Федун все-таки отдает «Спартак» болельщикам. Как фанаты смогут влиять на клуб?
Красно-белые первыми в России запускают собственный фан-токен.
Владелец «Спартака» Леонид Федун считается в футбольных кругах человеком непостоянным. Одним из обещаний Федуна, на выполнение которого уже перестали надеяться, было отдать клуб болельщикам.
В 2019-м владелец говорил о такой возможности очень решительно, но уже через год вроде бы передумал. Летом 2021-го Зарема Салихова на вопрос «Когда Федун отдаст «Спартак» болельщикам?» с легкой издевкой ответила: «Покупайте». Оставалось только разводить руками.
Но вот дело вроде бы сдвинулось с мертвой точки. Красно-белые первыми в России запускают собственный фан-токен — что-то вроде акции, позволяющей ее держателю влиять на политику клуба.
Неужели обычные люди теперь действительно смогут управлять «Спартаком»? Или это очередной обман?
Что еще за фан-токены?
Прогресс стремительно развивается, и важнейшей частью мировой экономики становятся криптовалюты. Большую популярность приобретают так называемые NFT (non-fungible tokens) — уникальные цифровые картинки, правами на каждую из которых может обладать только один человек. В марте прошлого года на аукционе «Кристис» подобная картинка была продана за 69 млн долларов, что поставило ее автора в один ряд с величайшими художниками.
Некоторые считают, что за NFT — будущее арт-индустрии. Однако у многих есть претензии к цифровому искусству. Многие полагают, что его ценность завышена, а люди слишком легко поддаются манипуляциям со стороны тех, кто пропагандирует такого рода инвестиции. Последнее даже высмеивалось в недавнем выпуске сатирического мультсериала «Южный парк» — люди теряют машины, дома и семьи, но радуются тому, что у них в смартфоне есть забавный танцующий мишка или что-нибудь в этом роде. А американский экономист и предприниматель Питер Шифф как-то написал в своем твиттере:
— Единственная ценность NFT — эксклюзивное право на коммерческое использование. Но я никак не могу представить, что такое право стоит 69 млн долларов.
Фан-токены, которые собирается выпускать «Спартак» — это не совсем NFT. Они не уникальны. Однако суть остается прежней: болельщик покупает некий цифровой объект и использует его как сертификат, подтверждающий определенное право. В случае с футбольным клубом — право участвовать в управлении. Звучит хорошо, но как будет на деле?
«Какого цвета должна быть форма?»
В Испании испокон веку клубы управляются болельщиками — или, говоря местным языком, сосьос. Эти сосьос владеют акциями, что позволяет им, например, голосовать на выборах президента. Неспроста в той же «Барселоне» кандидаты устраивают самые настоящие предвыборные кампании, публикуют свои программы и ходят на дебаты.
Однако фан-токены — не акции. Их обладатели не смогут голосовать по ключевым вопросам. Они не смогут выбирать президента, тренера, состав или как-то влиять на трансферную кампанию. Все это запрещено FIFA. Максимум, что болельщики будут решать — вопросы в духе «какого цвета должна быть форма?» или «какие бургеры подавать во время матчей?» Так что спартаковцы несколько кривят душой, когда заявляют:
— Сегодня у «Спартака» около 17 миллионов болельщиков по всему миру. $FCSM (название токена — прим. Sportbox.ru) поможет этой большой аудитории влиять на жизнь красно-белых как никогда прежде.
Все, что касается маркетинга — пожалуйста. А вот футбольные вопросы для широких масс по-прежнему закрыты. Конечно, как ни крути, таким образом клуб становится ближе к болельщикам. Но надо понимать, что он все равно скорее преследует собственные цели, чем альтруистично жертвует публике часть своего суверенитета.
Знать о вас всё
Фан-токены — практика довольно распространенная в футбольной среде. Например, почти все клубы Серии А уже давно таким образом взаимодействуют со своей аудиторией. Прямое общение путем опросов позволяет еще лучше понимать, что в головах у твоих поклонников — в том числе тех, которые живут в другом городе. До этого единственным инструментом «слежки» за своими фанатами были социальные сети. Клубы анализировали большие данные из твиттера или инстаграма и частично понимали запросы публики.
Теперь же появилась возможность сделать фан-клуб еще более уютным и прозрачным. К тому же, можно неплохо на этом заработать. Клубы получают деньги не только от покупателей токенов, но и от платформ, которые эти токены генерируют. В случае «Спартака» это будет платформа Socios.com, которая уже сотрудничает со многими европейскими топ-клубами — «Барселоной», «ПСЖ», «Интером» и т. д.
Болельщику же нравится чувствовать свою причастность к любимой команде — и он, естественно, готов платить за то, чтобы эту причастность расширять. Отчасти это иллюзия, но какие-то плюсы для себя все равно можно извлечь. В конце концов, довольно часто можно встретить в соцсетях гневные комментарии по поводу вида той же формы. При наличии фан-токена можно будет эту проблему решить. Но сказать, что Федун все-таки отдает «Спартак» болельщикам, увы, нельзя.
Глеб Томашевский , sportbox.ru
Телеграм-канал блога «СпартакПлюс»: @spartakplus
Мне - не надо