Андалусия - колыбель испанского футбола. Как британцы привезли игру на Пиренеи в конце 19-го века
Футбол в Испании – это все что угодно: страсть, безумие, культ --, но точно не идея, объединяющая самых простых trabajadores по всей стране. Современная Испания – это блюдо, состоящее из различных ингредиентов, которые не то что нельзя смешивать, скорее нужно держать на почтительном расстоянии. Каталония, Страна Басков, Андалусия и среди этого исторически провластный Реал Мадрид – это все автономии, фактически, самобытные культуры с собственными ориентирами, языками и взглядами на жизнь. Совсем неудивительно, что футбол среди этого национализма и самоидентификации в итоге стал орудием и знаменем «угнетенных» против «угнетающих», борьбы автономий с ненавистным центром. Почти каждое дерби страны несет в себе глубоко политизированный контекст и выходит за рамки спортивного семейного развлечения. И так было всегда. С самого начала.
В 19 веке Испания переживает тяжелое время. Когда-то «империя, над которой никогда не заходит солнце» постепенно теряет латиноамериканские территории, в начале века находится под контролем Франции, затем Пиренеи раздирают гражданские войны, а позже, ввиду запаздывающей индустриализации и плачевного экономического состояния, власти вынуждены раздавать за бесценок лакомые кусочки иностранному капиталу: тому же французскому, немецкому и английскому.
В 1868 году в Испании в силу вступает «Закон об основах», согласно которому, среди прочего, иностранному капиталу бессрочно предоставляется право на использование и разработку шахт и месторождений взамен на определенную плату. В разные части страны и в основном в портовые города, такие как Барселона, Виго, Бильбао, приходят иностранные компании. В 1873 году британский промышленник Хью Мэтисон по заниженной стоимости с аукциона покупает рудник, находящийся на реке Рио-Тинто (буквально «красная река») в провинции Уэльва, Андалусия. Местность вокруг реки богата полезными ископаемыми. После этого регистрируется и ныне существующая компания Rio Tinto Company Limited в которой одну из руководящих должностей занимает испано-германский предприниматель Вильгельм Сундхайм, проживающий в Андалусии с 1865 года.
В небольшой городок Минас-де-Риотинто высаживаются британские рабочие и другой персонал, необходимый для разработки и обслуживания шахт и месторождений. Британская колония постепенно растет, выстраивая под себя инфраструктуру. Появляется английский квартал Bellavista – где приезжие живут обособленно от местного населения, воспроизводя как в архитектуре, так и в быту позднюю викторианскую эпоху. При квартале создается английский клуб – социокультурное место, в котором инженеры, доктора и директора собираются для времяпрепровождения, что включает в себя и занятия спортом. В то время футбол не так популярен – в фаворе теннис, регби, поло. В августе 1873 года доктор Маккей организует футбольный матч между командой рабочих c шахт на реке Рио-Тинто и их шотландских коллег с местечка Тарсис. Результат игры неизвестен, но это был первый матч, о котором есть задокументированные свидетельства, сыгранный на испанской земле. Правда без участия местного населения (я и впредь буду писать нейтрально «местное население» как синоним слова «испанцы», так как любой Баск, житель Каталонии или Андалусии оскорбился бы если бы его назвали испанцем).
Проходит всего год и появляется первое свидетельство участия местного населения в футбольном матче. В андалусском городке Гаучин до сих пор есть таверна, в которую в 1870-х заходили английские офицеры из расквартированных неподалеку гарнизонов. Попросив у хозяина таверны одну из книг отзывов посетителей, можно обнаружить следующую запись, оставленную капитаном Адамсом:
«Выступили из Уэльвы в среду. Около часа играли в футбол с железнодорожниками. Единственное развлечение, что у нас было. Сентябрь, 1874»
В тот год местные железнодорожники как раз прокладывали рельсы от шахт компании Рио Тинто до порта в Уэльве. Именно про них и написал капитан Адамс.
Со временем английский клуб в квартале Bellavista расширялся, добавляя не только в количестве членов, но и в видах спорта. Более сложная система требовала принципиально иного административного управления, и футбол, оседающий на испанской земле посредством игры с мальчишками в порту, с местными наемными рабочими и железнодорожниками, постепенно выходил из тени. В 1878 году на базе английского клуба появляется более представительный «Английский клуб Рио Тинто», частью которого было спортивное сообщество для игры в крикет, поло, теннис, бадминтон, футбол. Помимо клуба компании Рио Тинто подобные структуры появляются и в других испанских провинциях, а также в соседних городах Андалусии. Все это позволяет работникам с различных шахт и предприятий играть между собой.
Важная деталь заключается в том, что в начале 1880-х не существовало единых правил игры. На тот момент существовали четыре британские футбольные ассоциации, которые применяли немного различные правила, что вносило неразбериху во время международных матчей, так как в матчах принималась редакция правил принимающей стороны. Чтобы устранить это противоречие, создать единые правила и орган управления их регулирующий, эти четыре ассоциации встретились 6 декабря 1882 года в Манчестере. Результатом встречи стало основание Международного совета футбольных ассоциаций. Вскоре единые правила попали на Пиренеи, и игра стала более понятной и цельной. В течение следующих лет футбол все больше проникал вглубь Испании – теперь не только в портовых городах местные мальчишки и рабочие играли с английскими моряками.
Следующим важным этапом в развитии футбола на испанской земле стало 23 декабря 1889 года. В этот день в городе Уэльва состоялось собрание, в ходе которого один из директоров компании Рио Тинто Вильгельм Сундхайм при участии доктора Маккея, решили организовать «Клуб отдыха Уэльвы» (он же «Рекреативо»). Возник он, скорее, потакая моде и желанию британских капиталистов не отставать от трендов, возникающих на островах, чтобы чувствовать себя «как дома». Да и футбол исполнял роль прикладную – на собрании больше говорили о теннисе ведь в городе были хорошие корты. Тем не менее через неделю после собрания между членами клуба и командой моряков состоялся матч, в котором первые выиграли со счетом 3-1. Таким образом футбольный клуб «Рекреативо», вышедший из мультиспортивного «Клуба отдыха Уэльвы» -- это старейшая команда Испании.
Через три месяца после этого состоялся первый официальный матч в истории испанского футбола сыгранный по единым правилам. 28 февраля 1890 в газете «Las Provinsias» появилось обращение к руководству «Рекреативо» с просьбой провести товарищеский матч. Обращение было подписано секретарем «Sevilla Foot-Ball club» Исайясом Уайтом. 8 марта 1890 года 22 человека (11 игроков, 2 рефери и 9 членов клуба) сели на поезд Уэльва – Севилья. По случаю матча местная газета «Los Sports» пишет:
«Футбол -- это полезная и занимательная игра с мячом, требующая значительных физических усилий. Особенность этой игры заключается в том, что вместо удара по мячу руками или битой его бьют ногами, а в крайних случаях плечами или головой».
Игра прошла в неполных составах десять на десять – в «Севилье» не нашлось одиннадцатого. В составе принимающей стороны сплошь британские фамилии, за «Рекреативо» играли двое из местных: Дуклос и Кото. Итог первого матча на испанской земле: победа хозяев со счетом 2-0.
Футбольная история «Рекреативо» не заиграла яркими красками. Прозябая в низших дивизионах, эта команда своим самым большим достижением имеет выход в финал Кубка Короля в сезоне 2001/02, а также восьмое место в Примере 2006/07. Быть самым первым оказалось не равно быть самым лучшим. Появившиеся немногим позже «Атлетик», «Барселона», «Реал Мадрид», поочередно, а иногда с гегемонией одних/других, забирали все внутренние кубки вплоть до Второй мировой – Короля, а затем и Ла-Лигу. По двум основным причинам: эти клубы появились в крупных портовых городах, а это деньги и ресурсы. Уэльва – это тихое, пыльное и жаркое место, которое до прихода британцев жило в феодализме. Пришедший британский капитал конечно же не ставил перед собой задачу модернизировать и окультурить Андалусию, это происходило по касательной и лишь для личного удобства британской колонии, но именно желание не отставать от трендов земель родных и привело к созданию первого футбольного клуба в пустынной Уэльве. Стране Басков и Каталонии еще лишь предстоят тяжелые времена во время Гражданской войны, но уже тогда в самом начале 20-го века в этих автономиях поняли, что футбольные победы важны для ущемленной гордости. В этом и заключалась вторая причина. Болельщики заполняли трибуны и, для того чтобы поболеть за своих и, для того чтобы политически проскандировать свою позицию. Игроки, в свою очередь, понимая важность своей роли, играли только на победу.
Набирая материал для этой статьи, я заметил, что и другие клубы Испании заявляли о том, что именно они появились раньше других. Будучи патриотами своих автономий, для их же жителей важно быть первым во всем, особенно, если это «все» позволяет быть лучше соседнего региона. В Бильбао вам точно скажут, что их клуб появился раньше «Барселоны», и даже покажут протокол собрания, указывающий на создание клуба, однако подлинность этого документа вряд ли доказана. В Таррагоне к северу от Барселоны вам скажут, что именно их «Club Gimnastico Tarragona», сформированный в 1886 году, – старейшая футбольная команда Испании, -- но первый официальный удар по мячу гимназисты совершили только в 1914. Такая вот Испания, такие вот дела.
Я как-то тоже писал о "Рекреативо" - https://www.sports.ru/tribuna/blogs/clubsnames/2782696.html
Единственное: большая к Вам просьба!
"так как любой Баск, житель Каталонии или Андалусии оскорбился бы если бы его назвали испанцем".
Не пишите, пожалуйста, эту... как бы помягче назвать! Да, местные любят свои идентичность и язык. Но подавляющее большинство считает себя именно испанцами, а не каталанцами, андалусцами, галисянами, астурийцами, арагонцами или кастильцами.
Это я Вам говорю, как человек, проживший в Испании 17 лет и почти выучивший каталанский язык.