Будет хорошее предложение, наверняка будем его рассматривать
Главный тренер ФК БАТЭ Виктор Ганчаренко в интервью корреспонденту "Р-Спорт" Тарасу Барабашу рассказал о выступлении белорусского клуба в Лиге чемпионов, желании попробовать себя на новом уровне, знакомстве с Лучано Спаллетти и многом другом.
"Ювентус" и "Зенит" недооценили БАТЭ в 2008 году
— Виктор Михайлович, прежде чем говорить о настоящем, хотелось бы узнать у вас, что означал для БАТЭ, для Борисова выход в групповой турнир Лиги чемпионов в 2008 году. Именно после этого успеха о тренере Ганчаренко узнали и в России, и в Европе.
— Это событие, которое притягивало к себе внимание. Это для всех нас было шоком, неожиданностью. Никто не понимал, что такое Лига чемпионов. Раньше ее смотрели по телевидению, следили за теми же "Ювентусом", "Реалом", а теперь мы могли прикоснуться сами к этому турниру, сыграть с великими клубами. Приход Лиги чемпионов в нашу страну вызвал огромный ажиотаж, причем не только среди болельщиков и специалистов, но и среди простых людей, обычно далеких от футбола.
— Две ничьи с самим "Ювентусом", ничья на "Петровском" с "Зенитом" — это было сродни подвигу для БАТЭ.
— Слово "подвиг" звучит слишком громко. Сейчас набирают обороты процессы по выравниванию футбола, все сложнее и сложнее предсказывать результаты матчей. Да, мы очень сильно настраивались, мы верили, у нас был сумасшедший кураж, команда играла раскрепощенно, потому что результат над нами уже не довлел. Да и фактор недооценки нас со стороны соперников ведь тоже имел место — БАТЭ тогда был командой совершенно неизвестной. Наши соперники ошибочно полагали, что будут нас легко обыгрывать, а мы действовали очень агрессивно, что положительно сказывалось на результате.
— Что нужно сделать для того, чтобы БАТЭ стал постоянным участником Лиги чемпионов?
— Во-первых, должен расти уровень нашего чемпионата. Во-вторых, должен происходить постоянный рост рейтинга команды, чтобы клуб был сеяным в каждом (квалификационном) раунде. В-третьих, качество подготовки футболистов должно находиться на другом уровне. Молодые футболисты должны быть готовы к таким ответственным матчам.
— Прошлой осенью БАТЭ вновь принял участие в групповом турнире Лиги чемпионов. В соперниках у вас были "Барселона", "Милан" и "Виктория". Почему менее удачным получилось второе выступление в главном еврокубковом турнире?
— На тот момент, когда мы играли в Лиге чемпионов с "Ювентусом", "Реалом" и "Зенитом", в группе не было такого явного фаворита. Мы понимали, что три эти команды вполне могут отнимать очки друг у друга. На этот раз у нас в группе была "Барселона". Да, в этом году она не выиграла чемпионат Испании, да и в полуфинале Лиги чемпионов уступила "Челси", но все мы ясно понимаем, что это один из ведущих мировых клубов, который демонстрирует космический футбол. Можно их за рамки вывести, а с "Миланом" у нас тоже получился ничейный результат.
С "Викторией" мы сыграли в Праге вничью, а дома, к сожалению, проиграли. Для нас это был конец сезона, а для соперников по группе — его разгар. Уровень нашей формы шел на спад, а у них, напротив, двигался в сторону своего пика, я бы так сказал. Если мы обладаем преимуществом в квалификационных матчах, то в поединках, которые проходят в ноябре-декабре, преимущество уже на стороне соперника. Поэтому я считаю, что не стоит говорить, мол, минувшей осенью мы хуже выступили, чем в 2008 году. Мы сыграли на том же уровне.
Не ожидал, что Спаллетти пригласит на ужин
— Кого вы считаете сильнейшим тренером России? И еще расскажите, что вас связывает с тренером "Зенита" Лучано Спаллетти?
— Если Лучано Спаллетти выиграл два последних чемпионата России, то, наверное, его в первую очередь и стоит отметить. Но при этом нужно уже заглядывать в следующий чемпионат. Приглашения амбициозных, умеющих добиваться результата тренеров Эмери, Спаллетти, Хиддинка, Билича сделает российский чемпионат очень интересным. Что меня связывает со Спаллетти? В 2008 году готовились к выездному матчу с "Ювентусом" и проводили сбор в Риме. Нашему тренерскому штабу пришла шальная мысль: "А что, если случайно забросить письмо в "Рому" с просьбой посмотреть тренировки Спаллетти?" Лучано, похоже, без колебаний согласился. Мы посмотрели несколько занятий. Увиденное произвело неизгладимое впечатление. А Спаллетти потряс нас своей манерой общения, ведением тренировок. После одной из них он пригласил нас на ужин.
Вот представьте, никому не известному тренеру Спалетти разрешил посмотреть тренировку, а потом позвал еще и в ресторан. Он шокировал рассказами о Тотти! То, как он управлял командой, было достойно восхищения. До сих пор помню наше общение. Уже тогда он запал в душу своим поведением, отношением ко мне. За что ему большое спасибо. Сейчас, когда он в "Зените", я через Юру Жевнова могу с ним пообщаться. Майку он даже передавал мне, было очень приятно.
— Вы сами сказали про Франческо Тотти. Этот игрок наделен в "Роме" особыми функциями, большими, чем футболист. Вы бы были не против, если бы игрок вашей команды мог решать многое не только в раздевалке, но и за пределами футбольного поля? Известно, что Тотти поспособствовал увольнению некоторых тренеров "джаллоросси".
— Кто ж может быть против такого игрока талантливого? Конечно, определенный подход к нему нужен, но в то же время он, Франческо, решает исходы многих матчей. Наверное, любой тренер был бы двумя руками за то, чтобы был в команде такой игрок. Я не думаю, что такие уж большие сложности с Тотти. На мой взгляд, чем более великий игрок, тем легче найти к нему подход. Главное иметь желание искать этот подход.
— Вы довольно рано закончили играть в футбол из-за травмы. Зато у вас появилась возможность освоить тренерскую профессию. Нет худа без добра?
— Конечно, чем раньше ты заканчиваешь, тем больше у тебя возможностей подготовить себя к новой жизни. Я сразу решил, что не надо думать, будто какая-то дверь закрылась, и стал думать, что открылась дверь в новую жизнь. С такими мыслями я и начинал свою работу. Да, поначалу было тяжело, но уже через какое-то время я абсолютно об этом не жалел и не жалею до сих пор.
Желание перейти на новый уровень имеется
— Леонид Слуцкий тоже рано закончил с футболом. Какие отношения связывают вас с главным тренером ПФК ЦСКА?
— Так получается, что тренеры Спаллетти и Слуцкий, с которыми я общался, сейчас на виду, показывают хорошие результаты. Леонид Викторович — один из первых, к кому я обратился за помощью, можно так сказать. Он не отказал — к нему я ездил в Москву. У нас очень хорошие отношения до сих пор. Он много мне помогает: и советом, да и вообще чем угодно. Очень приятный человек, с которым очень приятно общаться.
— Хосеп Гвардиола выиграл все с "Барселоной" и ушел. Вы тоже выиграли все, что было можно с БАТЭ. Не считаете, что пришло время принять новый вызов, или ваша миссия в команде еще не выполнена?
— Я бы не стал сравнивать себя с Гвардиолой, потому что он выиграл все — чемпионат Испании и Лигу чемпионов, а в моем случае это только чемпионат Беларуси. Конечно, мне хочется перейти на более высокий уровень. Когда это произойдет, не знаю, загадывать не буду. Но амбиции и желание испытать себя в новых условиях у меня есть.
— Как долго вы еще будете тренировать БАТЭ?
— Мне сложно отвечать на этот вопрос. Будет хорошее предложение, наверняка будем его рассматривать. Контракт у меня действует до конца года.
— Разные СМИ сватают вас в ЦСКА.
— Со мной никаких контактов не было, я бы так сказал.
Гвардиола мне ближе, чем Моуриньо
— Чья футбольная философия вам ближе: Гвардиолы или Моуриньо?
— Ближе тот, с кем соприкасаешься, Гвардиола. Его философия и то, как играет "Барселона", мне более по душе. По тем отрывкам фраз, которыми мы перекинулись с Гвардиолой, он произвел впечатление очень порядочного человека.
— Часто повышаете голос на игроков в раздевалке или во время тренировочного процесса?
— Бывает, конечно. Я всегда исхожу из того, чего от меня хочет команда. Если чувствую, что надо повысить голос — повышаю. Главное, чтобы команда встрепенулась, или направить тренировку, игру в нужное русло.
— Алекс Фергюсон однажды запустил бутсой, а может, и чем-то еще в Дэвида Бекхэма, тому швы пришлось накладывать. А вы можете воздействовать на футболистов не только словами?
— По крайней мере, ничего не бросал пока, и бутсы тоже. Словесно еще можно управлять как-то, а бросать что-то в игроков — не знаю. На то Фергюсон такой и тренер, что он себе позволил что-то сделать, а мы об этом говорим. Не было таких моментов, когда я мог сделать что-то подобное. Да и копия поступка всегда хуже оригинала.
— Какое впечатление оставил Массимилиано Аллегри? Это тренер уровня "Милана"?
— Я вообще не понимаю, что значит "не уровень "Милана". На мой взгляд, это полностью тренерская команда. Считаю, он из команды выжал максимум и даже сверх этого.
— Все команды, в которых играет Златан Ибрагимович, становятся зависимыми от одного игрока. В итоге в еврокубках они не конкурентоспособны.
— При этом все команды становятся чемпионами, за исключением этого года. Я думаю, что в том смысле все оправдано.
— Андреа Страмаччиони тоже молод, как и вы. Как нужно ставить себя молодому тренеру, чтобы сразу завоевать уважение игроков?
— Во-первых, уровень команды очень высокий, "Интер" — это топ-клуб. Я могу предположить, что в такой ситуации игроки будут тебя проверять или тестировать. Что ты можешь, какие у тебя идеи, как ты будешь вести себя в критических ситуациях. Как только тренер через это проходит и показывает то, чего он хочет от футболистов, если сами игроки поверят в тренера и примут его идеи, тогда и результат не заставит себя ждать.
— Какие важнейшие качества тренера?
— Во-первых, тренер должен быть ответственным за результат, за команду. Во-вторых, честность должна быть в отношениях игроков, руководства. И одержимость своей работой, без этого никак.
— Вы сказали о честности. Что не могли бы простить другому человеку?
— Сложно сказать. Все мы люди, все мы ошибаемся, но при этом должны иметь возможность прощать. Но, наверное, есть категории ошибок, которые не прощают, потому что раны после них не заживают. Хотя я не представляю, какой должна быть ошибка, чтобы ее не простить.
Текст: Интернет-ресурс "Р-Спорт"