Хавертцу не место на позиции восьмерки. Матч с «Тоттенхэмом» должен стать последним исключением
Рассуждает Майкл Кокс – аналитик, автор книги про историю тактик английской Премьер-лиги.
Текст ниже – перевод статьи Майкла Кокса, написанной для The Athletic. С оригиналом можно ознакомиться здесь.
Идея «ложной девятки» связана с позиционированием, поскольку игроки этого амплуа располагаются на поле глубже традиционных центральных нападающих, и со стилем, поскольку они обычно менее физически развиты, чем классические форварды. Связь прослеживается и с голами, или их отсутствием. Ложная девятка, как правило, не является целеустремленным бомбардиром. Обычно она выступает в роли фасилитатора – игрока, обеспечивающего успешную групповую коммуникацию.
Дело в том, что Лионель Месси, который не был пионером этой роли, но явно популяризировал ее в «Барселоне», в свои лучшие годы забивал по 50 голов за сезон. Вероятно, этот показатель находится за пределами самых смелых мечтаний любого футболиста в Европе (разве что за исключением Эрлинга Холанда).
Месси – слишком большое статистическое отклонение, чтобы быть реалистичным примером для подражания. Более уместным примером является Робин ван Перси, который в первой половине своей карьеры считался «десяткой». Когда «Арсенал» продал Эммануэля Адебайора в «Манчестер Сити» и не нашел ему очевидной замены, ван Перси выдвинули вперед. Возникло мнение, что Арсен Венгер может перейти к схеме без форвардов.
После того как в 2009 году Месси сместился на правый фланг с приходом в «Барселону» Златана Ибрагимовича, Джонатан Уилсон из The Guardian назвал ван Перси «самой ложной девяткой европейского футбола на данный момент».
Менее чем через четыре года это будет казаться смешным. Ван Перси стал самой настоящей «девяткой», выиграл «Золотую бутсу» в «Арсенале», затем перешел в «Манчестер Юнайтед» и снова выиграл ее, приведя команду к чемпионскому титулу. Похожая история произошла и с Луисом Суаресом. Он перешел в «Ливерпуль» незадолго до продажи Фернандо Торреса в «Челси», но считался, скорее, вторым нападающим, поэтому клуб отчаянно пытался подписать Энди Кэрролла, чтобы найти достойную замену Торресу. Они еще не знали, что у них уже есть такой игрок.
Серхио Агуэро тоже поначалу считал себя больше десяткой, чем девяткой. Харри Кейн в молодости больше играл из глубины. Роберто Фирмино, хотя и не был столь результативен, играл на разных позициях в полузащите, пока не превратился в нападающего.
Мы знаем, что игроки могут раскрыться и стать забивными центральными нападающими в самом конце своей карьеры. Они могут достичь своего пика результативности практически в любом возрасте – и в 19, и в 35 лет.
Это приводит нас к Каю Хавертцу, который, вероятно, является наименее ложной «ложной девяткой» в мире. Хавертца постоянно считают временной заменой нападающему. И это несмотря на то, что в Премьер-лиге он сыграл больше матчей на позиции нападающего, чем в полузащите, имеет рост 193 сантиметра, довольно мастеровит в воздухе, а в 19 лет закончил сезон в Бундеслиге с 17 голами. Он всегда был нацелен на ворота.
Хавертц умеет находить пространство. Его завершение иногда кажется неубедительным, но в дебютном сезоне в «Арсенале» он превзошел показатель ожидаемых голов (xG), а этот сезон начал с двух голов в трех матчах. Возможно, именно в этом сезоне Хавертц станет постоянным игроком нападения.
Проблема в том, что в эти выходные «Арсенал» отправится в гости к «Тоттенхэму». Микель Артета, предположительно, рассматривает возможность выхода Хавертца на поле в качестве «восьмерки» из-за дисквалификации Деклана Райса. Травма Мартина Эдегора также усугубляет проблему. У «Арсенала» образовалась брешь в полузащите, а Хавертц – очевидный вариант, который может ее заполнить.
Временами он отлично справлялся с ролью восьмого номера, особенно против соперников с высокой оборонительной линией. И хотя апрельское поражение «Астон Вилле» в прошлом сезоне больше запомнилось в негативном контексте, в первом тайме Хавертц совершал хорошие рывки за мячом. Такие рывки, которые соперники всегда с трудом отслеживают.
Если вы выбираете команду только на эти выходные, то Хавертцу, вероятно, место в полузащите. Но если Хавертц хочет завершить свой путь к роли Фирмино или даже ван Перси, то он не сможет этого сделать, если его постоянно будут просить вернуться на позицию полузащитника. Стать безжалостным центральным нападающим – это не только технический, но и ментальный сдвиг: осознание того, что ответственность лежит на тебе, желание проникать в штрафную, забивать голы и караулить отскоки.
Хавертц – не единственный игрок топ-клуба, который стал кем-то вроде «восьмерки с половиной», которую на одной неделе просят быть лидером атаки, а на следующей – играть в роли атакующего центрального полузащитника. Это любопытная задача. Хулиан Альварес явно понял, что ему предстоит провести свою карьеру в окружении Холанда, и летом решил уйти из «Манчестер Сити» в мадридский «Атлетико». Коди Гакпо из «Ливерпуля», вероятно, больше не будет использован аналогичным образом после ухода Юргена Клоппа. Остается только Хавертц.
В эти выходные Артета может почувствовать, что у него нет другого выбора, кроме как передвинуть Хавертца глубже. Ни Леандро Троссард, ни Букайо Сака, ни Рахим Стерлинг не смогут выполнить эту роль лучше немца. Трио полузащитников в составе Томаса Парти, Жоржиньо и Александра Зинченко, вероятно, будет слишком тихоходным для игры с высоким темпом. А полного переосмысления схемы не предвидится.
Артета постоянно подчеркивает необходимость универсальности, тактического разнообразия и возможности ротации. На других позициях это имеет смысл. Но в переходе от эпизодического использования игрока в центре нападения к постоянному есть что-то такое, что делает смену ролей некомфортной. Для Хавертца и многих его коллег по цеху привязка к позиции – это уверенность в том, что твое место именно там, и нигде больше.
Еще больше «Арсенала» в телеграм-канале Since 1886.
Фото: Getty Images