4 мин.

Опасное решение для футбола: CAS обязал «Рому» выплатить 1 млн евро за переход Понсе в «Спартак». Почему это так важно?

Объясняет подкаст «SILA Права».

Пару недель назад CAS обязал «Рому» выплатить «Ньюэллс Олд Бойз» миллион евро за переход Эсекиэля Понсе в «Спартак». Споры начались еще в мае 2020-го – тогда аргентинский клуб (там начиналась профессиональная карьера нападающего) обратился в ФИФА с иском о возмещении убытков в размере 2,4 миллиона евро за предполагаемые махинации с переходом Понсе из «Ромы» в «Спартак».

Напомним условия трансфера: в июне 2019 года Эсекиэль переехал в Москву – вместе с голкипером молодежной команды римлян Андреа Романьоли. У «Ньюэллс Олд Бойз» появились вопросы, потому что за нового кипера «Спартак» заплатил 2-2,5 млн евро (данные Джанлуки ди Марцио), что значительно превышало его рыночную стоимость (Transfermarkt оценивал в 25 тысяч евро). В аргентинском клубе посчитали, что при помощи Романьоли «Рома» хотела дешевле оформить трансфер Понсе – потому что «Олд Бойз» полагался серьезный процент от будущей перепродажи (40%).

Сначала иск отклонили. Но южноамериканцев это не остановило: они обратились с апелляцией в Спортивный арбитражный суд и все-таки выиграли дело. В римском клубе решение признали неожиданным и не имеющим юридических оснований – судьи присвоили Понсе произвольную рыночную стоимость (6 млн евро).

Трансферная многоходовочка «Спартака»: купили 5-го вратаря «Ромы» для ФНЛ, чтобы итальянцы не теряли деньги за Понсе

В новостном выпуске подкаста «SILA Права» обсудили эту историю – ведущие Михаил Прокопец, Юрий Зайцев и Илья Чичеров считают, что это решение опасно для футбола (хоть и справедливо):

Вот самое главное из их мыслей по этому поводу:

«Объективно оценить трансферную стоимость футболиста невозможно. То есть пытаться определить ее при помощи ссылок на Transfermarkt – это очень странно. Это, безусловно, очень интересный информационный ресурс, который, возможно, в какой-то степени служит катализатором определения цены, но слишком большое количество факторов влияет на трансферную стоимость футболиста. Если игрок просто топ, забивает каждый матч и очень востребован, но у него до конца контракта осталось полгода, его стоимость будет стремиться к нулю. А на Transfermarkt она будет в районе 15-20 млн. Травмы, жена, настроение, психическое состояние спокойно может на это влиять.

Такие решения по-справедливости очень опасны. У нас уже была куча таких вердиктов, когда ты юридически прав, все аргументы на твоей стороне, а судья думает: «Это будет несправедливо, поэтому ты проиграл».  И ты сидишь потом, думаешь: «Как я объясню это клиенту?»

Так и здесь: решение, при котором арбитр не сослался ни на одну практику. Единственный логичный аргумент – сама «Рома» определила стоимость Понсе в районе шести миллионов, установив buy out, когда он уходил в аренду два сезона назад [в АЕК]. Но, опять же, тогда греки не купили его за семь, поэтому стоимость тоже не была адекватной.

Выходит, арбитр решил, что стоимость должна быть больше трех, но меньше восьми миллионов – «поэтому она будет шесть». Почему шесть? Почему не пять с половиной? Не четыре?

А стоимость Романьоли на Transfermarkt – 50 тысяч евро, поэтому он должен стоить миллион (что? почему?). Еще раз: это решение необоснованное с точки зрения юриспруденции. И оно опасно.

Например, мы видели огромное количество споров, где обсуждается стоимость футболиста. Стороны приходят с экспертами, в этом деле их тоже было двое: «Ньюэллс Олд Бойз» привел своего, который сказал, что сделка оценивается в шесть миллионов, а «Рома» представила экспертизу Омара Онгора (давний и авторитетный экс-руководитель ФИФА). Он заявил, что мы не можем определить трансферную стоимость путем экспертизы: влияют контракт, травмы и все остальное.

И что мы теперь имеем: основываясь на этом решении, каждый арбитр сможет определять трансферную стоимость по своему мнению. Это суперопасная история.

Хотя, возможно, справедливость и восторжествовала».

***

Единственная отдаленная зацепка, которую удалось обнаружить – сумма за переход Понсе из «Ньюэллс» в «Рому»: тот же ди Марцио сообщал, что итальянцы заплатили 3 млн сразу и еще 3 млн прописали бонусами – суммарно и есть 6 млн. В других источниках говорилось о том, что «Рома» заплатила 4,2 млн. Реальных условий сделки «Спартака» с «Ромой» в аргентинском клубе знать не могли, а предоставить данные о своей продаже точно были способны – может быть, там как раз и есть основа для 6 млн евро. Но это, как и остальные рассуждения, лишь догадка.

Детали революции в мире футбольных агентов: «SILA Права» разбирает новые правила ФИФА. Российским агентам жить будет проще

Фото: globallookpress.com/Stupnikov Alexander/spartak.com