12 мин.

Клубы Бундеслиги запутались в традициях и амбициях. Они зарабатывают, но могут развиваться быстрее

Умный менеджмент в Бундеслиге – уже клише.

«Бавария» 27 лет подряд фиксирует прибыль и расплатилась по кредиту за стадион на 16 лет раньше плана. «Ред Булл» построил интернациональную футбольную структуру с главным клубом в Лейпциге, который за 11 лет прошел путь от пятой немецкой лиги до полуфинала ЛЧ. «Дортмунд» в четвертьфинале ЛЧ играет с пятью футболистами младше 21 года.

С крахом Суперлиги немецкие топы получили дополнительный бонус к репутации. Все цитировали босса «Баварии» Карла-Хайнца Румменигге («Чтобы улучшить положение, нужно просто сократить расходы») и справедливо хвалили немецкую предусмотрительность. 

Оцените, как красиво президент «Униона» Дирк Зинглер разбил проект в колонке Berliner Zeitung: «Сеньор Перес, не бойтесь! Хорошо воспитанные футбольные монстры, спасти которых могут только 3,5 миллиарда евро от Суперлиги, должны умереть, прежде чем они полностью поглотят самый красивый вид спорта в мире».

Критика Бундеслиги? Одна постоянная претензия – доминирование «Баварии». «Мюнхен» за последние пять сезонов потратил 134 млн евро на покупки внутри страны, даже 42,5 млн за Упамекано не сильно приблизят чемпионов к «Боруссии», закупившейся в Германии на 267,5 млн. В сравнении с другими лигами еще забавнее: в топ-20 самых дорогих трансферов «Баварии» – только семь покупок у немецких клубов. Даже в АПЛ, которую никак не назвать донорской лигой, у «МЮ» – 10 аналогичных покупок, у «Ливерпуля» – 11.

У гегемонии «Баварии» есть очевидные недостатки, в основном исключительно соревновательные. Нейтральных зрителей отталкивает очевидный победитель, но взамен Германия предлагает атакующий футбол, ярких индивидуалов и удивительную атмосферу на стадионах (пункт на время потерял актуальность).

Проблемы Бундеслиги гораздо глубже глупого ярлыка.

Консервативные идеи часто скрывают тиранию. Флик стал жертвой тех, кто слишком любит власть

«Мнение Флика не имеет значения. Если клуб принял решение, тренер должен публично поддержать руководство. Он уже неоднократно провоцировал разногласия между функционерами, болельщиками и командой», – так эксперт Sky и экс-футболист «Баварии» Дитмар Хаманн оценил публичное заявление Ханси Флика об уходе из клуба. 

Хаманн приводит убийственное доказательство, почему «Бавария» в споре Салихамиджича и Флика должна безальтернативно защищать позицию спортивного директора: «18 месяцев назад Салихамиджич дал Флику возможность тренировать команду, которая позволила ему выиграть шесть титулов. У Ханси не было бы такого шанса ни в одном другом клубе».

К счастью, Хаманн – в глубоком меньшинстве. Но его мнение иллюстрирует худшую сторону немецкого футбольного сознания. Флик за считанные месяцы построил прессинг-машину с лучшей атакой в Европе, выиграл каждый доступный трофей (семь штук!), пока Салихамиджич мучился с подписанием Буна Сарра (великий преемник Альваро Одриосолы, тоже кандидатуры Хасана). Однако спортдир, по мысли Хаманна, априори прав, ведь именно он доверился тренеру. 

Такая логика убивает объективную оценку работы. Логично хвалить Салихамиджича за первоначальное доверие к Флику и ругать за плохие трансферы «Баварии». 

Флик, кстати, обходился без ультиматумов. Тренер шаблонно отвечал про рабочие взаимоотношения и в матчах праздновал голы вместе с коллегой. 

Но Ули Хеннесу этого, видимо, недостаточно. Де-юре он лишь член наблюдательного совета и почетный президент, де-факто – человек, не готовый распрощаться с властью в главном клубе страны. Sport Bild и Kicker постоянно пишут, что Ули полностью поддерживает Салихамиджича, в 2019-м хотел повысить его до членства в совете директоров. Немецкие медиа даже сообщали о том, что босниец – подставная фигура – Хенесс через него управляет спортивными делами клуба.

«Мы должны жить традициями, а не говорить о них», – с таким девизом работает Хенесс. 

В идеальном мире Хенесса он сам – самый подходящий руководитель «Баварии»: отдал команде большую часть карьеры, десятилетиями работал в структуре, выигрывал трофеи и переживал падения (даже попал в тюрьму), но каждый раз оставался рядом. Партнер по сборной Гюнтер Нетцер лаконично описал Хенесса: «Он борется за свой клуб и рискует оказаться злодеем для всех остальных – в моих глазах это настоящее величие».

Традиции, верность и вечная любовь – романтика, но гигантская площадка для манипуляций. В марте Хенесс отрицал теоретические шансы на уход Флика в сборную («Не обсуждается, когда у вас есть такой успешный тренер»). Удобно руководить, когда любое внеплановое изменение – это предательство ценностей, а выбранная политика безальтернативно успешная только из-за приверженности идеалам.

Хенесс не единственный консерватор-идеалист. В «Байере» то же самое делает Руди Феллер. Глава «Байера» в 2018-м даже отходил от власти, но быстро сломался – на пару месяцев доверился Йонасу Болдту, которого сам же поднял по структуре клуба, а потом убрал из-за излишней тяги к резким изменениям. С тех пор Феллер доверяет только Симону Рольфесу, функционал которого ограничивается повторениями тезисов гендира в медиа.

Феллер обещал, что снова уйдет в 2022-м. Ничто не мешает повторить трюк Хенесса на должности почетного президента.

Важно проговорить: Хенесс и Феллер – сильные менеджеры, приносящие прибыль и даже результаты. Проблема – в узурпации власти. Самое поразительное, что они сами строят фундамент для новых людей, а затем сбрасывают с этой платформы всех инакомыслящих.

Бывает хуже – когда платформу занимают те, кто этого недостоин.

Амбиции ≠ качество. «Лейпциг» снова это доказывает

Германия живет футболом Ральфа Рангника: гегенпрессинг, высокая линия защиты, большое число спринтов, максимально атакующий стиль. Влияние Рангника не ограничивается пределами футбольного поля, в Бундеслиге-2020/21 восемь тренеров какое-то время в карьере работали под руководством Ральфа. Почти половина лиги! 

Кто стал следующим после Рангника спортдиром «Лейпцига», когда тот ушел в 2019-м? Маркус Креше, чей управленческий бэкграунд ограничивается спортивным менеджментом в «Падерборне». За два года «Падерборн» из третьей лиги поднялся в Бундеслигу, но состав не особо менялся, главная заслуга Креше – приглашение хорошего тренера Штеффена Баумгарта. Салихамиджич одобряет.

Незадолго до приглашения Креше «Лейпциг» рассматривал вариант с интеграцией «Падерборна» в единую систему. Идея очень не понравилась болельщикам, юридически перспективы тоже казались туманными, поэтому о союзе забыли. Зато пригласили молодого и перспективного.

Креше тотально провалился в роли спортдира «Лейпцига». Летом 2020-го босс клуба Оливер Минцлафф нагрузил функциями Креше еще двух людей – Кристофера Вивелля и Флориана Шольца. Оба – продукты системы, Шольц и вовсе работал в «Лейпциге» уже несколько лет (Вивелль пришел из «Зальцбурга»).

Итог работы спортдира – мизерные отступные в 12,5 млн евро у вратаря Петера Гулачи, непродленные контракты Забитцера, Форсберга и Хальстенберга, подписание Анхелиньо (оказалось, по совету Нагельсманна). Если с Забитцером все правда сложно, то Форсберг и Хальстенберг прямо говорили о желании остаться. Креше отвечал взаимностью в медиа – но результатов нет.

Летом он уйдет из «Лейцпига» – официальное подтверждение пришло буквально за пару часов до новостей об отъезде Нагельсманна в «Баварию». Тут винить Креше глупо – тренер вырос рядом с Мюнхеном, болел за клуб и персонально за Лотара Маттеуса (не знал, как пишется его имя и фамилия, поэтому заказал футболку с надписью Лотома Теус). 

Забавно, что именно Маттеус одним из первых затрубил о переходе Нагельсманна. Тот отвечал на пресс-конференциях, что никаких переговоров нет, а общению с «Баварией» он предпочитает документалку про мотоциклы. Это самый нелепый аспект перехода – все знают об интересе «Баварии» к тренеру, о теплых чувствах Юлиана к клубу, но заинтересованные либо молчат, либо отшучиваются. 

Хотя хорошо было бы получить ответы от босса «Лейцпига». Почему новость об уходе Нагельсманна прилетает за пару дней до полуфинала Кубка? Почему Креше вообще появился в «Лейпциге»? Почему преемником Рангника, который построил систему с десятками талантливых специалистов, стал малоопытный управленец извне? Минцлафф готовил очередную красивую историю, как «Лейпциг» дает шанс амбициозному менеджеру, а тот добивается с клубом потрясающего успеха.

Не получилось. 

50+1 гарантирует стабильность, но не развитие. Так рождаются истории вроде «Айнтрахта» – может попасть в ЛЧ без тренера, спортдира и человека,  построившего команду

Быстрая ретроспектива: 100-120 лет назад немецкие клубы создавались как кружки по интересам и юридически возникли в формате союзов (участники платят за членство). Со временем при союзах появились акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью, отвечающие за извлечение прибыли. Правило 50+1 – гарант, что большинство голосов в этих обществах остаются за членами союзов. 

Что это значит?

• Коммерческие инвесторы не руководят клубами – только вкладывают деньги, получают рекламу на стадионах и формах команд, максимум – предлагают идеи на рассмотрение наблюдательному совету.

• Члены союза выбирают президента и состав наблюдательного совета. 50+1 – не утопическая идея о том, как болельщики строят трансферную политику и буквально владеют командой. Фанаты только предлагают кандидатов от народа.

Очевидные плюсы – никаких владельцев-самодуров и финансовая стабильность, клубы рассудительно распоряжаются капиталом, потому что бьющего деньгами фонтана нет и не будет.

Очевидные минусы – ограниченность в материальных ресурсах и отсутствие больших инвестиций, с которыми можно без риска раздуть зарплатную ведомость.

Германия медленно движется к компромиссам. Во-первых, появляются примечания – коммерческий инвестор может стать держателем контрольного пакета акций, если стабильно финансировал команду 20 лет (примеры: «Байер» и «Вольфсбург»). Во-вторых, глобально меняется отношение – в 2009-м правило поддерживали 32 команды первых двух лиг, в 2018-м – всего 18. 

Но, кажется, развал Суперлиги резко усилил позиции 50+1. Международные медиа восхищались немецкой системностью, а местные болельщики гордились своей силой. Вот что говорил Алекс Фишер, член клуба №12 (объединение фанатов «Баварии»): «Головы покатались с плеч, если бы «Бавария» вошла в Суперлигу. Мы бы мгновенно проголосовали против президента Герберта Хайнера на внеочередном общем собрании».

50+1 – главное юридическое доказательство силы немецких фанатов. Правило обеспечивает доступные цены на билеты, заполненные стадионы, топ-атмосферу на всех матчах Бундеслиги. 

И порой приводит к грустным историям. Год назад на матче «Бавария» – «Хоффенхайм» болельщики вывесили баннер «Дитмар Хопп все еще сын *****». Хопп – владелец 96% акций «Хоффенхайма» и один из богатейших людей Германии. Он последовал примеру «Байера» и «Вольфсбурга», купил родную команду (играл за молодежку) и вывел ее в Бундеслигу. 

Такая радикальность – из-за прецедента. Хопп – точно не худший владелец, но если он взломал систему, то ее теоретически могут уничтожить американские и ближневосточные деньги. 

Это большая беда немецкого футбола, ведь именно персонажи вроде Хоппа могут одновременно сохранить клубную идентичность и инвестировать большие деньги (в случае с «Хоффенхаймом» – превратить деревенскую команду в боевого середняка Бундеслиги). 

Необходимая ремарка: 50+1 – не плохое правило. Оно десятилетиями удерживает клубы на одном финансовом уровне и особенно ценно в период пандемии. Но футбольной Германии важно двигаться к компромиссам: «Вольфсбург», «Байер», «Хоффенхайм» и «Лейпциг» – хорошие примеры доверия. 

Пока гораздо больше сюжетов вроде «Айнтрахта»-2020/21. «Франкфурт» влетел в борьбу за ЛЧ и за два тура до конца идет пятым, уступая «Дортмунду» одно очко. Как бы ни закончилась битва, уже известно, что из «Айнтрахта» уйдут сразу три ключевых человека: Ади Хюттер (главный тренер), Бруно Хюбнер (спортивный директор) и Фреди Бобич (член совета директоров).

Неоднозначность – в рациональности ухода каждого из трио. С Хюттером все максимально банально – «Гладбах» предложил хорошую зарплату, а «Франкфурт» получил 7,5 млн отступных (еще пять могут прилететь бонусами). Бруно Хюбнер решился на паузу из-за проблем со здоровьем. На его место придет Маркус Креше – не отдохнет после «Лейпцига».

С Бобичем сложнее. Один из лучших менеджеров Германии скучает по семье, живущей в Берлине. Здесь ситуация превратилась в конфликтную – контракт с Бобичем рассчитан до 2023-го, сам функционер признавался, что хотел уйти еще летом прошлого года, но договорился помочь клубу справиться с последствиями пандемии. Председатель правления «Айнтрахта» Филип Хольцер публично заявил, что переговоры продолжатся, а пока Бобич продолжит работать.

Итог – разрыв контракта. «Айнтрахт» спокойно отпускает топ-менеджера. Человечный поступок – Бобич ведь хочет к семье.

Правда, не только. Летом Бобич станет спортивным директором берлинской «Герты». Той самой «Герты», в которую бизнесмен Ларс Виндхорст за 1,5 года (2/3 – период пандемии) вложил 374 млн евро, а команда с Пионтеком, Хедирой и Гендузи идет в пяти очках от зоны вылета.

А «Айнтрахт» не готов переплачивать лучшим специалистам после всего одного удачного сезона. Сейчас команда стабильно зарабатывает, выращивает хороших европейских футболистов, иногда залетает в еврокубки. Руководство боится, что механизм разобьется при первом дисбалансе в зарплатной ведомости. Никаких рисков, больших инвестиций ради ЛЧ, зато уверенное существование.

Удивляет только репутационный вопрос – зачем боссу «Айнтрахта» Хольцеру открыто конфликтовать с Бобичем через медиа, а через пару недель бесплатно отпускать в клуб-соперник?

***

Согласно финансовому отчету DFL (Немецкой футбольной лиги) за сезон-2019/20, восемь команд Бундеслиги остались прибыльными после вычета налогов. Это значительно хуже, чем в сезоне-2018/19 (15 клубов с прибылью) и в сезоне-2017/18 (14), но для пандемии число все равно прекрасное. Для контекста – в АПЛ-2019/20 только два клуба вышли в плюс.

Немецкий менеджмент все еще один из самых успешных в футболе. Но он станет еще лучше, если клубы будут более последовательными в выборе руководителей, перестанут воспринимать амбиции как самоцель и поймут, что приверженность традициям – это не карт-бланш на манипуляции. 

Красивые истории никуда не денутся. «Майнц», например, зимой шел рядом с безысходным «Шальке», в трансферное окно никого не купил (только три аренды) и вложился в тренера – заплатил австрийскому «Лиферингу» (фарм «Зальцбурга») 1,5 млн евро отступных за тренера Бо Свенссона, который отдал «Майнцу» семь лет игровой карьеры.

Команда набрала 30 очков в 18 турах, выбралась из зоны вылета и даже обыграла «Баварию». С таким качеством работы Свенссон еще может вернуться в систему «Ред Булл», но пока тащит близкий клуб подальше от проблем. 

Последовательность, прогресс для результата и осмысленные традиции. Все работает.

В Бундеслиге сверкает вратарь-плеймейкер. Нет, это не шутка

Фото: globallookpress.com/LennartPreiss/Witters GmbH, firo Sportphoto/Jurgen Fromme, Arne Dedert/dpa, Jan Woitas/dpa, imago-images.de; Gettyimages.ru/Alexander Hassenstein, Matthias Hangst/Bongarts, Alex Grimm/Bongarts, Adam Pretty