Один день Вячеслава Ивановича
С тех пор как в прошлом году Вячеслав Колосков оставил пост президента Российского футбольного союза (РФС), спрос на его таланты функционера возникает только на крупных международных турнирах. На нынешнем чемпионате мира он является руководителем делегации ФИФА в Ганновере - фактически футбольным мэром города на время проведения в нем матчей мундиаля. Корреспондент "Известий" провел целый день в немецком царстве российского чиновника и убедился: Колосков по-прежнему живее всех живых.
В холл четырехзвездочной гостиницы, укрывшейся в тихом центре Ганновера, Колосков выплыл с привычной вальяжностью. Сланцы, белые спортивные штаны и полосатое поло, надетые на вице-президенте ФИФА, были первым показателем того, что управление футбольным городом — работа из тех, которые совсем не мешают отдыху. Провожая меня в блок, который занимает ФИФА, Колосков не забывает, что даже в 65 лет можно быть обольстительным: заглядывает в кабинет медиа-службы и шлет воздушные поцелуи двум сидящим там девушкам. Девушки в восторге.
Рабочий день Колоскова начинается в 9.30. В это время он спускается в кабинет — выполненный в техно-стиле гостиничный номер — и просматривает новости. В 10 часов обсуждает текущие вопросы со своей командой. Хотя сегодня Ганновер прощается с чемпионатом мира матчем Испания — Франция, любопытных тем на этом совещании нет. Куда любопытнее было во вторник — на следующий день после того, как Валентин Иванов устроил разноцветный салют из карточек в матче Нидерланды — Португалия. "По правде говоря, тут футбол не с кем обсудить: работники ФИФА очень политкорректны. Кроме того, больше половины из 12 человек, находящихся у меня в подчинении, — девочки, — сетует Колосков. — Но это не мешает мне иметь свое собственное мнение. В действиях Иванова формально все было правильно. Но фактически он выпустил игру из-под контроля. Теперь у Иванова больше нет ни шанса поработать на этом турнире".
Час дня, самое обеденное время. Колосков при упоминании о дневной трапезе едва заметно морщится: "Что-то я не привык здесь кушать. Во-первых, я вообще редко обедаю. Во-вторых, ко мне в это время обычно друзья заезжают и мы гуляем по городу". Впрочем, сегодня Колосков решает сделать исключение и просит своего водителя-немца отвезти его куда-нибудь за город, чтобы узнать, что такое классическая немецкая деревня. Через час водитель приходит с одним-единственным вариантом: деревушка в 25 километрах от Ганновера. Колосков решает, что это далековато, и перечерчивает маршрут — едем в немецкую пивнушку.
"Я вообще-то не люблю пиво, поэтому за 17 дней ни разу в местные кабачки не выбирался, — поясняет он. — Но раз уж я завтра все равно уезжаю в Берлин, то напоследок надо попробовать". Белый Hyundai, выделенный Колоскову в служебное пользование, уносит нас в пивную, наполненную болельщиками из Франции и Испании: алкоголем и пением они разминают связки перед матчем 1/8 финала. Свиная ножка с тушеной капустой — стандартный туристический заказ в любой точке немецкого общепита... Колосков понимает, почему же его так не тянуло попробовать местную кухню. "Не мое! — резюмирует он. — Ты сам все видел: капусту я очень люблю, а вот ногу только поковырял чуть-чуть..."
О работе на чемпионате Колосков говорит с видимым удовольствием. Хотя многим из его коллег пришлось в эти дни несладко. Председатель оргкомитета Франц Беккенбауэр посещает каждый матч турнира, перемещаясь по Германии на вертолете. Президент ФИФА Йозеф Блаттер не должен присутствовать везде, но, чтобы все успеть, также вынужден путешествовать по воздуху — на небольшом самолете. "Правда, что суточные таких чиновников, как вы, равны 500 долларов в день?" — спрашиваю я. "На чемпионате мира — да. Деньги большие, но надо учесть, что за все, кроме гостиницы, мы платим сами. Скажем, за недешевое немецкое питание и за все экстра-услуги. Вот я каждый день отношу в стирку целый пакет одежды: жарко, приходится менять по две-три рубашки. Хотя 500 долларов на комфортную жизнь, конечно, хватает".
В ближайших планах Колоскова — отъезд в Берлин и решение вопроса с билетами на финал для VIP-гостей из России. Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев уже получил два приглашения — на себя и супругу. "До меня дошла информация, что может подъехать кто-нибудь из правительства, — продолжает Колосков. — Что ж, еще 2—3 билета я смогу достать. Если это, конечно, будут действительно VIP-персоны вроде Фетисова или, например, вице-премьера Жукова — большого любителя футбола".
— Вам самому-то такая жизнь нравится? — спрашиваю я напоследок.
— Да, мне всего хватает, — раздается в ответ. — Раньше каждый чемпионат приносил скованность, напряжение и самоконтроль. А сейчас я езжу на матчи и просто получаю от жизни удовольствие.
Юрий Дудь