4 мин.

Место для Кураньи

Кураньи в России ждали. И вот почему.

Этим летом истекал его пятилетний контракт с «Шальке». Кевин был не прочь продолжить служение Феликсу Магату, сделавшему из него человека в «Штутгарте», но Йозеф Шнузенберг и Петер Петерс (этакие гельзенкирхенские Исаев и Сарсания) сочли нецелесообразным утолять его финансовый аппетит. Кадровый вектор «Шальке» с приходом Магата очевиден – летом «кнаппены» купили семерых футболистов младше 20 лет, а средний возраст команды в воскресном матче с «Гамбургом» с трудом дотягивал до 23 лет. Переподписывать за большие деньги и на долгий срок 28-летнего нападающего менеджеры «Шальке» не решились. Тут же встал вопрос о продаже: все же отпускать Кевина летом задарма – барство, которое могут позволить себе не все газпромовские команды. Варианты с «Сандерлендом» и «Бирмингемом» отпали, и трансферное окно захлопнулось – но, по счастью, не везде.

Россия – лишь она была способна усластить горечь утраты лучшего снайпера. Оставалось только уломать самого Кураньи. Он, конечно, космополит, – родился в Рио, мама панамка, папа венгр, жена хорватка, прадедушка норвежец, бабушка цыганка – но, пообщавшись с Фатхи, мог и отбрыкнуться от России с ее загадочными лимитами и меняющимися по ходу сезона правилами.

Вы удивитесь, но свое согласие Кураньи дал еще шесть лет назад.

– Никогда нельзя говорить «никогда». Футбол таков, что если у игрока дело в команде не ладится, он переходит в другую. Кто знает, может быть, когда-нибудь и я буду играть в Москве – в сильном клубе, на хороших условиях.

Разумеется, то был не внезапный приступ русофилии. Подсобил Ефим Шаинский из «СЭ», задавший наводящий вопрос. Но факт в том, что никаких предрассудков на тему России у Кевина не было (прошлой весной «Локо» уже закидывал удочку – тогда «Шальке» закочевряжился). Оставалось только исполнить его желание – долгосрочный контракт с семизначным годовым окладом.

Константин Сарсания никогда не брезговал возрастными форвардами – вспомните, Рони с Алоизио в «Рубине» и Текке в «Зените». Не то чтобы он менеджер, совсем не думающий о завтрашнем дне. Просто и в Казани, и в Питере ему приходилось сводить риски к нулю – всюду ему ставили сиюминутные задачи, от них он и плясал. Вкладываться в условных нецидов и майконов и степенно подтягивать их к основе в «Рубине» и «Зените» не было ни времени, ни возможности. И тогда, и сейчас ему был нужен форвард, которого можно выпустить в старте в ближайший уик-энд, раскурить сигару в вип-ложе и ждать голов. Такова уж установка руководства. Юрию Исаеву нужно золото уже в 2010-м: второй снайпер бундеслиги в самом расцвете сил по отнюдь не пиковой цене – неужто плохо?

Главная страшилка про Кураньи – у него несносный характер. В октябре-08 Кевин слинял из Дортмунда в перерыве матча Германия – Россия и в тот самый миг перестал существовать для Йоахима Лева. Не спасли ни чистосердечное раскаяние, ни слова Оливера Бирхоффа, который отнесся к поступку бывшего коллеги с пониманием.

Кевин, конечно, вспыльчивый малый, но не лентяй-самодур, как Коштинья, – саботировать тренировки уж точно не станет. Кураньи сам признавался, что подчас ему изменяет хладнокровие – нервничает, бывает, когда негоже. Из-за взметчивого нрава – и частые перепады формы. Порой на Кевина и вовсе накатывает протяжный сплин. Первый сезон в «Шальке» он вовсе завалил. Это для Кержакова с Сычевым 10 голов за сезон – повод для гордости, для Кураньи то был худший период в карьере (штутгартский отрезок тоже зебристый – третий сезон значительно сильнее второго, но слабее дебютного). И только когда тропинка в сборную окончательно заросла, Кевин вдруг рассвирепел – и заиграл так, как никогда прежде. Продавливал оборону, здорово играл в подыгрыше, помногу забивал. Не взять его на Евро Лев уже не мог. Минувшим декабрем Кураньи забил свой сотый мяч в бундеслиге. Прошерстите архивы – многим ли это удавалось к 27 годам? На данный момент это объективно второй форвард Германии после Штефана Кисслинга, но чемпионат мира ему определенно не светит.

– Кураньи ни при каких обстоятельствах не поедет в ЮАР. Это окончательное решение, – отрезал Лев.

Мимо домашнего мундиаля Кураньи в свое время тоже пролетел – тогда по сугубо игровым показателям.

– Еще не решил, что буду делать во время ЧМ-2010, но если я не поеду в ЮАР, мне будет очень горько сознавать, что я потерял еще четыре года. Я не желаю зла моим конкурентам в борьбе за место в сборной. Надеюсь, все они будут забивать голы в предстоящие недели, но только не в матчах с «Шальке».

Кураньи вздорный, но отходчивый, а Лев флегматичный, но злопамятный – таким в одной лодке не усидеть.

Однажды «Динамо» уже погорело на таких вот головокружительных трансферах. Ожог был серьезен – два сезона команда боролась за выживание, а такие зубры, как Романцев и Семин, после работы с ней едва не завязали с тренерством. С другой стороны, именно на остатках федорычевского багажа (отнюдь не самых дорогих на фоне Манише с Сейтаридисом) Андрей Кобелев построил свою вихрастую бронзовую команду-2008.

Юрий Исаев в динамовской структуре уже четвертый год – раз осмелился на такой трансфер, значит наверняка проанализировал былое, соизмерил все риски и предвкусил последствия. Это вчера (в буквальном смысле) мы хихикали над его имперскими устремленьями, читая между строк расхожую браваду президента в период инаугурации. Сегодня пора уживаться с новой реальностью: «Динамо» с Кураньи на острие (и Ворониным в оттяжке) – это как минимум борец за медали.