Владимир Петтай: «Рубить желтыми карточками налево-направо много ума не надо»
– В декабре вы попали в список судей, допущенных к обслуживанию международных матчей в этом году. Правильно?
– Не совсем так. В предварительный лист ФИФА я был включен летом. В этот список попадают люди, которых каждая страна рекомендует для обслуживания международных матчей – восемь главных арбитров и десять помощников. В прошлом году двое моих старших коллег, Юрий Баскаков и Николай Иванов, завершили карьеру по возрасту. В список включили Сергея Карасева и меня. Затем этот список утвердили в ФИФА, после чего я получил приглашение на сборы, где должен был сдать физподготовку и основы английского языка. О включении узнал еще в октябре.
– То есть вам присвоена категория, позволяющая обслуживать международные матчи?
– Да, но многие думают, что получив эту категорию, судья сразу же получает право обслуживать топ-матчи. Это далеко не так. Существует шесть ступеней – от четвертой категории до элит-группы. В данный момент я на самой низкой ступени. Возраст, конечно же, поджимает, но надеюсь, что смогу продвинуться выше. Все зависит от каждого проведенного матча. Арбитра оценивают по тому, как он действует в обстановке игры – коммуникабелен он или нет, общается с футболистами или же закрывается. Нормативы я сдал, начальный курс английского языка тоже. Первое назначение получено, игра в мае.
«Нужно стремиться к совершенству, но все увидеть невозможно»
– Для вас это новый этап в карьере?
– Да. Приходилось обслуживать матчи Лиги чемпионов, Лиги Европы и Кубка УЕФА в качестве резервного арбитра, но не в роли главного. В этом году проходил новый эксперимент с шестью судьями. Я как раз выступал в роли одного из двух additional assistant referee, то есть, арбитров, находящихся в непосредственной близости от ворот. Они наблюдают за тем, пересек ли мяч линию ворот, за игровыми действиями внутри штрафной площади, фактами нарушения правил со стороны нападающих или защитников. Но решение в этих эпизодах все равно остается за главным арбитром.
– В чем преимущества введения двух дополнительных судей?
– Их наличие на поле является сдерживающим фактором для футболистов. Игрок видит тебя и действует совершенно по-другому. Если раньше он где-то за майку бы придержал, а бывают и такие, кто может плюнуть в соперника, пока судья не видит, то здесь они ведут себя корректнее, и в этом большой плюс. Становится меньше задержек, толчков.
– Сейчас очень популярна тема введения в футболе видеоповторов. Какова ваша позиция в этом вопросе?
– Если найдется человек, который предложит вариант, при котором не будет нарушаться динамика игры, тогда к этому варианту обратиться нужно. Видеоповторы хороши в баскетболе, хоккее, теннисе, потому что либо время игры не лимитировано, либо оно останавливается, и есть возможность спокойно этот повтор посмотреть. Хотя даже в таких случаях бывают моменты 50 на 50, когда одни считают, что, допустим, шайба была заброшена правильно, а другие, что неправильно. Надо обдумывать разные варианты – с одной стороны, можно было бы ограничить просмотр повторов за матч, но даже в этом случае пауза может затянуться минут на десять, и это серьезно повлияет на игру, ведь команды успеют за это время восстановить силы. Касаемо системы взятия ворот, то здесь можно было бы взять на вооружение систему из хоккея – загоралась бы лампочка, и всем было бы понятно, что мяч линию пересек. А по поводу других нарушений, пенальти или не пенальти, то футбол это немного другая игра. Она по-хорошему консервативная.
– Насколько тяжело абстрагироваться от давления болельщиков на стадионе?
– На это внимания не обращаешь, поскольку нет времени реагировать. Адреналин, да, получаешь – когда выходишь на поле, и там полный стадион, то мурашки по телу бегут. Когда я только начинал судейскую карьеру, мне один из арбитров объяснял: «Самая главная задача для арбитра премьер-лиги – понимать, что это своеобразный Большой театр. Ты не ремесленник. Да, кто-то там судит на первенстве города каждый день, а ты должен к каждой игре готовиться; просчитывать, какие трудные ситуации могут сложиться в матче, как ты будешь управлять игроками, и так далее». Когда выхожу на поле, вспоминаю эти слова и понимаю, что присутствую на чем-то таком, что приносит людям радость. Это ощущение многие негативные факторы перекрывает.
«Бывает, еще до игры выходишь на разминку, и какой-нибудь идиот начинает…»
– Все? И гул, и свист, и скандирование?
– Поначалу, конечно, реагировал, близко к сердцу принимал. Потом себя вспоминаешь, как тоже ходил на футбол, болел, и казалось, что арбитр такой-сякой. Очень трудно объяснить свой взгляд на футбол человеку, который смотрит его по-своему. Он получает от него наслаждение, а для меня это работа. На трибуны уже почти не реагирую. Иной раз бывает, еще до игры выходишь на разминку, и какой-нибудь идиот начинает… Неприятно, конечно.
– В чем особенности работы судьи в нашей стране по сравнению с судейством за рубежом?
– Оценивать работу коллег может быть не совсем корректно, но хотел бы отметить итальянцев. Италия – это, наверное, тот эталон в Европе, к которому всем нужно стремиться. Но Италия – это Италия, у них менталитет жителей, допустим, Милана и Сицилии если и отличается, то такой большой разницы, как у нас между жителями Сибири и Кавказа, нет. Если у нас ты приезжаешь судить, условно говоря, матч «Сибири» с «Тереком», то это получается как международный матч из-за разницы в менталитетах – у одних южный, у других северный. Вот это в определенной степени можно назвать особенностью.
– Что, на ваш взгляд, является одним из главных показателей хорошей работы арбитра?
– Надо всегда помнить, что судья – дипломат. Ходить и рубить желтыми карточками налево-направо много ума не надо. Вот, допустим, показана желтая карточка. Я, например, после игры сначала обдумываю, правильно ли я поступил в этой ситуации или неправильно, затем анализирую, а как можно было сделать так, чтобы эту ситуацию упредить. Когда начинал судить в премьер-лиге, у меня в среднем выходило примерно десять желтых карточек за матч, сейчас их количество снизилось до пяти. Вот это в какой-то мере я считаю своим достижением, поскольку получается так, что за этот промежуток времени я научился выстраивать свои отношения с людьми на поле так, чтобы не банально карать желтыми и красными карточками, а упреждать ситуации.
«Арбитр должен всегда видеть мяч, это прописная истина»
– Но бывают ведь, наверное, матчи, в которых такая тактика не срабатывает?
– Разумеется. Тогда приходится просто следовать правилам, иначе игру не удержишь. Как у меня было в 2006 году в матче ЦСКА с «Зенитом», после которого я год не судил. Не до конца был готов к игре. Говорили, вот ты не показал в том моменте красную карточку. Я согласен. Но главная моя ошибка в том, что потерял контроль мяча. Арбитр должен всегда видеть мяч, это прописная истина. Не знаю, почему в тот момент об этом забыл, или может, отвлекло меня что-то, но это истина, которую судьи постигают одной из первых – мяч всегда должен находиться перед глазами.
– Раз уж вы сами затронули тему того скандального матча, скажите, тяжело было после него? Весь такой общественный резонанс.
– Ну, конечно, нелегко. Во-первых, вся та обстановка в газетах, на телевидении. Задумывался о завершении карьеры, было тяжело. Тем не менее, удалось вернуться. Хотя только одному Богу видно, чего это стоило. Родные переживали, дети, которых в школе чуть ли не носом тыкали. Но ничего, выстояли, идем дальше.
– Арбитры часто становятся объектами критики, но существует не так уж много механизмов для их защиты, чтобы у судей была возможность объяснить свое решение.
– Меня это тоже удивляет. Вот я был сейчас на международном сборе. Руководство УЕФА категорически запретило давать какие-либо комментарии по игре. Другое дело, что можно освещать, например, перед туром новые изменения в правилах игры. Мы много разбираем тренеров, футболистов. Дайте пять минут, и пусть человек, который разбирается в судействе, объяснит, где есть «вне игры», где нет, где есть игра рукой, где нет игры рукой. Почему в таком моменте мы этот эпизод оцениваем как игру рукой, а в другом – нет.
– Ведь был позитивный опыт с приглашением арбитров в разные передачи на телевидении. Не очень понятно, почему это происходит так редко.
– С начала второго круга чемпионата России проводились брифинги по судейству. Журналисты задавали вопросы нашему руководству по решениям арбитров и получали ответы. Эти ответы были конкретные, а не какие-то расплывчатые. Что касается меня, то я такой человек, который если видит белое, то не скажет, что это черное. Например, в том году на игре «Крыльев» с «Локомотивом» был вблизи игрового эпизода. Наблюдаю, первое впечатление – стопроцентная симуляция. Подхожу, показываю игроку желтую карточку. Ну уж так он картинно руки поднял… А оказалось, что ошибся. Сфокусировал свое внимание на игроке атакующей команды, а нужно было в данный момент сконцентрироваться на защитнике. Потом посмотрели этот момент, а защитник наступил форварду на ногу. Причем, наступил где-то на три пальца, сантиметров пять максимум. А игрок упал так, как будто его убили. Я ошибся. Получил за это отрицательную оценку, отдыхал несколько туров. В нашей профессии нереально не ошибаться. Вот скоро будет чемпионат мира. Никому не желаю провалов, но просто, когда сам пришел в судейство, то понять не мог, ну как он не видит в пяти метрах, что это пенальти? А раз ошибешься, и уже по-другому начинаешь к этому относиться. Нужно стремиться к совершенству, но все увидеть невозможно.
Сравните эти показатели с судейством Зенита Баскаковым в сезонах 07-09. Из 8 игр 8 побед, т.е. 100%.
Слушай, а где ты до сегодняшнего момента был? Затаился и ждал, пока СКА проиграет? Небось, если бы выиграл, то и не появился бы. Лучше бы на спартаковских ветках обсуждал игру под названием «игра была равна...». :)
ЗЫ: Ты сам то в это веришь? чего мы вашего смита за 2 года выучить не успели?
Про Ширко - ну да, извините, нужно было Ширко разрешить руками играть))) Это спартаковская мечта.
В победу СКА я не верил, можешь в блог глянуть. Не провоцируйте меня. И, пожалуйста, пореже цепляйтесь ко мне. Поднадоело. У вас половина комментариев, наверно, это ответы на мои посты.
Посмотрите, как правой рукой Ким захватывает левую руку Вагнера. Кстати, Зенит в протесте не оспаривал сам факт назначения пенальти.
red-army.ru/media/?a=&m=11&y=2006&apage=2
2. А я Баскакова ни в чем не обвиняю. Ollar приводит стат показатели ЦСКА с Петтаем, а я ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для СРАВНЕНИЯ показатели Зенита с Баскаковым
2. Ну, тем лучше.
2. Я дал ссылку на эпизод с задержкой Вагнера Кимом. Вы его видели? Если Ваш плеер позволяет сделать покадровый или замедленный просмотр, то обратите внимание как Ким, находясь сзади, задерживает своей правой рукой левую руку Вагнера.
хорошо додумался добавить 3-и минуты, а то еслиб не одолели амкар не известно в каком настроении поехали бы обыгрывать гишпанцев))
Теперь, что бы он не говорил, на него всегда смотрят через призму того матча
не говоря уж про ЧЕ, Чемпионаты мира, куда наших мастеров свистка после Иванова (не из-за него, а по факту) на километр не подпускают?
=====================================================
Шедеврально!!!!
Посмотрите, как правой рукой Ким захватывает левую руку Вагнера. Кстати, Зенит в протесте не оспаривал сам факт назначения пенальти.
Петтай, кстати, неплохой судья. Гораздо лучше злобного м.дака Захарова. Удачи ему.
А вспомните, Петтай, как на 83 мин Вы не удалили Хагена за фол последней надежды против Вагнера. www.red-army.ru/media/?a=&m=11&y=2006&apage=2