Эффект тумбочки
Кровавый сезон
Чемпионат России-2011/12 получается что-то уж крайне кровавым. Вратарь «Спартака» Андрей Дикань продолжил длинный список жертв переходного сезона, в котором уже побывали едва ли не все основные голкиперы ведущих отечественных клубов.
Конечно, футбол – игра контактная, и травмы тут обычное дело. Но на Диканя после столкновения с Кержаковым смотреть было просто страшно. В голову лезли нехорошие мысли, тем более, что одну вратарскую трагедию в чемпионате России мы в своё время уже пережили.
Слава богу, несмотря на тяжёлые травмы, жизни Диканя ничто не угрожает. А вот перспективы участия в Евро-2012 в составе сборной Украины теперь очень туманные.
Если исходить из тяжести травм и степени важности Диканя для нынешнего «Спартака», удар Кержакова тянет на длительную дисквалификацию.
Андрей Дикань, придя в состав красно-белых, превратился в тот главный козырь, благодаря которому не слишком организованный коллектив смог ввязаться в борьбу за самые высокие места.
Какими проблемами грозит травма Диканя «Спартаку», наглядно видно из примера армейцев, с прошлого лета играющих без Акинфеева.
Бытовая версия
И всё-таки, не один десяток раз просмотрев запись момента столкновения Кержакова и Диканя, прихожу к выводу, что найти в действиях Кержакова злой умысел нельзя.
Мог ли Кержаков уклониться от контакта? Мог теоретически.
Но дело-то в том, что форвард «Зенита» в этой ситуации именно уклонялся.
Рассмотрим этот момент с точки зрения Кержакова. Он получает мяч, врывается в штрафную, уходя от защитников, выходит один на один с выскочившим навстречу Диканем и пытается протолкнуть мяч мимо голкипера. Однако Дикань справляется с ударом, форвард это видит и выключается из момента.
Кержаков резко прекращает ускорение и начинает уходить влево, будучи уверенным, что вратаря он не задевает. Через доли секунды следует удар.
С позиции Диканя момент выглядел так: выход Кержакова, рывок вперёд, ликвидированная опасность и в последней стадии резкий удар.
Так что же в этот момент произошло с Кержаковым?
Вот вам типичная бытовая ситуация: будучи занятым каким-то делом, вы вспоминаете о том, что вам нужно взять линейку, лежащую в соседней комнате. Маршрут до линейки вам хорошо известен и вы идёте за ней, думая о своём деле, а не о маршруте. И вдруг получаете резкий болезненный удар об острый угол тумбочки, стоящей в коридоре.
Вы прекрасно знаете, где стоит эта тумбочка, и были убеждены, что задеть её не можете никак. Однако в этот момент, думая о другом, вы не слишком чётко контролируете своё движение. Как результат – здоровенный синяк на ноге.
Кержаков, не сумев переиграть Диканя, начинает торможение и выпадает из момента. В эти доли секунды в голове у форварда проносится что-то вроде «Как можно было не забить?» Манёвр уклонения от вратаря происходит на уровне рефлексов, однако этого оказывается недостаточно, и происходит стык, который ввергает в шок и вратаря, и форварда.
Умышленный удар в данной ситуации имел бы совсем другую картину. Нападающий, сознательно идущий на жёсткий контакт с вратарём соперника, старается приблизиться к голкиперу, пройдясь по касательной. Это объясняется тем, что форвард при прямом ударе и сам рискует получить тяжёлую травму того же колена.
Без вины виноватый
В ситуации «Кержаков-Дикань» удар получился настолько ужасающим по последствиям, что совершенно не был смягчён. А смягчён он не был по одной простой причине: форвард «Зенита» никак не готовился к стыку, и для него удар оказался таким же внезапным, как удар об тумбочку в коридоре.
Провести аналогичный удар с подобными последствиями умышленно практически невозможно, ибо агрессору действовать именно так не позволит обыкновенный инстинкт самосохранения.
Кержаков в момент столкновения подсознательно полагал, что Дикань уже сзади и в стороне, однако траектории движения футболистов пересеклись самым неудачным образом.
В итоге получается, что Кержаков не только не намеревался травмировать Диканя, но и вообще не был готов к жёстком стыку. Ситуация кардинально отличается от тех, на которые ссылаются в качестве прецедента поклонники красно-белых.
Единственное, что можно инкриминировать нападающему, - неосторожность. Подсудна ли она с точки зрения РФС? Любой ответ в данном случае оставляет массу недовольных.
Как бы то ни было, но тяжкие травмы голкиперов подталкивают к необходимости разработки мер, направленных на повышение безопасности вратарей.
А Андрею Диканю хочу пожелать здоровья и быстрейшего возвращения в строй.
А за Диканя обидно. Пусть поправляется поскорее.
P.S. Мое мнение оба эпизода игровые и наказание за них должно быть одинаковым!
Какая касательная, кто мне объяснит? Автор договорился до того, что это Дикань сыграл грубо и опасно для здоровья Кержакова.
Забавляют и рассуждения о том, что там проносится в головах нападающих в тот или иной момент (как будто автор сам играл и знает о чем думают футболисты) и аналогия про тумбочку вообще ерунда какая-то.
Разницы между эпизодами Веллитон-Габулов и Дикань-Керж нет никакой. В обоих случаях напы доигрывали эпизод до конца, а вратари, забыв о собственной безопасности, спасали ворота. Все остальные домыслы про доли секунд, хотел-не хотел, хороший-плохой, русский/наш-бразил - субъективщина и личные пристрастия.