Наши против чужих
Помните, как начиналось?
Оплывшие жирком английские фанаты стали писать книги. В книжных магазинах соседями классики и детективов стали бритые молодые люди с битами в руках.
Потом пошли фильмы. Сначала серьёзные. Затем сделанные откровенно ради кассы. У публики появился выбор, что смотреть субботним вечером - мелодраму или фанатскую войну. Магазины наполнились атрибутикой, дети защеголяли по улицам в майках со значками "фирм". А те самые англичане начали разъезжать по миру с автограф-сессиями.
Но если тогда над всем этим ещё висела дымка романтики, даже какой-то элитарности, то сейчас...
Сейчас околофутбол - это только бизнес. Такой же, как продажа шампуней или производство консервов. К примеру, немецкие маркетологи очень хвалят леворадикальный "Санкт-Паули" - за отличные продажи шарфов и прочей мишуры. А что продаются черепа и флаги лишь на потеху - кого это беспокоит? Лишь бы деньга текла.
У нас тоже самое. Шпрыгин торгует билетами, пацаны рассказывают "Коммерсанту", сколько их едет в Варшаву, а сайты считают клики.
Я бесконечно далёк от фанатской среды и не мне рассуждать, правильно у них всё и нет. Но я точно знаю, что лозунг "наши против чужих" продаётся гораздо успешнее лозунга "хорошие против плохих". Во втором случае общество слишком разнородно в своём понимании хорошего и плохого, много не заработаешь. А на первое клюют целыми странами. Полякам так мозги пропесочили, что на обычных людей кидаются.
Нет разницы между футболкой Че Гевары и "Я - русский". Правые, левые, Польша, Россия - какая разница? И то, и это отлично продаётся. Выросла целая индустрия и недалёк тот день, когда на драки начнут продавать билеты. Если уже не продают.
Ровно сейчас и поляков, и русских торгуют. И мы же - целевая аудитория, которой вся эта хрень адресована.
Каждый сам решает, как ему жить. Хочет человек драться за клуб, за идеалы, за флаг - да пускай себе. Просто пока пацаны ломают друг другу шеи, где-то вовсю тикают счётчики прибыли.
Не тех бьёте, пацаны. Не тех ругаем, зрители.