“Такой опыт возможен не каждый день”, - Вадим Ренарди о Кубке Морозова
В этом году прошёл XVII розыгрыш Кубка Морозова - молодёжного футбольного турнира, проходящего в Санкт-Петербурге. В его организации, как и в прошлые года, помогали волонтёры «Зенита», сопровождавшие команды. Я поговорила с Вадимом Ренарди (https://t.me/vrenardi17), работавшем с «Кайратом», и узнала о его эмоциях и впечатлениях от турнира.
- С чего началась твоя любовь к футболу? Ты сам заинтересовался этим спортом? Или, может, тебя кто-то заинтересовал: семья, друзья?
- В моей семье футболом преимущественно интересовался папа. Он не пытался прививать мне любовь к футболу, но в 2016 году он отвёз меня и брата на финал Кубка России в Казани. Я загорелся, начал смотреть ЕВРО, выбрал первую команду, за которой буду следить. Кстати, ей был не «Зенит», а мадридский «Реал», болельщиком которого являюсь и по сей день. Я поддерживал команду, даже когда мне говорили: «Тебе нравится «Реал» только потому что там играет Криштиану Роналду, он уйдёт - перестанешь болеть!» Роналду ушёл, а я продолжал следить за клубом, и болею за него с того самого момента, с 2016 года. Поэтому я пришёл к любви к футболу абсолютно сам.
- Разумеется, ты не просто так попал на турнир - всё началось с Волонтёрского Центра «Зенита». Как ты пришёл в него, когда?
- Поступив в колледж после 9 класса, я начал активно участвовать в волонтёрстве. Уже через какое-то время одногруппницы из ФСПО РАНХиГС позвали меня на волонтёрство в «Зените», ведь знали, что я приближен к футболу. Согласился, правда, не с первого раза: сначала ходил болельщиком, а матча через три я пошёл волонтёром. Теперь я тут дольше всех тех, кто позвал меня: не осталось ни одного человека, с кем я приходил первые разы. Это был конец сезона 20/21, мы стояли на турникетном контроле. По правде говоря, изначально меня взяли на билетный контроль, сказали, что это очень круто, но никого из моих друзей там не было, так что я пошёл на турникеты, чтобы не отбиваться от своих. Мне безумно понравилось помогать болельщикам, смотреть футбол вместе с моими друзьями - это было незабываемо. Я тогда подумал: «Блин, это круто, я точно вернусь сюда снова!»
- Когда ты впервые узнал о Кубке Морозова и о возможности быть на нем волонтёром? Не было ли страха и волнения, когда соглашался участвовать?
- Впервые я узнал о турнире в 2022 году. Тогда я не обратил на него внимания, лишь подумал, что это крутая возможность набраться опыта для молодёжной команды «Зенита». Уже в следующем году я начал слышать больше от знакомых волонтёров: как они общаются с командами, как круто всё проходит... Узнавая всё больше и больше о коммуникации команд с волонтёрами, я начал всё сильнее увлекаться этим. В этом году со мной связались через «Волонтёров Зенита»: написали, что есть возможность быть волонтёром именно на этом турнире: возможность, от которой я не мог отказаться. Сначала согласился не думая, потому что безумно хотел туда попасть. Волноваться начал уже через несколько дней… И всё же, я понимал, что с моим опытом работы в волонтёрстве и других сферах деятельности, я могу решить любую проблему, появляющуюся у меня в голове. На момент турнира я уже входил в студенческий совет моего института и поэтому понимал, что могу справиться с ответственностью.
- Ты работал с клубом из Казахстана - «Кайратом». Расскажи немного об игроках, о штабе: как с ними работалось?
- Изначально меня позвали на команду сборной России, но один из волонтёров передумал, решил работать с ней, и свободным остался только «Кайрат». Я вынужден был работать с этим клубом, но ни капельки об этом не пожалел и считаю, что это - наилучший исход, который мог произойти. Контакт с командой удалось найти максимально быстро, ребята просто открылись мне - я этому очень благодарен. Наверное, если бы меня не приняли вот так, буквально с первых дней, я не почувствовал бы кайфа от атмосферы турнира. Тренерский штаб - специалисты своего дела, которые относятся к своей работе чётко и слаженно. Это профессионалы, которым важен комфорт в работе с их ребятами: я старался создать его, они это увидели и тоже открылись мне. Штаб понимал, что эта команда 2009 года впервые участвовала в таком турнире, и поэтому не требовал какой-то невероятной игры. Сами ребята всегда были весёлыми, активными, не теряли моральный настрой: даже в день проигранной игры они веселились с другими командами, с которыми тоже удалось наладить хорошие отношения. Парни сами создали себе крутой настрой, я просто помогал им его поддерживать. Наверное, мы общались слишком маленькое количество времени, чтобы у нас появилась какая-то конкретная фишка, но мне удалось влиться в команду и мы общались просто прекрасно.
- В чём именно заключалась твоя деятельность на турнире? Ведь у команды есть менеджер, а со стороны Академии есть администраторы. Чем занят волонтёр, почему он необходим?
- Деятельность волонтёра направлена на создание наиболее комфортных условий для команды. У менеджера нет связи с внутренней кухней Академии, поэтому я связывал его с администраторами, налаживал контакт. Плюс, волонтёр может неплохо разгружать работу обеих сторон, если он разбирается в происходящем. Конечно, когда приходишь в первый раз, появляется много вопросов… Но в последующие разы, когда уже есть опыт работы на турнирах, ты можешь легко находить выход сам, не спрашивая у администраторов решения проблем. Основная работа заключалась в том чтобы за несколько часов до матча забронировать конференц-зал в отеле, проследить, чтобы команда не опоздала на установку перед игрой и на автобус, при этом соединиться с водителем автобуса, чтобы он подъехал вовремя, доехать до Академии, подготовить всё для разминки: фишки, манишки, мячи, воду… Нужно было быть рядом и во время игры, ведь если игрок получит серьёзную травму, это будет тяжёлой ситуацией: команда в другом городе, другой стране, не знает, где что находится, нужна помощь чтобы хотя бы доехать до травмпункта, а если никто не говорит по-русски, нужно объяснить травматологу, что случилось… Работа волонтёра здесь очень важна. Мои ожидания от неё совпали с реальностью: было немного тяжелее, чем я думал, но не настолько, чтобы я мог сказать, что не справлюсь. Я получал какую-то задачу, узнавал о какой-то проблеме и понимал, что есть пути решения. Нерешаемых проблем не было. Честно говоря, у меня есть фишка: я стараюсь ни перед какими мероприятиями не строить каких-то ожиданий, чтобы потом не разочароваться. Так было и перед турниром: я просто надеялся, что будет круто, и это оправдалось. - Была ли коммуникация с другими волонтёрами? Насколько командной была работа?
- Это момент, который я хотел бы улучшить, потому что коммуникация с другими ребятами была минимальной. Я плотно общался только с теми, чьи команды тоже были в отеле - таких было три, считая мою. С другими командами связь строилась не очень хорошо, и чувствовалось, что все либо погружены в свою команду, либо поделены на маленькие группы. Поэтому, хотелось бы больше увеличить общение, но это скорее зависит не от функции, а от людей. Наверное, если смотреть с точки зрения нашей основной деятельности, сопровождение команд - это не групповая работа. Ты заботишься о своей команде, хочешь, чтобы у неё всё было хорошо. С другой стороны, каждому человеку тяжело постоянно быть внутри проблем, которые возникают у команды. У меня случались моменты, когда я просто бегал от одной проблемы к другой, и тогда мне помогали ребята, которые были со мной в отеле: они просто слушали и поддерживали меня,смеялись со мной, были рядом.
- Какой была атмосфера в Академии вообще, на матчах? Я знаю, что к «Кайрату» приехало немало болельщиков.
- Я бы не сказал, что их было много, но болельщики «Кайрата» были невероятно громкими. Наверное, атмосферу во время матчей я создал себе сам, потому что вжился в команду, начал ей сопереживать: даже в матче с «Зенитом» искренне болел за своих ребят. Половину матчей я посмотрел на скамейке запасных: мы вместе праздновали голы и победы, а после поражений я подходил к парням и подбадривал их - это было очень круто и атмосферно. Половину матчей я посмотрел на трибунах и в этом тоже есть нечто особенное, потому что можно увидеть полную картину: как играют твои ребята, как играют противники, как переживают обе скамейки… Это просто невероятные эмоции, но нельзя сказать, что каждый человек сможет просто прийти и получить их. Это нужно почувствовать, нужно самому создавать ощущения, вжиться в эту атмосферу.
- Понравился футбол, который показывали команды?
- По эмоциям мне, разумеется, безумно понравились матчи моей команды. Если говорить о красоте - очень понравились матчи сборной России и команды «Флуминенсе» из Бразилии. Парни показывали просто фантастический уровень футбола, это было просто приятно смотреть. Конечно, другие команды тоже обладают какими-то индивидуальными особенностями, но эти ребята выделяются на общем фоне, потому что уже в возрасте 15-16 лет у ребят есть та изюминка, которой нет у некоторых команд взрослого уровня. Они показывают красивый футбол и ты понимаешь, что они вполне могут вырасти в больших игроков.
- Каким был для тебя Кубок Морозова? Чему он научил, какие оставил эмоции? Хочется ли окунуться в это снова?
- Для меня это действительно была проверка на прочность - проверка, которую я хотел пройти. Во время турнира я научился решать проблемы, которые не сразу придут в голову, когда ты думаешь о футбольном турнире. И, наверное, больше всего этот кубок научил коммуникации с работниками Академии и другими командами. Я не очень хорошо владею английским языком, но вполне удачно разговаривал с иностранными командами, когда нужно было сказать что-то простое: банально сказать «Доброе утро!», спросить, как дела. Если говорить о конкретных навыках, то Кубок Морозова научил меня действовать неординарно при любых ситуациях. Эмоции он оставил просто фантастические: я точно запомню их на долгое время и буду с теплотой вспоминать, как мы провели этот кубок. Хочется ли окунуться в это снова? Безумно. Я очень жду Кубок Казачёнка в следующем году, потому что на него приедет «Кайрат» этого же года: я очень хочу снова попасть к этим ребятам, ведь они действительно стали для меня особенной командой. Я хочу снова окунуться в атмосферу турнира, потому что он даёт заряд: ты выполняешь действительно важные функции, это невероятно сильно развивает. Кубок помогает выбиться из привычной рутины, выбиться из зоны комфорта: иногда приходилось вставать в пять утра, выходить из дома в 5:30, но я понимал, что еду к ребятам, которые на меня рассчитывают, которым нужна моя помощь. И мне хотелось ехать! Да, я понимал, что день будет насыщенным и это просто помогает выбиться из рутинной жизни, забот, особенно в конце лета. Такой опыт возможен не каждый день: это место, где ты можешь стать лучше как волонтёр и как человек, можешь найти себе много новых знакомств. Ребята приглашали меня к себе, уже после турнира писали, что зовут к ним на игры в Казахстан, что проведут мне экскурсию если я приеду… Я безумно благодарен им, ведь они приехали в другой город на свой первый международный турнир, смогли открыться мне, пусть и немного. Благодарен Волонтёрскому Центру «Зенита»: он дал мне возможность познакомиться с такими прекрасными людьми, люди в нём доверили мне такую ответственность. Я очень надеюсь, что мне ещё удастся построить свой опыт внутри турниров, потому что кубок был чем-то удивительным.
Текст: Дарья Ершова
Фото: Вадим Ренарди (личный архив)