ФИФА - что пошло не так
Что происходит с нашей любимой игрой? Что стало с футболом? Почему новости о травмах топовых футболистов появляются так часто? Что не так сделали ФИФА и УЕФА? Давайте же я расскажу историю о том, как и когда началось падение нашего любимого спорта.
Три важнейших даты для сегодняшнего поста: 1472, 1905 и 1937. В 1472 году - английские священники стали раздавать листовки, на которых было написано, что у нас в церкви можно купить молитвенник. Это первая в истории человечества реклама. В 1905 году - во Франции встречаются представители футбольных союзов Бельгии, Дании, Швеции, Швейцарии, Нидерландов, ну и собственно Франции, чтобы обсудить создание Federation Internationale de Football Association, ну или просто ФИФА. В 1937 году - матч основного состава Лондонского Арсенала против резервистов команды. Это был первый матч в истории, показанный по телевизору.
Пришло время разбираться, как я собрался в таком видео связать телевидение, футбол и рекламу. Краткий ответ - Мальбаро. Еще в 90-х она заключила контракт с Феррари и их лого был на машине Скудерии, гонки показывали по телеку. Заработали все: Феррари от контракта, Мальборо от рекламы по телеку, а телевещатели от курильщиков, которые увидели Шумахера и решили тоже следить за Формулой 1. Всё легко, так и делается бизнес, а как думаете, в футболе по другому? Ну конечно по другому, сигареты не рекламируют. ФИФА - это монополист в мире футбола, только они могут проводить футбольные турниры, и да, УЕФА, АФК, КАФ, КОМЕБОЛ, ОФК и КОНКАКАФ они все часть ФИФА. Первые свои действия они начали делать на ОИ(Олимпийские игры, дальше ОИ) 1908 года, ну а в 1930 был проведен первый Чемпионат Мира. С 1950 года ЧМ ни разу не пропускался, за 120 лет ФИФА провели невероятную работу по развитию спорта по всему миру. Теперь все играют в футбол и у всех есть на это право. По сути, ФИФА это реальный спорт, это те люди кто хотят развития спорта и человечества. Но, всегда есть но…
На плече у ФИФА сидит дьявол, а на втором плече сидит второй дьявол - два брата, телек и реклама. Они поселились на плечах примерно в одно время. Когда Арсенал впервые показали по телевизору, люди в офисе BBC кое-что поняли и направились в ФИФА. С тех пор, футбол показывают по телевизору. Потом родился брат, Led-баннеры - это экраны вокруг поля, на которые вы смотрите и видите знакомые бренды. Piano Piano Piano - одна из первых реклам на футбольных стадионах в Англии, плакат видно и болельщикам на трибунах и телезрителям. Ну а в 70-х на футболках уже по полной рекламировали Sharp, Panasonic, Coca-Cola, Snickers и еще 100-ни разных вещей. С 90-х годов сформировался этот идеальный треугольник. Футбол думал, что он главный, что два брата это так, просто подсказывают. Да, он немного ошибался.
В 2022 году происходит поворотный момент - ЧМ в Катаре. Футбол показался не таким как раньше, за первые 3 игры суммарно добавили более 50-и минут. Раньше к тайму добавляли время в случае травмы, множества остановок или массовой потасовки, но это не было. Судьи - это друзья футбола, бывшие - теперь они марионетки. ЧМ был прекрасным, особенно финал, но никто и не мог подумать, что дальше все будет еще хуже. Сейчас более 60-и игр за сезон это норма, только не для людей. В Англии например, АПЛ, 2 кубка, евро-турнир и там еще пауза на сборные, всякие отборы в Лигу Наций, Евро или ЧМ. В этом сезоне абсолютный ужас, УЕФА решают изменить формат ЛЧ, ЛЕ и ЛК и КЧМ, теперь команд больше и игр больше.
Так, ладно, хватит паясничать. Всё что я выше рассказал, это правда, ну кроме плеч, братьев, дьяволов.. ну вы понимаете, это так, для красоты. Давайте же серьезно подумаем, а что собственно происходит. Количество матчей выросло и количество травм тоже, вот вам интересно смотреть на игру любимой команды и видеть там игроков из академии? Лично мне нет, вообще нет. Какие факторы могут влиять на увеличение матчей? Возможно, повышение популярности к игре, а что влияет на повышение популярности к игре? Конечно, переход игры в массы, а как этого можно добиться? Вот и всё, мы ответили на первый вопрос, конечно же через телевизор и медиа.
В 2023 году появляется новость: АПЛ продают права на телевещания Sky Sport и TNT Sports на сумму 6,7 миллиардов фунтов. А теперь наступает сложная часть этого поста. АПЛ подавали тендер, то есть вышли на рынок и говорят: мы хотим вам продать права на трансляцию, а компании, которые занимаются трансляциями, начали конкурировать между собой чтобы выкупить права и показывать главную футбольную лигу в мире. Пока вроде ничего сложного, поэтому давайте дальше. Зачем вообще АПЛ выдвинули тендер, да потому что их прошлый контракт подходил к концу, и от нового соглашения они заработают на 1,9 миллиарда фунтов больше. Получается, если логически рассуждать, они вышли в плюс, но возможно вы догадываетесь, что не всё так радужно. Во первых, не все эти деньги идут в карман владельцев АПЛ, большая часть идёт футбольным клубам, и это достаточно логично, ведь только из-за них нам и хочется смотреть АПЛ, они вполне заслужили эти деньги.
По новому контракту доходы именно АПЛ вырастут всего на 4%, а в нашем мире существует такая вещь как инфляция, которая на тот момент в Великобритании составляла 10%. 4 против 10 это по настоящему большой разрыв, который означает, что фактически вы не будете выходит в значительный плюс, дай бог в ноль выйдет. Теперь нужно объяснить причину цены данной сделки. Тендер АПЛ был подан ещё в 2021 году, когда была пандемия, и телевещатели боялись закрытия трибун или и вовсе остановки чемпионата, поэтому не хотели рисковать деньгами и выдвигали небольшие суммы. За 2 года ситуация немного успокоилась и Sky Sports и TNT решили раскошелиться.
Проблема с инфляцией пришла позже, кроме короновирусной инфляции пошли санкции против России после начала СВО, соответственно ковид ещё напоминал о себе, проблемы Британцев с импортом и экспортом, газом, электричеством и нефтью, мы получаем инфляцию 10%.
Я могу конечно сейчас рассказать красивый сценарий развития событий: В каждой стране повышается инфляция, соответственно доходы лиг и клубов уменьшаются, а ФИФА смотрит на это всё и хочет помочь. Какие есть способы именно у ФИФА, это увеличить количество матчей, что они и сделали с ЧМ, КЧМ и Еврокубками. Это самая позитивная мысль, но даже в ней есть вопросики, а как же здоровье футболистов? Поэтому да, хотелось бы в это поверить, но как-то не получается.
Думаю, пора, пора признать, что ФИФА встали на темную сторону. Кто еще не понял.. а, стоп, надо просто сказать, ФИФА - это некоммерческая организация, это значит, что их цель - не заработать денег, вот всё что угодно, но не деньги, всё, можно продолжать мысль. Когда парни из BBC пошли в ФИФА с идеей, это значит, что BBC хотели транслировать от своего имени футбольные матчи, ФИФА подумали: “Ой как классно, теперь ещё больше людей узнают о футболе” и согласились, ну им еще денег предложили. А потом появилась реклама, букмекеры и все стали зарабатывать, как в примере с Мальборо.
Littlewoods Pools - первая официальная футбольная контора. Друзья из Ливерпуля еще в 20-х годах прошлого столетия решил занятся таким несложным бизнесом, а в 1982 году они официально стали главной компанией Европы, нет, не в букмекерском деле, среди всех компаний. Сейчас у АПЛ есть официальный букмекер, это Betway, которые зарабатывают примерно в 11 раз больше денег, чем клубы, с которыми они подписали рекламные контракты. Да и вообще спонсоры в футболе, это огромная статья доходов клубов. В Англии надо за это благодарить Дерена Дугана, это он в 1977 году выпросил глав лиги легализовать рекламу на футбольной форме, ну а сейчас видеть несколько разных знакомых брендов на форме команд, это норма.
Как бы вы не думали, как бы вы не хотели, сейчас, а сейчас ФИФА хотят денег, они увеличивают длительность и количество матчей, чтобы продать больше прав, показать больше рекламы и продать больше билетов. Они это делают слишком нагло, слишком жестоко. Я считаю, если они хотят всего этого, пусть меняют правила игры, футболисты тоже люди, они тоже могут ломаться, а если они будут ломаться, то не на кого будет смотреть на стадионе и по телевизору.
Пост достаточно короткое для этой темы, не очень хорошо поясняет всей проблемы. Я просто хочу сказать, что как бы мы этого не хотели, но весь спорт, не только ОИ, но теперь и футбол уходит в коммерцию. Да, это началось не с 2022 года, намного раньше, но вы должны просто заниматься спортом и не думать об этом, всё равно скоро вы начнете это замечать невооруженным глазом.
Только точка в конце заголовка не ставится)