15 мин.

Новый «Спартак»: Витория поменял игру при навесах, увеличил важность крайних защитников и поставил на подвижную атаку

Превью к старту нового сезона.

«Спартак» готовился к сезону в Филлахе. В Австрии под руководством нового тренера команда провела три матча. Руй Витория начал с поражения от «Нефтчи» (1:2), затем сыграл вничью с «Браво» (2:2), а в конце сбора спокойно обыграл «Шибеник» (4:2).

«На данном этапе подготовки не совсем верно смотреть на результаты матчей. Здесь важнее идеи, которые мы пытаемся привить команде и через которые стремимся улучшить игровой процесс. Как футболисты реагируют на наши требования – вот ключевой аспект», – сказал Руй Витория после сбора на юге Австрии. 

Затем «Спартак» вернулся в Москву. В России к команде присоединились сборники. Руй Витория постепенно вводил их в игровой процесс, дозируя время на поле против «Сочи» (4:0) и «Рубина» (4:0). В заключительной игре против «Химок» играл практически основной состав. Витория выпустил Джикию, Зобнина, Ларссона, Промеса и Соболева, плюс во втором тайме дал сыграть Кралу.

«Есть ошибки, которые мы должны исправлять: для этого и существует межсезонье. Мы постепенно наращиваем игровое время ребят, которые вернулись из сборных, но неправильно делить футболистов на основных и остальных: нам нужны будут все, потому что впереди насыщенный сезон, до декабря мы сыграем от 26 до 28 матчей», – рассказывал Витория после победы над «Рубином».

Неизвестно, как «Спартак» войдет в сезон. Витория неоднократно подчеркивал, что результат в товарищеских матчах не так важен. Но предсезонка – неплохая возможность узнать о стилистических переменах в «Спартаке». Португальский тренер на дистанции просмотрел вернувшихся из аренд (Мелкадзе, Ломовицкий, Мирзов, Роша, Глушенков, Рассказов) и молодежь (Игнатов, Гапонов, Литвинов), поэтому этап получился интересным. 

1. Главное структурное изменение Витории – отказ от тройки центральных защитников. «Спартак» перешел на 4-2-3-1 в атаке и на 4-4-2 при обороне. 

Без Джикии за место в основе боролись Кутепов и Гапонов. Кажется, что Илья Гапонов понравился Витории больше: Кутепов стартовал только против «Нефтчи» (дальше выходил только на замену), а в остальных матчах в паре с Жиго начинал Гапонов (кроме «Химок»). 

Пока Ломовицкий – дублер Айртона, Рассказов играл чаще Ещенко (но «Спартак» ищет более качественный вариант направо). 

Главное открытие – Мелкадзе. Георгий отлично проявил себя: третий в команде по ожидаемым голам и голевым передачам и лучший по количеству ассистов (4). 

Игнатов и Бакаев тоже в порядке. Зелимхан – с отрывом лучший по ожидаемым голевым передачам, лидер по ударам и важный инструмент при перегрузах флангов. Игнатов показал неплохой объем борьбы в атаке (третий по количеству выигранных атакующих единоборств), вместе с Бакаевым на третьем месте по результативности (забили по 2 мяча), плюс второй по голевым передачам (3). 

2. В Австрии «Спартак» прессинговал высоко, но временами чередовал давление и низкий блок. В Москве располагался строже и выходил в высокий прессинг лишь ситуативно.

Редкий пример высокого прессинга из матча в «Сочи». Для «Спартака» комфортны фланговые ловушки: Мелкадзе и Игнатов сыграли по ближним центральным защитникам, а спартаковская четверка полузащитников расположилась компактно. 

Одно из условий – смещение вингера с противоположного фланга к центру (в данный момент – Мирзов). Это позволяло Хендриксу и Умярову быть ближе к эпизоду. Итог – перехват Бакаева и опасный момент. Деталь – Бакаев на сборах совершил несколько таких перехватов (например, во время второго гола «Сочи»), балансируя между привязкой к флангу и смещением в центр.

Данные и графика – InStat

Но Витория готов подстраиваться под соперника. Например, с 4-4-2 команда переходила на ситуативные 4-3-3. Сначала Мелкадзе и Игнатов прессинговали вдвоем. Они выжали «Нефтчи» на фланг, вынудив играть через вратаря и защитников. Азербайджанская команда играла в три центральных, поэтому один игрок оставался свободен – его закрыл Глушенков.

Следующая стадия – готовность к максимально высокой линии защитников. Сначала Хендрикс выдвинулся к опорнику «Нефтчи», а четверка защитников поднялась к центру поля (характерная черта «Спартака» на первом сборе). 

Важная деталь – «Спартак» очень часто использовал крайних защитников как инструмент сужения при обороне. В этом эпизоде так сделал Ещенко – Андрей сблизился с парой защитников и страховал ситуацию, став дополнительным адресатом для передачи.

Но проблемы в давлении были на двух сборах. «Браво» создавал проблемы за счет схемы. Словенцы использовали 3-4-3 и пользовались ситуативными тройками в нападении от «Спартака». В том матче Мозес выбрасывался на одного из крайних центральных защитников, а один из форвардов грузил Рассказова. Так у «Браво» освобождался латераль – команда проходила прессинг через него.

Например, здесь Мозес встретил соперника, но его легко отрезали передачей на фланг.

Дальше было три детали, которые раскрывали «Спартак». Первая – Бакаев бросался из центра на фланг. Как правило, он немного опаздывал, поэтому было два эффекта. Сначала освобождался игрок в центре, затем он позволял латералю легко принимать мяч. 

Вторая – один из форвардов выманивал латераля из глубины и несколько раз выигрывал позицию, скидывая мяч дальше. 

Третья – в некоторых эпизодах экстремальная линия провоцировала забросы за спины защитникам. На первых сборах соперники этим не пользовались, но пару раз было опасно.

Из-за проблем во время таких забегов московская команда была чувствительна к переводам с одного фланга на другой. Одна из причин – смещение центральных полузащитников к эпизоду, плюс опоздания вингеров. В идеале (как в первом примере из матча с «Сочи») все работало неплохо. Но пока отработано не идеально.

Вот примеры из матчей с «Шибеником» и «Сочи». В каждом из случаев «Спартак» компактно поджимал соперников, но в первом эпизоде Мозес застрял на фланге, а во втором – Бакаев не вернулся назад. В Австрии «Шибеник» просто продолжил владеть мячом, а в Москве подстраховал Рассказов, сохранивший узкую позицию.

В похожем стиле Рассказов обокрал Хвичу перед вторым голом.

«Спартак» обладает четкой и понятной идеей при прессинге. В 4-4-2 команда выгоняла соперника на фланг. Затем поджимала количеством: к эпизоду смещалась пара опорных полузащитников, плюс помогали вингеры. 

Важная роль была и у крайних защитников – они сужали пространство, поднимаясь с фланга к эпизоду. Но работало не всегда. Например, вингеры не вовремя смещались, поэтому освобождалось пространство за спинами опорников.

3. В Москве «Спартак» сбавил в интенсивности, зато нашел способ в улучшении игры при навесах. В прошлом сезоне Sports.ru рассказывал о проблемах «Спартака» на подачах. Одна из причин – подвижные позиции центра обороны. Крайние центральные защитники поднимались на угол штрафной. Часто игроки путались, и соперники получали много пространства. На сборах были отголоски проблемы.

Первый пропущенный гол от «Нефтчи» похож на прошлый сезон. Кутепов поднялся максимально высоко, за ним двинул Жиго, поэтому Ещенко остался 1-в-1 с нападающим. Андрей срезал мяч в ворота.

Постепенно ситуация улучшалась. «Спартак» решал проблему через включения опорников – именно они выдвигались на угол штрафной, а центральные защитники оставались в створе ворот. Эффект уже есть: «Сочи» сделал 16 навесов с игры и пробил головой всего дважды (опасно, но оба удара были в одной атаке), остальные били головой только после стандартов.

4. Игра на аутах – новая потенциально эффективная фишка «Спартака». Во время предсезонки «Спартак» был особенно агрессивен на аутах. Даже если соперник бросал мяч от своей штрафной, московская команда почти полным составом прессинговала (поднимались и центральные защитники, но к концу сборов линия понизилась).

Против «Браво» сразу два гола пришли после аутов. Каждый раз важным звеном становился Хендрикс – голландский полузащитник выигрывал борьбу и перенаправлял атаку.

Первый гол – «Браво» разыгрывал аут небольшими силами. «Спартак» тройкой перекрыл разыгрывающих, а Хендрикс сыграл на опережение (таймкод – 04:00). Второй гол в том же стиле: «Спартаку» не пришлось встречать большими силами, плюс российская команда выиграла ключевые единоборства (Рассказов сыграл на опережение, Хендрикс подобрал мяч и в касание забросил на фланг).

А вот еще два эпизода. Первый – выигранная борьба Умярова с последующим ударом Мелкадзе. Второй – отбор Хендрикса. Он обыграл Деспота и вывел Мозеса на ударную позицию.

5. В остальном Хендрикс – странный выбор на позицию легионера. Очевидно, что при здоровых Крале и Зобнине он отправится на лавку. У Хендрикса и Умярова идентичные цифры по потерям мяча и потерям на своей половине поля, Хендрикс реже овладевал мячом на чужой половине поля, чаще пускал игроков за спину при передачах между линиями, плюс серьезно уступает Наилю по успешным отборам.

По продвижению тоже ничего особенного. Да, он весьма неплохо переводил с одного фланга на другой, но Жиго и Умяров гораздо качественнее и чаще обостряли вперед.

История с отборами – достаточно важная. Например, он не своевременно вступал в них. В этом эпизоде он не вовремя выдвинулся к сопернику, не дожал его и позволил убежать в опасную контратаку (не сориентировался, что слева есть подстраховка от партнеров, а справа – голая зона).

В матче против «Сочи» он тоже долго думал. Неоднократно «Сочи» создавал условия для подач через центр. Команда Владимира Федотова отрезала пару Хендрикс-Умяров, затем переводила игру на фланг. 

Здесь – похожий розыгрыш. Сначала Хендрикс опекал Пруцева. Затем он его отпустил и не решил, надо ли выбрасываться. Йоррит все же опустился, но с опозданием (выдвинулся только перед приемом мяча Пруцева). Он освободил зону для включения Юсупова. Артур перевел атаку на фланг, но на входе в штрафную ее прервал Айртон.

6. Еще одна стилистическая черта – включения в атаку крайних защитников. Чаще всего они двигались параллельно штрафной. Сначала Айртон не очень понимал задачу и часто дублировал Мирзова. Ещенко в первой игре подключался не очень часто (в основном оставался сзади и поджимал в центре при атаках справа).

Затем Витория отладил этот механизм. Айртон более логично включался по флангу, Рассказов залезал в полуфланги и атаковал даже через середину. 

Здесь бразилец сам разогнал атаку. Прорвался по флангу, обыграв игрока, затем рванул через полуфланг в штрафную. Айртон прострелил на второй темп, а Умяров перевел на Глушенкова.

Рассказов подключался менее эффективно, но сделал ассист против «Химок». 

Вот пример другой работы через полуфланги. Николай включился через штрафную – сначала сузил позицию защитника, уведя его за собой (увеличил пространство для Мозеса), а затем откликнулся на подачу нигерийца.

7. Смещения вингеров в центр и полуфланги – способ перехода из обороны в атаку. Витория при фланговых атаках использовал такой механизм: к паре Айртон-Мирзов/Рассказов-Мозес смещался атакующий полузащитник.

Затем эпизод заполняли Умяров и Хендрикс (еще в центр смещался крайний защитник с другого фланга). Мелкадзе помогал из штрафной, а параллельно вратарской располагался вингер. Стилистически такое заполнение флангов похоже на Тедеско. Но есть пара различий. Во-первых, в его системе латерали редко заполняли центр. Во-вторых, хуже заполнялась штрафная. Общая черта – расстановка большим количеством футболистов на фланге. Работало тоже весьма средне, Витории придется докручивать компонент.

Еще один из вариантов для доставки – движение между линиями. Бакаев отлично справлялся с этой задачей, Игнатов тоже был неплох.

Более интересен другой алгоритм – работа Мозеса при выносах и забросах. Виктор очень классно отрезал соперников своими смещениями. Пример с первого сбора: Мозес откликнулся на передачу от Рассказова, стянул на себя двоих (позволив Умярову стартовать наверх) и разогнал интересную атаку (опередил Умярова, плюс воспользовался его блоком).

Следующий эпизод. Виктор выиграл борьбу в центре поля, скинул мяч партнеру, который бросил Мирзова в прорыв. В целом команда немного не успела за его движением, так как был шанс пройти через середину короткими передачами – Мозес отрезал единственного игрока «Браво» в центре.

Здесь более тонкий момент: Виктор откликнулся на передачу, поставил корпус и вывел Квинси один на один с Лантратовым (Илья опередил Промеса).

Похожие алгоритмы у Витории были в «Бенфике», возможно, эту хитрость мы часто увидим в «Спартаке» на постоянной основе. Бакаев выманил крайнего центрального защитника со своей позиции – туда устремился Игнатов. 

Далее Рассказов нашел Михаила, а тот грамотно разобрался на фланге: дождался момента, когда Барач отпустил Бакаева (ушел на свою позицию в штрафную), а затем покатил мяч Зелимхану – так «Спартак» открыл счет.

8. Витория не против роли ложной девятки. Мелкадзе и Соболев продуктивно опускались в глубину для выхода из-под прессинга. В конце прошлого сезона мы видели, насколько хорош Александр в свободной роли: классно цеплялся за мячи на флангах и раскидывал их, разгоняя атаки.

Мелкадзе тоже классно себя проявил. Да, он забил всего один гол, но все равно провел мощные сборы: четвертый по ожидаемым голам, третий по ожидаемым голевым передачам, лидер вместе с Бакаевым по выигранным единоборствам в атаке, лучший ассистент сборов, создал 7 голевых моментов (второй после Мозеса).

Георгий впечатлил объемом. Витория его задействовал по всему полю: Мелкадзе помогал Мирзову и Мозесу на флангах, опускался за мячом в центр. Например, в матче против «Шибеника» его действия сделали два гола: сначала он отыгрался Мозесом и Бакаевым, переведя атаку левее, затем принял мяч спиной к воротам и развернул атаку на Мозеса, выдав разрезающий ассист.

Вот пример его полезной работы из матча с «Сочи»: откликнулся на скидку Игнатова и покатил Мирзову на удобную позицию – Денис Адамов спас.

А здесь открылся на фланге и скинул в свободную зону. Дальше Бакаев забросил на Мирзова, после чего Резиуан вывел Игнатова один на один.

***

Витория меняет стиль «Спартака». Он изменил структуру на 4-2-3-1 в атаке и 4-4-2 при обороне. За сборы он показал, что «Спартак» умеет подстраиваться в прессинге, плюс может глубоко обороняться (на Кубке Матч Премьер «Спартак» почти не использовал высокий прессинг). В защите Витория ставит на компактность: узкие позиции крайних защитников, нахождение центральных защитников в створе ворот при навесах и помощь на углу штрафной от опорников. 

В атаке тоже есть стилистические изменения: ставка на смещения крайних защитников в штрафную через середину и полуфланги, помощь от них в центре (когда атака на одном фланге, защитник с противоположного приходит в центр). Есть интересные задумки с ролью Мозеса, движением атакующего полузащитника и форварда (здесь остались пазлы от Тедеско).

С точки зрения игроков у Витории есть нормальный резерв: Гапонов, Мелкадзе, Игнатов и Бакаев провели качественные сборы, Мирзов может быть полезен в контратаках (плюс энергичная подмена Промеса). С основой тоже все окей: Айртон постепенно привыкает к новой роли; Жиго, Джикия, Умяров, Крал, Зобнин, Ларссон, Промес и Соболев – одни из самых качественных игроков чемпионата.

Пока «Спартак» только познает новые требования, но на Кубке Матч Премьер выглядел свежо. С одной стороны, хорошая форма логична – «Спартаку» необходимо качественно начать чемпионат и квалификацию в ЛЧ, с другой – Руй доволен тем, как команда усваивает новые требования. 

Игра против «Рубина» покажет реальную форму на старте сезона. У «Спартака» есть шероховатости: игра в опорной зоне, проблемы при переводах с одного фланга на другой и длительном контроле соперника. 

Но с точки зрения стиля и требований нового тренерского штаба уже можно делать выводы. Пока интересно.

Игнатов – новая надежда «Спартака». Пришел из ЦСКА, проспал теорию Кононова из-за игры в доту, обводил Зидана (настоящего!) финтом Зидана

Мой телеграм/твиттер

Фото: globallookpress.com/Stupnikov Alexander/spartak.com