«Это турнир, матчи которого начинаются на поле, а доигрываются в посольстве!» Пять крупнейших скандалов Кубка Митропы
Евгений Лешкович рассказывает безумные истории о турнире, который стал прообразом современных еврокубков.
Что это вообще за Кубок такой?
Кубок Митропы — это международный клубный турнир, проводившийся с 1927 по 1940 гг. После Второй мировой он был возрожден под старым названием, но если до войны в нем принимали участие лучшие клубы континента и звезды калибра Меаццы и Синделара, то в послевоенной версии он превратился в своеобразный еврокубок для победителей... вторых дивизионов. Соответственно, есть все основания считать довоенный и послевоенный Кубки Митропы разными турнирами.
Главным идеологом создания Кубка Митропы был выдающийся тренер и функционер Хуго Майсль, с 1919 и до своей кончины в 1937 гг. возглавлявший сборную Австрии (именно при нем она стала известна как «вундертим»). В начале двадцатых Майсль заметил, что национальные чемпионаты стран, получивших независимость по итогам Первой мировой войны, из-за своей предельной предсказуемости перестали вызывать интерес у публики. Например, чемпионат Венгрии с 1917 по 1925 гг. выигрывал исключительно МТК, в Чехословакии доминировала «Спарта» (58 побед в 59 матчах с 1919 по 1923 гг.), в Австрии 4 из 5 чемпионатов с 1919 по 1923 гг. выиграл «Рапид». По мнению Майсля, отсутствие конкуренции начало сказываться не только на посещаемости и выручке, но и на общем уровне футбола в регионе. Это косвенно подтвердил провал сборных Чехословакии и Венгрии на Олимпийских играх 1924 года.

При этом бросалось в глаза, что люди охотно ходят на товарищеские матчи между сильнейшими командами разных стран. Это и навело Майсля на мысль сделать такие матчи регулярными, да еще и добавить турнирной мотивации. Так австрийский визионер дошел до идеи международного турнира из двухматчевых противостояний («матч дома — матч в гостях»), исход которых определялся по сумме мячей, забитых в обоих поединках.
Создав проект турнира, Майсль быстренько отыскал под это дело спонсора в виде железнодорожной компании «Mitropa» (попутно закрыв еще и часть логистических вопросов). В 1927 году был проведен первый розыгрыш нового турнира, сразу же снискавшего огромный интерес у болельщиков. Идея прижилась и неудивительно, что многие футбольные историки называют Майсля создателем современных еврокубков, а сам Кубок Митропы не так давно был официально признан УЕФА «предшественником Лиги чемпионов».
Кубок Митропы с самого начала был известен не только высочайшим уровнем футбола, но и повышенной скандальностью (писатель Фридрих Торберг назвал его «турниром, матчи которого начинаются на поле, а доигрываются в посольстве»). О самых горячих моментах его истории мы сегодня и поговорим.
КУПИТЬ КНИГУ АВТОРА ОБ ИСТОРИИ КУБКА МИТРОПЫ
1927. Камень в лицо капитану
Первый скандал случился в первом же розыгрыше, который состоялся в 1927 году. В полуфинале того турнира встретились пражская «Спарта» и будапештская «Хунгария». Под вывеской «Хунгария» в те годы выступал МТК — режим адмирала Хорти проводил в Венгрии политику мадьяризации и потребовал у клуба взять более патриотичное название. Кстати, меняли в Венгрии в те годы не только названия команд, но и имена с фамилиями — например, выходцу из швабской семьи по имени Ференц Пурцельд пришлось стать Ференцем Пушкашем, а румынского лидера «Уйпешта» Стефана Ауэра вы найдете в энциклопедиях под именем Иштван Авар.
«Спарта» и «Хунгария» были командами примерно одного уровня, что подтвердилось и на поле. В Будапеште была ничья 2:2, в Праге — ничья 0:0. Правила выездного гола тогда не существовало, по регламенту Кубка Митропы была назначена переигровка на нейтральном поле. Однако тут кто-то из «Спарты» узнал, что во время турне по США футболист «Хунгарии» Кальман Конрад подписал контракт с клубом «Бруклин Уондерерс», который на момент матчей со «Спартой» не был расторгнут. Так как иметь на руках сразу два контракта законом категорически запрещалось, то Конрад и «Хунгария» были дисквалифицированы, а «Спарта» попала в финал. Кальман, кстати, отомстил: после окончания карьеры он стал тренером пражской «Славии» и выиграл с ней два чемпионата Чехословакии (1934, 1935), опередив как раз «Спарту».
В финале «Спарта» обыграла венский «Рапид» (6:2, 1:2). После окончания ответного поединка взбешенные болельщики «Рапида» существенно подпортили церемонию награждения, прорвавшись на поле и атаковав чешских футболистов. От расправы игроков «Спарты» спас спешно организованный полицейский кордон, однако несколько камней до них все же долетело — например, капитану чехов Карелу Пешеку таким образом разбили лоб.
Секретарь федерации футбола Чехословакии пришел в ярость и потребовал не только дисквалифицировать все австрийские клубы, но еще и... объявить бойкот австрийским товарам. Впрочем, до этого все же не дошло.

1932. Год без финала
В полуфинале Кубка Митропы-1932 встретились пражская «Славия» и «Ювентус». Первый матч довольно неожиданно закончился выносом «Юве» со счетом 4:0. Игроки «Старой синьоры», выигравшие два предыдущих чемпионата Италии и не привыкшие к таким разгромам, вышли из себя и начали откровенно хамить. Австрийский арбитр Ойген Браун по каким-то причинам не обращал на это никакого внимания, из-за чего на 82-й минуте страсти окончательно вышли из-под контроля. Рядом со скамейкой «Славии» в рукопашной сцепились Властимил Копецки и Марио Варльен, а тренер чехов Йозеф Слоуп-Штаплик не придумал ничего лучше, чем огреть итальянца бутылкой по голове. За одноклубника тут же вписались игроки «Юве», за своего тренера — футболисты «Славии», в результате чего началось побоище в формате стенка на стенку. MVP этого файтинга стал Ренато Чезарини, сочным хуком уложивший лидера пражан Антонина Пуча. К чести Ойгена Брауна, этот эпизод он все-таки не пропустил, выписав Чезарини красную карточку.
Ответный матч был сыгран в Турине уже через 4 дня. Наскипидаренные болельщики «Юве» весь первый тайм закидывали гостей всякой дрянью, в том числе и камнями. Такое давление сказалось на моральном состоянии «Славии», из-за чего туринцы довольно быстро повели со счетом 2:0. В жарком пьемонтском воздухе повеяло камбэком, но перед самым перерывом один из камней с трибун прилетел прямо в голову великого чешского вратаря Франтишека Планички.

Тот потерял сознание и четверть часа не мог прийти в себя, а игроки «Славии» отказались продолжать матч и ушли в раздевалку. Болельщики поняли, что таким нехитрым способом чехи хотят оформить себе техническое поражение со счетом 0:3 и сохранить преимущество по сумме двух встреч, сочли это несправедливым и отправились выкуривать гостей из подтрибунного помещения. До вокзала тем вечером делегация «Славии» добралась только благодаря усиленному отряду полиции.
Оргкомитет Кубка Митропы, собравшийся через некоторое время, принял решение дисквалифицировать... обе команды, а победителем турнира объявить клуб, который выиграет второй полуфинал. Так обладателем трофея стала «Болонья», за которую тогда играли Анджело Скьявио и Карло Регуццони.
Важным последствием скандала 1932 года стало решение оргкомитета приглашать на ключевые матчи судей из Англии, авторитет которых тогда был неимоверно высок (да, в 1932 году было так).
1934. Когда и шести матчей мало
Есть пары, благословленные небесами. А есть пары, небесами будто бы проклятые. Вот такой парой до войны были «Спарта» и «Хунгария».
Через семь лет после «Дела Кальмана Конрада» жребий вновь свел чехов и венгров в 1/8 финале Кубка Митропы-1934. «Спарта» выиграла в Будапеште со счетом 5:4, но дома из-за травмы своей главной звезды Раймона Брена смотрелась непривычно слабо и проиграла 1:2. Был назначен третий матч, в котором «Спарта» была наголову сильнее и выиграла 5:2. Дублем отметился Фердинанд Фацинек.
Фацинек был новичком «Спарты», купленным тем же летом у швейцарского «Цюриха». Или, точнее сказать, почти купленным. Людям из «Хунгарии» удалось найти информацию о том, что деньги за этот трансфер швейцарцы еще не получили. Значит, Фацинек игроком «Спарты» еще не являлся? Значит, играть он не мог и «Спарту» нужно дисквалифицировать?..
Началось масштабное юридическое разбирательство насчет того, когда трансфер можно считать свершенным и насколько тут важен сам факт оплаты. Так как к единому мнению прийти не удалось, а игнорировать позицию «Хунгарии» также не представлялось возможным, оргкомитет решил рубануть сплеча и отменил результаты всех трех состоявшихся к тому моменту матчей, предложив «Спарте» и «Хунгарии» начать всю серию заново.
Обойтись двумя матчами не удалось и в новой серии — команды обменялись домашними победами со счетом 2:1. Более того, шестой матч, состоявшийся на нейтральном поле в Вене, закончился... вничью (1:1). По регламенту команды должны были проводить еще одну встречу, но к тому моменту уже закончились четвертьфиналы и с этой парой пора уже было что-то решать. В итоге была проведена жеребьевка, монетка выбрала «Спарту».
В 1/4 финала измотанные чехи без вариантов уступили венской «Адмире» (0:4, 3:2). «Адмира» дошла до финала, где проиграла «Болонье» (3:2, 1:5).

1937. Венская битва
В четвертьфинале Кубка Митропы-1937 встретились венская «Адмира» и итальянский «Дженоа». Итальянцы в первом раунде не оставили никаких шансов загребскому «Граджански», а вот австрийцы лишь в дополнительном матче дожали «Спарту» (как видим, чехам стандартных 180 минут не хватало просто хронически).
Первый (и последний) матч между «Адмирой» и «Дженоа» вошел в историю турнира как один из самых омерзительных. Многие пытаются связать это с общим обострением отношений между Австрией и Италией — к 1937 году Муссолини, первоначально симпатизировавший австрийскому канцлеру Дольфусу, перешел на сторону Германии и стал требовать от Австрии удовлетворения немецких территориальных претензий. Однако по факту резьбу сорвало по чисто футбольным причинам, а главным виновником случившегося был венгерский арбитр Михай Иванчич.
Первый тайм получился спокойным и где-то даже скучным. Однако в начале второй половины «Адмире» удалось открыть счет. Генуэзцы почти мгновенно отыгрались — правда, из примерно километрового офсайда, который почему-то был проигнорирован судейской бригадой. На поле прорвалось несколько болельщиков, завязалась легкая потасовка, главным пострадавшим в которой почему-то стал игрок «Адмиры» Карл Штойбер, которому разбили лицо.
Через 20 минут итальянцы забили второй, после чего перешли на удержание счета. Этот термин в Италии тридцатых трактовался весьма вольно: защитники «Дженоа» просто начали методично бить по ногам всех, кто приближался к штрафной, а Иванчич не только не удалял игроков «Дженоа» с поля, но еще и свистел в лучшем случае через раз. На 86-й минуте обнаглевший от безнаказанности Франко Агостео прямо в штрафной ударил в лицо Франца Шиллинга, а Тони Шалль реализовал пенальти и на эмоциях что-то сказал соперникам. Снова началась драка, в дело пришлось вмешаться полиции, но погасить эмоции не удалось и ей — известно, что полузащитнику генуэзцев Арриго Марсильи челюсть сломали уже на вокзале.
Итальянский посол в Вене сообщил об инциденте домой. Мэр Генуи заявил, что не может гарантировать безопасное проведение ответного матча и потребовал его отмены (некоторые пишут, что решение было принято чуть ли не лично Муссолини). Игрокам «Адмиры» об отмене сообщили, когда они уже находились в пути. Австрийцы пожали плечами и тут же отменили намеченный на ближайшие выходные легкоатлетический турнир «Австрия — Италия». Оргкомитет Кубка Митропы изучил материалы первого матча и принял решение дисквалифицировать обе команды.
Весной 1938 года Австрия была оккупирована нацистской Германией. Италия поддержала аншлюс.

1940. Финал, которого не было
Хуго Майсль умер в 1937 году, но Кубок Митропы набрал такие обороты, что продолжал успешно функционировать и без создателя. Более того, оргкомитету турнира удалось сделать невозможное и провести розыгрыш летом 1940 года, когда Европе было, мягко говоря, уже не до футбола.
Ну, почти провести.
Конечно, этот турнир по уровню уже недотягивал до предыдущих. С карты исчезли Австрия и Чехословакия, а Италия и Швейцария отказались от участия сами. На старт вышли 8 клубов из Румынии, Югославии и Венгрии. До финала дошли «Ференцварош» и бухарестский «Рапид», но провести его не удалось — к тому моменту из-за спора о Трансильвании между Венгрией и Румынией уже не было дипломатических отношений. Так последний розыгрыш Кубка Митропы и не был доигран. А ведь в полуфинале «Рапид» выиграл у «Граджански» лишь по жребию — если бы монетка легла по-другому, все могло бы быть иначе...
Впрочем, это уже не про футбол.














