5 мин.

Аргументы и факты. «Рубин»

Два года назад слова «Рубин» и «Барселона» могли звучать в одном предложении только в качестве антонимов. Все, кто видел, как казанцы грамотно обыграли каталонцев на «Камп Ноу», понимали – да, можно восхищаться стилем обеих команд, но они все-таки противоположны. В начале этого года Курбан Бердыев неожиданно заявил о своем желании пересмотреть игровую философию «Рубина» и выдал одно феноменальное интервью, по ходу которого сказал:

«Возьмем Моуринью. Он растет, не зацикливается на старом багаже. Обратите внимание на то, как играет его команда: первая возможность – сразу пас вперед, первая возможность – удар. Нет промежуточных передач, если есть возможность проникающей передачи. То же и «Барса». Это новый подход к тренировочному процессу вообще».

Речь в этой цитате не только про «Барсу», но и про «Реал», что только доказывает – Бердыев не просто захотел снять копию с какой-то из команд, а начал анализировать их сходства и различия, пытаясь отобрать лучшее. Изменений в игре «Рубина» пришлось ждать довольно долго, а неоднозначная селекция существенно затормозила процесс, но двукратные чемпионы России, безусловно, понемногу меняются – и о первых итогах этой трансформации можно говорить уже сейчас.

Возможно, главным достижением Бердыева стал отказ от игры с чистым опорным полузащитником, ориентированным только на разрушение – этим прежде успешно занимался Макбет Сибайя, а до ухода Семака в «Зенит» – Кристиан Нобоа. Теперь тот же Нобоа и купленный за 650 000 евро в тель-авивском «Хапоэле» Бибарс Натхо превратились в суперсовременных игроков середины поля, в равной степени умеющих отбирать и отдавать, и играющих ключевую роль как во время владения мячом, так и при его отборе в активном прессинге.

В чемпионате-2011«Рубин» чаще всех в среднем владел мячом (58%) и чаще всех играл в пас (16007 передач). Неудивительно, что Натхо и Нобоа (даже несмотря на то, что эквадорец ездил на Кубок Америки) тоже сделали больше передач, чем другие игроки премьер-лиги – близко к ним подобрался разве что Игорь Денисов. На протяжении сезона они выполняли примерно одинаковый объем работы практически в одних и тех же зонах: Натхо действовал чуть ближе к атаке, а также исполнял стандарты (4 из его 7 голевых передач были сделаны со штрафных или угловых), а Нобоа чаще отдавал передачи на чужой трети поля и в то же время чаще шел в отбор на своей половине.

Повышенная активность центральных хавбеков, способных захватить центр поля в игре против любой команды премьер-лиги, в принципе уже давно должна была начать приносить пользу команде Курбана Бердыева. Проблема возникла на другом участке поля: Бердыев смог приучить полузащитников к игре «первым номером», но вот подходящего центрфорварда для позиционного нападения у него не нашлось. Во время матча с «Тоттенхэмом» в Лондоне, когда «Рубин» образцово прессинговал и моментально отнимал мяч, тренер казанцев надрывно кричал с бровки «Пасуйте вперед!» и призывал игроков атаки располагаться лицом к чужим воротам. Однако владение мячом и территорией ни к чему не приводило – не найдя свободных адресатов, Нобоа и Натхо играли друг с другом, поперек, назад, но только не вперед.

Эта проблема преследовала «Рубин» на протяжении всего года. Да, владение мячом. Да, огромное количество передач. Но в то же время казанцы показали самый внушительный в чемпионате процент пасов на своей половине поля (42,7%), а по активности на чужой трети оказались позади «Динамо», ЦСКА и «Зенита» – что напрямую отразилось на количестве созданных моментов и забитых мячей. Футболисты на позиции центрального нападающего неожиданно оказались самыми неэффективными игроками команды. Номинальные центрфорварды «Рубина» забили всего 5 из 44 голов команды (Дядюн 3, Медведев 2, Мартинс и Вальдес 0), а большинство атак казанцев, как правило, шли через фланговых игроков атаки – Карадениза, Рязанцева, Касаева.

   Зоны атак «Рубина» в сезоне-2011/12

При этом у центральных нападающих «Рубина» возникали проблемы с самыми главными показателями для игроков этого амплуа – количеством ударов, попаданием в створ и реализацией моментов. По факту они скорее ослабляли атаку своей команды – с каждым из них в составе, кроме Нельсона Вальдеса, казанцы забивали в среднем меньше голов за игру, чем без него. Например, с Владимиром Дядюном «Рубин» забивал 1,35 гола за игру, без него – 1,44. У Медведева эти показатели равны 1,29/1,55, у Мартинса – 1,33/1,38. Положительным показателем смог похвастаться только Нельсон Вальдес (1,71/1,28), хотя в чемпионате России он пока не забил ни одного гола – и на протяжении первых пяти матчей не мог даже попасть в створ ворот. Неудивительно, что Нобоа и Натхо зачастую просто не могли решиться отдать таким форвардам передачу – или отдавали, но впустую.

Впрочем, сам Курбан Бердыев признает, что командная перестройка не собирается останавливаться на преобразованиях в центре поля: «Мы понимаем суть тренировочного процесса. Сейчас мы только тронулись. До этого строили насыпь и укладывали рельсы. А сейчас сели в поезд, который только-только начал двигаться. Мы знаем, куда и зачем идем». Идеалом центрального нападающего в Казани до сих пор остается Александр Бухаров, но судя по мощной концовке сезона – матчам со «Спартаком», «Динамо» и ЦСКА, – когда-нибудь и на острие атаки «Рубина» заиграет и Нельсон Вальдес. В конце концов, и он, и его команда уже обыгрывали «Барселону», пользуясь принципиально другими методами ведения игры – пора бы уж освоить оставшиеся.

При подготовке материала использована статистика компании Opta Твиттер @OptaIvan о российском футболе