Водитель - важное звено в структуре клуба
Сегодня я хотел бы помянуть доброй памятью Николая Дорошина. Он - человек-легенда, награжденный за беззаветную преданность «Спартаку» специальным именным перстнем. Матвеич, как дружески называли его целые поколения спартаковских игроков и тренеров, прослужил «Спартаку» за баранкой клубного автобуса целых 35 лет.
Дорошин пришел в «Спартак» немного позднее меня, в конце 70-х. Как раз тогда «Икарусы» новые появились… Молодой был, амбициозный, ездил нормально, спокойно, дисциплинированно. Игроки, правда, как обычно, поначалу решили проверку ему устроить, мол, давай, обгоняй, чего ползем… Но тогда в команде были Николай Петрович Старостин и Константин Иванович Бесков, так что молодой водитель знал, кого надо было слушаться. И правильно делал. Ты все-таки везешь команду, которая год от года, между прочим, только дорожала в цене. Сейчас водитель вообще сотни миллионов долларов, образно говоря, возит. Водитель очень важное звено в структуре клуба, над чем многие не всегда даже задумываются.
От него зависит, насколько комфортно команда доберется до стадиона, вовремя или нет. Сколько нервов это стоит водителю! Вспомните, например, тот знаменитый случай, когда «Спартак» ехал на матч с «Интером» и даже многоопытный Николай Матвеевич Дорошин не мог пробиться через многокилометровые столичные пробки. Команда пересела на метро, вызвав шок у многих горожан, которые среди пассажиров увидели знакомые лица футболистов. Никто не мог понять: как это - у них игра через пару часов, а они в метро с сумками?!
…А в пору Старостина и Бескова порядок был четкий: Константин Иванович сидел позади Николая Петровича, который занимал свое место впереди всех, и только они имели право командовать водителем: «быстрей», «обгоняй»… Но командовал, как правило, Бесков. Тем более, что он всегда имел при себе удостоверение полковника милиции. Так что, если возникала какая-то нештатная ситуация, Бесков тут же вступал в дело: «Николай, давай в левый ряд – и прямо!». Николай становился влево и всех гонял. У него еще на автобусе такой клаксон был со специфическим звуком. Всех разгонял и шел вперед как танк. Тогда даже 100 километров считалось очень серьезной скоростью...
Пару раз, когда мы ехали из Тарасовки на игру, нас, помнится, гаишники все-таки останавливали. Смотрим в окно: Николай выходит, начинает разговаривать. Проходит минута, две, три… Назад не возвращается. Тут начинает лопаться терпение у Бескова. Встает со своего места, спускается из автобуса, показывает удостоверение, гаишник отдает честь, и мы едем дальше. Вся операция занимает десять секунд. Бесков усаживается и мы слышим то ли в шутку, то ли всерьез: «Николай, опять мне тебя надо выручать…». Но были и другие ситуации. Дорошин видит, что без нарушения никак не проедешь, но не нарушает, потому что нет команды Бескова. И, как только, Константин Иванович, наконец, говорит со своего места: «Николай, обгоняй, я тебя отмажу!», наш водитель смело идет на обгон.
Профессионализм был у него в крови. Столько лет отработал и все эти годы без каких-либо серьезных аварий. Понятно, что нервничал в дороге, но этого старался не выдавать, делал свою работу четко и грамотно. Старался всем помогать. Когда ребята получали какие-то машины, все шли к нему за советами. Консультировал Матвеич с удовольствием и знанием дела. Помню, в мою бытность работы генеральным директором клуба, Николай подошел ко мне и говорит: «Несчастливый автобус у нас какой-то, никак чемпионами не можем стать!». Ну, а я ему в ответ, что, мол, это не от автобуса вроде как зависит. И спрашиваю попутно: «а сколько этому автобусу?» Дорошин отвечает: «уже четыре года, тысяч 60-80 прошел. В этом смысле, вроде все нормально. Но вот невезучий»… А в футболе, как известно, на приметах многое построено. Мы посмеялись и разошлись, каждый при своем мнении. Но через год мы тот автобус все-таки поменяли на новый, и Дорошин успел на нем поездить.
Однако на недавнюю игру с «Тереком» футболистов «Спартака» вез уже другой водитель…
Судьба свела нас с Дорошиным таким образом, что в 1982-м году мы переехали с ним в один дом на Черкизовской. Там же, кстати, поселился и Олег Романцев, который, правда, позже поменял место жительства. Так что до последнего часа Николая Матвеевича мы были соседями.
Вечная ему память…
Спасибо Сергею.
Горько...
Соболезнования всем родным и вообще всем красно-белым...