Не уметь проигрывать
Нет ничего удивительного и, как следствие, утешительного в реакции что футболистов, что общественности на провал сборной. О какой удивительной реакции может идти речь, спросите вы, когда двух мнений быть не может? Но какой же мерзкий отпечаток остаётся от так хорошего начинавшегося турнира, о котором будут помнить только нацистские избиения в Варшаве и разборку в отеле "Бристоль"!
Футболисты и депутаты - два на сегодня самых одиозных класса российского общества. Русский человек, наделённый безграничным терпением, ждёт что от одних, что от других изменений к лучшему, а жить лучше становится только самим депутатам и футболистам. Никто им уже не верит, и никому они нахрен не были бы нужны, если бы не были так важны. Чем и пользуются.
Встретились как-то депутаты и футболисты... Ну это анекдот, если бы не на фоне катастрофы. Для меня в этой истории два очевидных момента: во-первых, неправы обе стороны. Лупить ночью стулом в дверь в номер Шунина с Кокориным - это прекрасно. Как, впрочем, и слова Аршавина. Безусловно, стоит сделать скидку на то, что мы этим поступкам придаём общенациональное значение, тогда как они были приватные, а не сказанные и сделанные специально на камеру в микст-зоне.
Но ведь это прямо говорит и о другой вещи: мы не умеем проигрывать. Не так, чтобы с понурыми лицами, как размазня, как будто и не важно, победа или поражение. А в самом глобальном плане - в признании того, что твой план не сработал, что этот не выложился, что вот здесь соперник хитрее сыграл. То есть не в формальном "извини" на камеру - умение проигрывать. Потому, что если всё это понимать в сугубо формальном аспекте, то прав Широков - "кто и перед кем должен извиняться или вы думаете, что мы специально проигрывать вышли"?
Правда, слова Аршавина, сказанные конкретному человеку в приватном диалоге, могли быть этаким психологическим приёмом. Когда на тебя орёт пьяный человек, который не хочет тебя слушать, остановить его можно разве что заведомо шокирующим заявлением по типу "сам ты долбо*б!" Потому что истину в таком разговоре не установишь, а смысла выслушивать дальше пьяный бред нет никакого. Но в таком случае обидно, что игроки вели себя, исходя из инстинкта послать, о национальной гордости и самосознании тут и близко речи не идёт.
Парадокс в том, что без умения побеждать (без понимания своей силы, без привитой болельщикам культуры самосознания) не научишься проигрывать, потому что это где-то близко. Вот барселонские болельщики после незабитого пенальти Месси каждый раз на "Камп Ноу" скандируют фамилию аргентица. Потому что футболист заслужил доверие, а болельщикам привита культура стиля и взаимоуважения.
С такими результатами и отношением друг к другу доверие и культуру ни к чему не привьёшь. Каждый чувствует другого виноватым (и обоснованно), но никто не понимает, что ситуацию не изменить, если не начать с себя. То есть парадоксальный трагизм заключается в том, что всё сводится к тупейшему вопросу о поиске виноватого в то время, как на себя никто не смотрит. Начиная с Фурсенко, Адвоката и Аршавина, довершая корочкой пьяного депутата.
Обидно проиграть, но не мы одни проиграли. Ещё семеро покинули групповой этап вместе с нами. А проиграть достойно не сумели мы одни...