сокровище мадам Петуховой
Спортивной полосе и живущим на ней материалам обычно нет дела до вице-премьеров и министров. Отставка Николая Аксененко – единственное исключение. Аксененко последние годы усиленно опекал московский «Локомотив»; футбольная команда оказалась одним из тех непрофильных вложений, точкой нецелевого приложения бюджетных средств, которые стали декларированной причиной отставки государственного деятеля.

Оговорюсь: я не разбираюсь в экономических нюансах и тем более политических подробностях отечественной жизни. И вор, конечно, должен сидеть в тюрьме. Пускай только докажут хотя бы для вида. Не хочется впадать и в другую крайность: может быть, успехи «Локомотива» в Лиге чемпионов и повысили производительность труда в стране, может быть, эффективность этой неожиданной прибавки и покрыла все мыслимые убытки от непрофильных вложений и нецелевых использований – не суть. Просто я слишком часто проезжаю Черкизовский мост. А по нему еще и быстро ехать тяжело, потому что ярмарка, машин уж очень много. Слева от моста, если ехать из центра, стоит стадион «Локомотив», квадратный и красивый. Этот стадион реконструирован из стандартной овальной плошки советского образца. Я помню, как на этой плошке шесть лет назад вырубился свет в тот самый момент, когда на ее зеленом травяном дне играли вдруг вышедший в еврокубки, всегда заштатный «Локомотив» и знаменитая «Бавария». Просто не выдержала фаза – не была она приспособлена к международным световым требованиям...
Так вот. Стадион стоит. Я, к сожалению, редко езжу электричкой, да и поезду предпочитаю самолет. Если правда, что ради его строительства повысили тарифы на пригородных маршрутах, то это, наверное, нездорово. Но вот в Лужниках я тоже бываю. Их строили – разве ж не из государственных средств? И неужели государственные средства складываются из чего-то другого? Точно то же самое – цены на мясо, которого не было, пошлины на импорт, в том числе носимых всеми итальянских сапог, плата за проезд в общественном транспорте. И, кажется, тоже никого об этом не спросили тогда.
А стоило ли спрашивать? Нужен стадион, и все. Когда-то были нужны Лужники; теперь, как наглядно показала жизнь, нужно что-то помимо них. За чисто футбольным стадионом московские клубы привыкли ездить в Раменское. Именно там лежит на земле, прямо у леса, изящный спичечный коробок маленького 15-тысячника, на котором уже тот же «Локомотив» играл в еврокубках. Отличное поле, до которого с трибуны – рукой подать... В строительстве, кстати, активно участвовала администрация Московской области – тоже откуда-то ведь брала деньги, экономила в бюджете. А в Москве такого стадиона – не было. Не каждый матч в состоянии окупить лужниковскую аренду, не для каждого эта громада просто и нужна. Теперь такой стадион – есть. И вот какой возникает вопрос. А откуда в нашей стране может взяться стадион, если его не построит государство? Средствами железной ли дороги, или атомной промышленности, или олигарху какому прикажут отстегнуть? Да ниоткуда. И по мне – совершенно безразлично, какой начальник, самый высший или так, средней руки, их на строительство пустил. Деньги, где бы ни лежали, лишними там тоже не были.
Что будет дальше с Николаем Аксененко – неизвестно. И неинтересно. У него, конечно, были резоны – и, кто знает, насколько они были бескорыстны? – вложить деньги своего ведомства именно в клуб, а не куда-то еще. Но стадион-то так и останется стоять с левой стороны от моста, если ехать из центра, и еще, думается, долго он будет оставаться и самым современным, и самым пригодным для игры в Москве.
Построил себе человек памятник. Как тот сторож из «Двенадцати стульев»: два мошенника, старый и молодой, искали-искали клад, гонялись за мебелью по всей стране, а он просто случайно сапогом надорвал обшивку – камешки-то и посыпались. И построили на них Дом культуры. Сокровище мадам Петуховой никуда не делось, его можно было потрогать руками, но нельзя было унести с собой. Так и стояло.






