Боб Марли обожал футбол. Как источник гармонии и способ объединить людей
От редакции: приветствуем в блоге «Футбол уходящей эпохи»! Здесь рассказывают атмосферные истории об игроках прошлого. Этот текст – про Боба Марли, у которого сегодня день рождения: король регги родился 81 год назад. Читаем, ставим плюсы, подписываемся!

Один держал в руке нож, другой – «розочку». Два молодых парня были готовы убить друг друга – типичное дело для улиц Кингстона, на которых вырос Боб Марли. Предметом спора, конечно, была девушка. И можно не сомневаться, что пролилась бы кровь, не вмешайся будущий король регги. Он бросил между спорщиками мяч и сказал своим хриплым голосом:
«Один из вас поедет на кладбище, а другой – в тюрьму, в то время как она уйдет с третьим. Вы этого хотите? Решите спор на футбольном поле!»
История могла стать анекдотом, уйди Марли с той девушкой, пока парни выявляли сильнейшего на поле, но Боб был не таким. А каким же он был? И какую роль сыграл в его жизни футбол? Поговорим об этом сегодня – в день рождения короля регги.
Подписывайтесь на (не)давно | Футбол уходящей эпохи и погнали!

Роль миротворца и гастроли по футбольному календарю
На Ямайке ожесточенную политическую борьбу вели Эдвард Сига и Майкл Мэнли. Один был премьер-министром, второй – лидером оппозиции. За все время они отступали от противостояния лишь дважды. Впервые – когда Боб Марли вытащил обоих на сцену на своем концерте One Love Peace и взял обоих за руки. Второй – на похоронах легенды регги.
Вставать посередине и объединять людей Боб Марли начал с юных лет. Одной из причин стало его происхождение: отец музыканта был белым, мать – черной. В детстве Марли называли «белым мальчиком», ведь его кожа была светлее, чем у сверстников. Но, конечно, белые «своим» его тоже не считали.
По этому поводу Марли говорил: «Я не на стороне белых и не на стороне черных. Я на стороне Бога». Он всегда чувствовал, что находится посередине и объединяет людей. Футбол, как и его музыка, был одним из способов сделать это.
Кстати, Марли составлял концертные туры с учетом футбольного календаря. Так, например, во время продвижения альбома Kaya состоялось 52 выступления в Северной Америке и Европе. Часть из них пришлась на ЧМ-1978, поэтому организаторы изрядно попотели, чтобы ни один концерт не перекликался со временем матчей.
В гастрольном райдере Марли было требование оснащать телевизорами автобусы, перевозившими группу The Wailers, чтобы всегда иметь возможность посмотреть футбол. Звук при этом никогда не включался – Бобу не нравилась атмосфера, которую создавали комментаторы. Ему нужна была сама игра – без крика и навязанной эмоции. В футболе он ценил то же, что и в музыке: пространство, где люди объединяются, а не спорят.

Марли расслаблялся на поле. Играл на инстинктах
Музыка была тканью жизни Марли, но футбол сшивал ее воедино. Его творчество, подпитанное духом времени и нервом напряженного ямайского общества, было тяжелой ношей, а гастрольная жизнь – опустошающей работой. Трудно представить, что разяще лаконичные, мобилизующие строки его песен могли бы появиться без нужного внутреннего состояния.
Футбол стал способом освободить голову. Грубо прошитые кожаные мячи всегда были рядом и шли в ход в любую паузу — Марли старался заполнять свободное время импровизированными матчами.
Место и соперник не имели большого значения: играли на автостоянках, пустырях и даже заправках, а в соперниках были как звезды, так и продавцы бананов. Футбол был универсальным средством, которое объединяло людей вне зависимости от страны и языка.
«Пытаться отобрать у него мяч было просто безнадежно. Поскольку Боб сочетал в себе харизму и техническое мастерство, мяч всегда оказывался у него в ногах. Он был, если хотите, «генералом» в центре поля. Он и парни из The Wailers были настолько хороши, что это было похоже на матч против Бразилии», – вспоминал Тревор Уайатт, британский дистрибьютор Island Records.
Марли считался иконой стиля и старался выглядеть соответствующе как на сцене, так и на поле. Он возил с собой любимые бутсы Adidas Copa Mundial, которые в сочетании со спортивными штанами, почти всегда заправленными в носки, создавали уникальный и узнаваемый образ.

Его ноги демонстрировали удивительную для такого миниатюрного человека силу и помогали управлять мячом. Боб моментами показывал невероятное мастерство – соперники не верили, что перед ними артист, а не профессиональный игрок. Казалось, что Марли двигало что-то бессознательное – как и в случае с музыкой. Его техника была инстинктивной и грубой – как и его выступления.
«Когда он играл, то получал истинное удовольствие. И это были те редкие моменты, когда Боб расслаблялся. Поэтому частенько я просто убирал камеру», – вспоминал Деннис Моррис, личный фотограф короля регги.
Менеджер Боба – бывший футболист
В 1970-х Марли нанял Аллана Коула на роль менеджера по организации гастролей. Тот прежде этой деятельностью не занимался, зато был самым знаменитым футболистом Ямайки – поиграл в МЛС и Бразилии. Говорят, что Коул рано закончил с футболом как раз из-за духовной связи с Бобом.
Они сблизились еще в 60-х на взаимной любви к футболу и растафарианству. Когда Аллан стал тур-менеджером Боба, то отвечал не только за импровизированные матчи между концертами, но и контролировал всю бытовую часть жизни группы. А еще выступал силовым контуром, если считал, что кто-то пользуется добротой Марли.
Возможно, именно бразильский период в карьере Аллана Коула повлиял и на футбольные симпатии Марли: он искренне болел за «Сантос», боготворил Пеле и временами перенимал манеру игры бразильского маэстро – филигранную технику и мастерскую импровизацию. Это проявлялось как на поле, так и в творчестве.
Наравне с музыкой футбол был для Марли частью характера, его личности. Настолько, что однажды Боб сказал журналисту: «Если хочешь узнать меня, тебе придется сыграть в футбол против меня и The Wailers».

Миф о том, что футбол стал причиной смерти
В песне Redemption Song Марли напевал: «Освободитесь от ментального рабства! Никто, кроме нас самих, не может освободить наш разум!» А в интервью французскому телевидению со свойственной ему вдумчивой и тягучей манерой речи добавлял: «Футбол – это свобода».
Есть легенда, что для Марли футбол был не только свободой, но и стал причиной смерти. В 1977-м у него обнаружили акральную лентигинозную меланому (редкий тип меланомы) под ногтем большого пальца стопы. Сначала Боб думал, что это просто футбольная травма – даже первый врач трактовал это как повреждение. Но биопсия показала рак.
Вокруг этого и родилась легенда, что причиной смерти Марли стал футбол, однако это не так: повреждение было не первопричиной, а симптомом уже существующей болезни.
Марли отказался от ампутации пальца, сославшись на религиозные причины. Хотя говорят, что он не хотел лишаться футбола. Так что игра все же могла быть одной из причин, почему он не хотел радикального лечения. В итоге болезнь распространилась, Боб умер 11 мая 1981 года.
Песня Боба Марли – неофициальный гимн «Аякса»
Осенью 2008-го Боб Марли неожиданно стал главным героем футбольного вечера в Кардиффе, где продолжил объединять людей, хотя сам давно уже покинул этот мир.

Тогда в столицу Уэльса прибыли три сотни амстердамцев – поддержать «Аякс» в товарищеской встрече против «Кардифф Сити». Изрядно набравшись местного пива и виски, голландцы гуляли по городу, улыбались и горланили песни, что не понравилось местным хулс.
После окончания встречи готовили жаркий прием для гостей из Нидерландов, но об этом узнала местная полиция. По ходу матча диктору на стадионе «Кардиффа» Али Яссину поступил звонок из службы безопасности:
«После игры мы закроем фанатов «Аякса» на гостевой трибуне, чтобы их не разорвали возле арены. Любыми способами займи людей, пока снаружи не станет спокойно».
Вот здесь на сцену и вышел Боб Марли. Яссин был бывшим музыкантом и любителем регги. В дикторской у него оказалось несколько пластинок короля регги, и вскоре над трибунами понеслась ямайская музыка. Когда зазвучал трек Three Little Birds, три сотни болельщиков «Аякса» начали петь и танцевать. Яссин крутил одни и те же регги-номера вновь и вновь – и это отвлекало людей от проблем и неудобств.
Диктор закончил импровизированный концерт только спустя несколько часов, когда фанаты «Кардиффа», уставшие ждать под дождем, разошлись по домам или пабам. А болельщики «Аякса» спокойно покинули сектор, распевая песню про трех маленьких птичек уже а капелла.
С тех пор Three Little Birds стал неофициальным гимном Аякса. На каждой встрече трибуны «Йохан Кройфф Арены» затягивают: «Don’t worry about a thing, ’cause every little thing is gonna be all right».
Сегодня, в день рождения Боба Марли, можно не только вспомнить его главные хиты, но и попытаться выиграть фирменную джерси «Аякса» из лимитированной коллекции, посвященной королю регги!
Топовое фото: Gettyimages.ru/Alexandre Schneider












Спасибо, с кайфом прочитал!))