6 мин.

Анатолий Тимощук: «Я не думаю о своей стоимости»

По словам представителей его бывшего клуба, сумма сделки составила порядка $20 млн - если это правда, переход Тимощука стал абсолютным трансферным рекордом России. А многие уже назвали эту покупку финансовой диверсией, подрывающей наш рынок игроков. Последний трансферный трофей прибыл в Санкт-Петербург поздно вечером в пятницу. Виталий Юрченко специально для Newsweek поговорил с Тимощуком в самолете, который вез его из Киева в Питер. Игрок не стал опровергать, что теперь стоит именно $20 млн.

Вам приятно чувствовать себя самой дорогой покупкой в истории российского футбола?

Я стараюсь не думать об этом. Есть команда, коллектив - если футболист профессионал, он ставит интересы команды выше своих личных интересов. И не думает о своей трансферной стоимости.

О ней можно не думать, но не кажется ли вам, что $20 млн – это чересчур много за вас? Вот Роналдо, например, продали в «Милан» всего за $7,5 млн – он разве хуже вас играет в футбол?

Есть разные футболисты, разные трансферные стоимости. Не мне судить об этом. Если клуб считает нужным заплатить за игроков определенную сумму - это право руководства клуба. И это тогда и будет трансферная стоимость. Лично я о цене узнал последним - цена, которую «Зенит» заплатил «Шахтеру», обсуждалась руководителями клубов. Я вступил в переговоры уже тогда, когда они договорились о цене, - и меня интересовали амбиции клуба, а не собственная зарплата.

Действительно, в «Шахтере» вам, наверное, смогли предложить не меньше…

Ну… скажем так: когда зашла речь о переходе в «Зенит», президент «Шахтера» Ринат Ахметов предложил мне увеличение зарплаты.

Украинский олигарх долго уговаривал вас остаться в клубе? Говорят, вы его любимчик, он не раз говорил, что кого угодно, но Тимощука не продадим.

Да, у нас с Ринатом Леонидовичем были дружеские, теплые отношения. Все-таки я 9 лет играл в «Шахтере». И все это время был дружен с президентом: и я, и он болели всем сердцем за футбол. Поэтому решение о переходе, конечно, давалось нелегко. Но Ахметов меня, кажется, понял.

Как говорят в таких случаях – расстались друзьями?

Ну… прежде всего мы обсуждали все возможные варианты продолжения карьеры в дружественной обстановке. Этих вариантов было несколько. А когда я выбрал «Зенит», Ахметов сказал, что теперь у питерской команды стало на одного болельщика больше.

Как трогательно… А правда, что помимо «Зенита» вас звали в клубы английской премьер-лиги?

Я знал о заинтересованности от английских и других европейских клубов. Называть их не буду, извините… Просто те клубы, которые интересовались, не вступили в заключительную стадию переговоров. К тому же мне было важно соблюсти интересы «Шахтера» - и «Зенит» в этом смысле подходил больше других. Он сделал самое серьезное предложение по деньгам.

Ну да. Вряд ли какой-то британский клуб отдал бы $20 млн за опорного полузащитника сборной Украины. Но то интересы «Шахтера», а вам неужели не хотелось поиграть на островах? Неужели у питерской команды есть какие-то преимущества по сравнению с любой командой из Англии?

Ну, во-первых, прекрасный город… Перед тем как принимать решение о переходе, мы приезжали в Петербург вместе с супругой. Клуб устроил нам экскурсию - хорошее впечатление. Питер - не тот город, который может оставить кого-то равнодушным. Хотя, конечно, не в одной красоте дело - я принимал решение с учетом многих факторов.

А какой из них главный?

«Зенит» - очень амбициозная команда. Я всегда стремлюсь преодолевать трудности и новые жизненные барьеры. И так, наверное, рассуждает любой спортсмен: всегда необходимо стремиться прогрессировать. А «Зенит» четко объявил свои задачи на сезон - только чемпионство. Так и я всегда ставлю максимальные задачи.

Пока все амбиции «Зенита» и его владельца «Газпрома» – это исключительно невероятные траты. «Зенит» даже стали называть «питерским “Челси”». Не боитесь, что, как это часто бывает, чересчур большие деньги не смогут создать команду?

А вы хотели, чтобы «Зенит» тратил мало и становился чемпионом? Такого не бывает. Любая команда, которая ставит такие цели, очень активна на трансферном рынке. И для достижения целей не существует никаких преград. Хотя, конечно, деньги не решают все в футболе.

Чисто внешне – есть ощущение, что деньги даже портят «Зенит». Еще полтора года назад питерская команда славилась своей атмосферой. А последний год – одни конфликты: то Аршавин с Кержаковым поссорятся, то Риксен с Радимовым подерутся. Последние двое – ваши непосредственные конкуренты за место в составе.

Ничего не могу сказать, я еще не успел познакомиться с командой. Футбол - это такая игра, в которой не избежать стычек; такие ситуации, как у Риксена с Радимовым, случаются. Надеюсь, инцидент между партнерами по команде уже остался в прошлом.

В России не все верят в «Зенит». Властимил Петржела, бывший тренер «Зенита», как-то говорил, что питерцам никогда не стать чемпионом – мол, не хватит ресурсов в борьбе против московских команд.

«Зениту» не стать чемпионом? С таким подбором игроков, специалистами, которые работают в клубе, с Диком Адвокатом в конце концов и такими амбициями, я считаю, это нам под силу.

Год назад сменился владелец клуба – теперь питерцами управляет крупнейшая газовая компания мира. Дик Адвокат, когда приглашал вас, говорил, что, мол, Тимощук – обязательное условие для будущего чемпионства «Зенита». Вы не боитесь такой ответственности?

Мне не привыкать к такой ответственности. В «Шахтере», по сути, мы каждый сезон начинали с теми же лозунгами. И мы ведь, как и «Зенит», долгое время не могли стать чемпионами Украины - ответственность перед болельщиками была страшная.

Российский и украинский клубный футбол, как говорят, очень похожи: по сути, и там и здесь это олигархическая забава, соревнование бизнесменов… Или украинские футбольные олигархи отличаются от русских?

Не думаю, что нужно проводить параллели между людьми, которые спонсируют команду. А насчет спонсоров команд - они ведь по-настоящему любят и футбол, и команду. Глупо говорить о них так цинично - на деле они вкладывают в команду больше, чем просто деньги. Свою душу.

Кроме олигархов, российский и украинский футбол объединяет еще и коррумпированность – на Украине ведь тоже что ни чемпионат, так слухи о договорных матчах и купленных судьях. В Англии вы бы об этих разговорах забыли, наверное.

Я устал от этих разговоров. Мне неизвестно про договорные матчи ни в российском, ни в украинском чемпионате; если у кого-то есть факты, он может предоставить их на суд общественности.

В апреле будет голосование в УЕФА по месту проведения чемпионата Европы 2012 года. Совместная заявка Украины и Польши вроде имеет неплохие шансы: соперники (Хорватия, Италия) слишком слабы… Вы верите, что чемпионат Европы может пройти на Украине?

Я просто мечтаю об этом - как каждый житель нашей страны. Могу представить, что это будет за ажиотаж, если мы победим.

Ну да. И с газом проблем не будет – ведь ходят слухи, что «Газпром» половину вашего трансфера оплатил газом.

Вы смеетесь? Я общался с президентами «Шахтера» и «Зенита», ни о каком газе не может идти и речи. Мой переход - открытая прозрачная сделка. Оба клуба - это серьезные европейские команды, они не боятся открыто говорить о такой большой сумме трансфера.

Эта шутка болельщиков с газом вам совсем не понравилась?

Глупая шутка.