6 мин.

С барского стола. «Манчестер Юнайтед» и корпоративные войны

Мы ведь привыкли к тому, что все вокруг говорят: спортивный клуб должен уметь использовать медиа в своих целях. Развлекать, завлекая. Завлекать, развлекая. Проводить промо-акции, пускать в раздевалки, открывать тренировки, соглашаться на все фотосессии всех игроков, вливаться в любые гарлем-шейки. В общем, создавать о себе медиа-buzz, желательно положительный, – как там, в горнем заграничном мире.

Чаще всего эту мантру повторяют журналисты – они не меньше заинтересованы в этом бесконечном баззе. Сколько уж было рассказов о том, что у нас все никуда не годится, репортеров ни во что ни ставят, а вот там, за горизонтом... Достаточно ткнуть отечественных производителей в какой-нибудь частный пример тамошней открытости – и обобщить. А там уж покатит само – так уж получается, что слово «европейский» в значении «прекрасный» употребляется у нас гораздо чаще, чем в значении «европейский». Не говоря уже о слове «американский».

Спору нет, буззить клубам нужно. Вопрос в том, кто будет получать прибыль от производства этого базза. В классической схеме «открытых» клубов большая часть прибыли отходит СМИ. Хотя может быть, стоит сказать «отходила». Потому что не исключено, что по-настоящему серьезные клубы в ближайшее время пересмотрят, кем им приходятся медиа – особенно медиа «старые», репортерско-аналитические.

Уже ясно, что базз вокруг суперклубов будет и так. Для этого больше не нужны открытые тренировки. СМИ – больше не партнеры. Они – конкуренты в борьбе за эксклюзив. Причем конкуренты, у которых очень несложно выиграть. Достаточно просто застегнуться на все пуговицы. Особенно если традиция застегивания и так есть.

«Манчестер Юнайтед» при всей своей феноменальной популярности – клуб не просто застегнутый. Это клуб с заколоченными фанерой ставнями. В назначенный день журналисты могут поколядовать у порога, им вынесут пару конфет, но еще раз дверь откроется только в следующее рождество.

Сколько в год открытых для СМИ тренировок проводят «Юнайтед»? Ровно столько, сколько играют еврокубковых матчей. Какая-нибудь одна случайная сразу после выхода из отпуска – не в счет. Она для всех, в том числе и болельщиков. И не факт, что ее проведут. А в еврокубках есть пятнадцать минут, положенные по регламенту УЕФА. Больше ни секунды вам не дадут, но уже за это вы должны сказать Союзу европейских футбольных ассоциаций что-нибудь огромное и человеческое. Перед матчами чемпионата Англии у вас не будет и этого.

Все, что будет, – пресс-конференция на базе в Каррингтоне. Обычно в пятницу, обычно в девять утра. Вход – строго по приглашениям. Никаких сезонных пропусков нет. Каждый раз – отдельная рассылка. Если вас нет в списке, вы не попадете дальше блокпоста на дороге.

На пресс-конференцию придет Сэр Алекс. Один. Сначала он побеседует с журналистами, работающими в номер на сегодня и субботу. Затем они выйдут – останутся только «воскресники». Еще несколько вопросов – и все. Слова Фергюсона, даже если он говорит, что дважды два – четыре, являются товаром, который «Манчестер Юнайтед» может продать и сам, без посредников. Сайт, МЮ-ТВ, программка, которая начинается обращением тренера к болельщикам – зачем тратить этот актив на посторонних?

Matchday menu, которое предложат журналистам на «Олд Траффорд», еще постнее. На послематчевую пресс-конференцию придет только тренер гостей. Сэр Алекс даже не подумает показываться в пресс-центре. Он даст комментарий в камеры во флэш-зоне – и достаточно. Остальные журналисты имеют только один шанс услышать Фергюсона: все, что он скажет, будет транслироваться на экране в комнате работы прессы. Тамошняя братия подставляет свои диктофоны к экранам – и записывает. Другого варианта общения с великим шотландцем в день матча не будет. Так что если вы готовили Сэру каверзный вопрос, можете понемногу его забывать. Или задать его в пятницу на пресс-конференции с малопредсказуемыми для себя последствиями. Ведь выпасть из обоймы могут даже репортеры Sky. Понятно, что главного бродкастера нельзя не аккредитовать. Но можно ненавязчиво попросить поменять человека.

Хотите пообщаться с игроком в микст-зоне? Опять мимо – микст-зоны тоже нет. Ее, кстати, нет ни у одного клуба премьер-лиги – мало того, что отдаешь за просто так ценный актив, так еще и невозможно контролировать ни что игрок скажет, ни что журналист напишет. Так что каверзные вопросы Руни можете тоже выбросить из головы. Ответы на некаверзные – там же, на экранах. Подставляйте диктофон!

Вам жутко повезет, если вам действительно покажут Руни. Ведь если он забил два, будет приложено максимум усилий, чтобы его комментарий достался только МЮ-ТВ. А всем остальным дадут, например, Патриса Эвра. Тоже ведь хороший игрок, тоже из основы.

Нет, до Руни добраться можно. Подать заявку, обсудить, о чем будет разговор, приехать в Каррингтон (99 шансов из 100, что разговаривать придется именно на базе «Юнайтед», а не где-то еще), взять, отдать на вычитку. Все это возможно установленным порядком. Но при этом вы никакой не союзник «Манчестер Юнайтед» в добром деле раскрутки. Вы – прямой конкурент. Ведь клики должен собирать сайт клуба, а не сайт вашего СМИ.

Пишите и не забывайте, что сезонных аккредитаций в ложу прессы тоже нет. Есть индивидуальная, на каждый матч. Одно неверное движение – и этот матч станет для вас последним.

Золотое правило «No one is bigger than the club» получает новую трактовку. Ни одно СМИ не станет воевать с клубом размером с «Манчестер Юнайтед». Потому что читатели скорее бросят читать газету, которая перестала публиковать материалы о суперклубе, чем потеряют интерес к суперклубу из-за какого-то конфликта с журналистами. И попробуйте доказать им, что это не реальное положение вещей. Что такое один репортер для таких масштабов?

Есть ощущение, что все это – начало большого пути. Чем быстрее растут миллионы фейсбук-лайков, тем ценнее будет каждый бит информации обо всем с приставкой «супер», включая клубы. Со стола не упадет ни одна крошка.

Они уже знают, что они сами себе газеты, радио и телевидение, потому что это на самом деле так. В их распоряжении есть игроки-активы, которые по степени эксклюзивности равны полотнам Рембрандта, по степени интереса публики – The Beatles, по степени узнаваемости – Эйфелевой башне и букве «М» на крыше «Макдоналдса». Этим можно и нужно пользоваться. Вы бы и сами делали на их месте то же самое.

На въезде в Каррингтон, перед первым шлагбаумом, стоит любопытная табличка. На ней красным по белому написано: «ВАЖНОЕ СООБЩЕНИЕ! Из-за торговцев, которые зарабатывают на продаже атрибутики с автографами посредством интернет-продаж и т.д., игроки больше не будут подписывать мячи или майки и т.д. Мы приносим извинения нашим истинным болельщикам».

Ни одна крошка.

Автор: Андрей Вашкевич

Читайте прямо сейчас на prosports.ru:

Все материалы журнала по тегу PROспорт-бизнес

Эксклюзивное интервью с Дарюсом Каспарайтисом