьеру в премьер-лиге (еще две случились в Лиге чемпионов). Кроме того, Скоулз входит в тройку самых «желтых» игроков чемпионата Англии: у легенды «МЮ» 95(!) горчичников.
УРОК 10. ОТНОШЕНИЯ С РУКОВОДСТВОМ
– Самые лучшие отношения у меня с исполнительным директором «Манчестера» Дэвидом Гиллом, – говорит Фергюсон. – Да, иногда мы не сходимся в каких-то вопросах, но всегда уважаем друг друга. А вот владельцы клуба Глейзеры – очень сдержанные. Знаете, если б я владел «МЮ» и мой клуб выиграл премьер-лигу, я оказался бы на седьмом небе от счастья.
Помнится, когда я еще играл за «Рейнджерс», директора танцевали одетыми в душе. А вот Глейзеры пожмут руки, сфотографируются – и все.
УРОК 11. ВДОХНОВЕНИЕ
– Помнится, я посетил выступление оперного певца Андреа Бочелли. Ранее я никогда не был на концертах классической музыки. Но вот я смотрел на него и думал о фантастическом взаимодействии и командной работе – все завязано на одном человеке. Поэтому я говорю со своими игроками об этом – насколько они являются слаженной командой.
УРОК 12. КОЛЛЕГИ
– Жозе Моуриньо – человек с харизмой, очень интеллигентный, к тому же очень модный. Думаю, у меня тоже есть все эти качества, разве что одеваюсь я похуже. «Я – Особенный», а также «мы сегодня победим», – эти фразы из уст Жозе говорят о том, что португалец является очень уверенным в себе человеком. Я, например, не могу сказать подобное игрокам. Может, это небольшое проявление моей шотландской натуры?
Хосеп Гвардиола же весьма эмоционален. Он сумел изменить игру «Барселоны», научил команду при потере мяча моментально включать прессинг. Гвардиоле удалось повысить статус своих футболистов. Посмотрите, какие одаренные игроки собраны в каталонском клубе, но как же они при этом еще и упорно работают. Это фантастика.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
– Мне было очень приятно выступить в этой аудитории. На занятиях студенты тщательно анализировали причины моего успеха. Они выделили как один из самых важных факторов отношения с людьми и систему, которую я строил много лет. Скажу честно, что эти ребята гораздо ближе к правде, чем пресса…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Сэр Алекс ФЕРГЮСОН
Родился: 31 декабря 1941 года в Глазго, Шотландия.
Гражданство: Шотландия.
Игровая карьера: выступал нападающим в шотландских клубах «Куинз Парк» (1958–1960), «Сент-Джонстон» (1960–1964), «Данфермлин» (1964–1967), «Рейнджерс» (1967–1969), «Фалкирк» (1969–1973), «Эйр Юнайтед» (1973–1974). В сумме провел 317 игр, забил 170 голов.
Тренерская карьера: шотландские «Ист Стерлингшир» (1974), «Сент-Миррен» (1974–1978), «Абердин» (1978–1986), сборная Шотландии (1985-1986), «Манчестер Юнайтед» (с 1986 года по 2013 год).
За годы карьеры шотландец не раз удостаивался ученых степеней.
1996 Салфордский университет (Англия)
1997 Университет Роберта Гордона (Шотландия)
2001 Каледонский университет Глазго (Шотландия)
2002 Сент-Эндрюсский университет (Шотландия)
2009 Городской университет Манчестера (Англия)
2011 Университет Стирлинга (Шотландия)
2011 Университет Манчестера (Англия)
2012 Университет Ольстера (Северная Ирландия)
Оригинал статьи:
http://www.sovsport.ru/gazeta/article-item/578047
Мне как болельщику Спартака остаётся только добавить, что это огромная удача, когда тренер и клуб находят друг друга. Спартаку, как клубу с великой историей и богатыми традициями, нужен тренер подобного калибра, как Алекс Фергюсон. Тренер, который построил не одну чемпионскую команду. Возможно, клубу придётся пригласить этого тренера со стороны. Возможно, этот тренер родится в структуре самого клуба.
но так ли у него успешно сложилось в другом клубе - это очень большой вопрос
вобщем пока валераверим (без кавычек) минимум еще год))
Прочитал с огромным интересом!!!