1 мин.

Интервью с тренером по футболу Евгением Лосевым

«Стремлюсь создать не только сильную, дружную команду юных спортсменов, но и сплочённый коллектив родителей — когда мы едины, мы непобедимы»

Евгений, в детстве вы занимались двумя видами спорта и скрывали этот факт от своих тренеров по лёгкой атлетике и футболу. Но, тем не менее, вам пришлось оставить в своей жизни только одну дисциплину. Как вы считаете, когда слишком рано заставлять ребёнка делать выбор в пользу одного вида спорта, а когда в самый раз?

В детстве передо мной стояла такая проблема. На одной из тренировок тренер по лёгкой атлетике поставил меня перед выбором: или футбол, или атлетика. Для ребёнка решить было очень трудно. Но чему быть, того не миновать. Я выбрал футбол.

Заставлять ребёнка, считаю, не нужно. А направлять и наблюдать за его ростом, желанием, целеустремлённостью — это да. Отмечу: не заставлять, а направлять. Разговаривать с ним, водить на занятия, присутствовать на соревнованиях, интересоваться его спортивной жизнью. Что касается возраста, то сейчас много дисциплин, где дети с трёх лет уже занимаются. Считаю, в любой дисциплине это только положительно сказывается на ребёнке, если все акценты расставить правильно.

Во время своей спортивной карьеры вы дошли до дублирующего состава оренбургского «Газовика». Когда вас ещё не призвали в армию, какие спортивные планы строили?

Верно, был период, когда я играл за эту команду. Сначала в группе подготовки, где был одним из капитанов команды. И, пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо тренеру В. А. Волкову и команде в целом за оказанное доверие. Потом начал выступать за дублирующий состав. Очень хотел тренироваться в усиленном режиме и пробиваться в основную команду мастеров, стать востребованным футболистом.

Кстати, дружеские отношения сохранились и на сегодняшний день.

У вас был неприятный опыт, связанный с травмой. Вы получили частичный разрыв крестообразной связки и перенесли операцию. Сколько времени заняло восстановление и что самое трудное в периоде реабилитации?

Я травмировался, но когда болевые ощущения пропадали, продолжил играть, тем самым ещё более усугубил разрыв, что привело к удалению мениска и операции крестообразной связки. Восстановление заняло 8-9 месяцев. Реабилитацию старался проходить в домашних условиях, иногда выбирался в тренажёрный зал. Самое трудное для меня в этот период заключалось в том, что не знал, как себя будет вести колено, если в нём находятся металлические элементы. Исходя из личного опыта, хочу дать совет: если сталкиваетесь с подобной ситуацией, не тяните время и старайтесь вовремя пройти медицинское обследование. Если этого не сделать как можно раньше, будет только хуже.

Сейчас вы учитель физкультуры. Какими были первые впечатления об учениках, коллективе и руководстве? Удалось ли полюбить эту профессию?

Первое впечатление: я нахожусь на своём месте. Видел и вижу в глазах учеников желание принимать информацию, которую даю. С коллективом и руководством школы сложились хорошие рабочие отношения. Каждый знает, что он хочет и к чему стремится, делится знаниями с молодыми коллегами. А в профессию эту я влюблён и сейчас, с большим удовольствием и радостью прихожу в школу. А это, считаю, здорово — найти работу, где ты счастлив.

Трудно ли быть учителем физкультуры? Как считаете, в чём заключается секрет успешных взаимоотношений со школьниками?

Я уверен, учитель — это призвание. Ты должен чувствовать, что это на самом деле твоё.

Считаю успехом, когда между педагогом и учениками правильные взаимоотношения. Для этого нужно быть достаточно честным, открытым, подавать им положительные примеры и чуточку находиться с ними на одной волне.

Часто ли ученики ФШ «Атом» прогуливают уроки физкультуры?

Прогулов у меня нет. Но отмечу, что с каждым учебным годом увеличивается отсутствие по уважительным причинам, в основном это болезни, простуды и т. д.

А почему вы стали ещё и тренером по футболу?

Когда ещё в школе учился, мне нравилось рисовать различные футбольные схемы и тактики. Как сейчас говорят, «создавал символические сборные со своими кумирами», что, наверное, и переросло в тренерство.

В частной футбольной школе «Атом» в Балакове вы тренируете первоклассников и второклассников. Что дают занятия по футболу детям в этом возрасте?

На мой взгляд, всё зависит от того, что тренер даёт в тренировочном процессе и чему уделяет внимание, исходя из возраста ребят. У меня есть дети старшей группы и младшего возраста. Если брать в целом, занятия развивают скорость, ловкость, улучшают подвижность, а также способствуют умственному развитию, скорости принятия решения, общению со сверстниками внутри коллектива, хорошему настроению после тренировки. Можно, конечно, долго ещё перечислять, но если коротко, то так.

Каким образом оценивается прогресс и успехи воспитанников? Что важно родителям в первую очередь — хорошие результаты на соревнованиях?

На самом деле прогресс виден на соревнованиях и турнирах. Я обращаю на это внимание. То, что требую от команды или индивидуально от футболиста в тренировочном процессе, должно быть на соревновательном этапе. Если вижу, что рост стоит на месте, то стараюсь максимально индивидуально или команде в целом это объяснить, а в дальнейшем наблюдать и корректировать ход прогресса команды или индивидуальных особенностей каждого игрока.

Безусловно, родители хотят успешного результата на турнирах. Со своей стороны я стараюсь объяснять, если у них возникают какие-то вопросы, давать обратную связь. Стремлюсь создать не только сильную, дружную команду юных спортсменов, но и сплочённый коллектив родителей — когда мы едины, мы непобедимы. На мой взгляд, получается отлично.

Придерживаются ли родители позиции, что раз платят деньги, значит, могут диктовать свои условия? Чувствуете ли давление с их стороны?

Могу сказать, что на данном этапе родители не придерживаются такой позиции. Они достаточно корректно и с пониманием относятся. Давления не чувствую. И, честно говоря, я настолько занят построением команды и развитием юных спортсменов, что даже нет времени обращать на это внимание.

Вы время от времени выходите на академии футбола и отправляете на просмотр своих подопечных. Когда в последний раз ваши воспитанники были приняты академией?

Ни для кого не секрет, что сейчас устроить просмотр в клуб или академию стало намного проще. Если виден прогресс или на турнирах, игрока замечают, то определённо я налаживаю обратную связь и стараюсь привозить на просмотр. Так игрок уже находится под наблюдением, и считаю, у него есть все шансы попасть в академию и добиваться своих целей.

Частных футбольных школ становится всё больше в нашей стране. На ваш взгляд, это хорошо или плохо?

Я поддерживаю развитие частных спортивных школ, слежу за процессом и делаю выводы. Хочется ещё, чтобы в этих самых школах тренерский состав был достаточно опытен и предан своему делу.

Что, по вашему мнению, можно сделать для улучшения условий для тренировок и соревнований футбольных команд в Балакове?

Крытый футбольный манеж. Будучи игроком и уже тренером, часто находился и нахожусь на выездных турнирах в разных городах. И, конечно, обращал внимание на крытые и так называемые «дутые манежи». Считаю, для нашего Балаково открытие футбольного манежа в разы больше привлечёт занимающихся спортом, даст возможность проведения масштабных турниров.

У вас шестилетний сын и четырёхлетняя дочка. Уже приобщаете их к спорту?

Разумеется, стараемся в семье прививать любовь к спорту. Вместе делаем зарядку по утрам, какие-то несложные комплексы упражнений, посещаем разные спортивные мероприятия. Ведь спортивные семейные традиции объединяют семью, делают дружной и крепкой.

Евгений, что вы посоветуете тем, кто хочет стать детским тренером по футболу?

Если есть желание заняться тренерской работой, пробуйте, не бойтесь, идите к своей цели. Набирайтесь опыта, и всё получится.