Епуряну играл у Слуцкого и в «Анжи», а сейчас выходит против Мбаппе и Рэшфорда за клуб Эрдогана. Интервью о крутых переменах
Сегодня новый матч против «МЮ».
Молдованин Александр Епуряну отдал России семь лет: в 2007-м приехал в «Москву» Леонида Слуцкого, потом был частью мощнейшего «Динамо» (с Ворониным, Кокориным и Самедовым) и прикатился к предсмертному керимовскому «Анжи».
Из РПЛ Епуряну умотал в Турцию – в неизвестный тогда «Истанбул Башакшехир» – и вот уже шесть лет как основной его защитник. В прошлом сезоне Александр составил пару с Мартином Шкртелом и бился в плей-офф Лиги Европы, после локдауна стал чемпионом Турции, а теперь мерцает в сильнейшей группе ЛЧ. Две недели назад Епуряну противостоял «ПСЖ», неделю назад – «Манчестер Юнайтед», причем с «МЮ» «Истанбул» сделал сенсацию. Рэшфорд и Марсьяль отгружали пятерку «Лейпцигу», а в Стамбуле сподобились только на один – и этого оказалось мало, «Истанбул» дожал победу 2:1.
Вечером вторника Епуряну снова сойдется с «Ман Юнайтед» – и если повторит успех, всерьез может думать о плей-офф. Сейчас вы узнаете, как много для Александра значит выезд на «Олд Траффорд», а еще о том, как он уходил из «Анжи» в безвестность, как влюбился в Стамбул и как добрался до мечты в 33 года.
Ждал игры с «МЮ» – болеет с 90-х (обожает Фергюсона). Но футболками поменялся с Кином из «ПСЖ», а с «Лейпцигом» было тяжелее всего
– Епуряну в Лиге чемпионов – вау! Как это видят в России: у нас вы со Шкртелом рубились еще 13-15 лет назад, сейчас вам на двоих, наверное, под 90 – выходите и сдерживаете «МЮ».
– Слушайте, Мартин чемпион России с «Зенитом», потом восемь лет был в «Ливерпуле». Играл на топ-уровне – ездил на чемпионат мира, на Евро-2016 побеждал вашу сборную.
Для него это не что-то новое, вот для меня да. Я всегда хотел попробовать себя в Лиге чемпионов, против таких соперников. Здесь я понял, какой Мартин профи, почему столько лет ценится. Как он следит и держит себя в форме в 35 лет (в декабре будет 36 – Sports.ru) – пример.
– Так как с «Юнайтед» было?
– Марсьяль, Рэшфорд, Бруну Фернандеш очень сильны, создавали проблемы. Не только нам с Мартином – во втором тайме оборонялись всей командой. Это тоже стало ключом к успеху: все хорошо потрудились.
Мы анализировали соперников. Один из плюсов Марсьяля и Рэшфорда – скорость. Чем больше им даешь свободного пространства, тем они опаснее. Один из главных наших замыслов – обороняться поближе к своим воротам, чтобы не позволять им разгоняться. Я много думал, как именно это делать.
И нам очень помогли два быстрых гола – Ба и Вишча поймали на контратаках.
– Вы пропустили с одного из двух ударов «МЮ» в створ. Марсьяля не накрыл Шкртел – его ошибка?
– Не-не, общая, все могли сыграть чуть лучше, и я. Не было контакта между нами, защитниками. Нужно было предупредить эту ситуацию.
– Ваш хайлайт – сэйв с ленточки в добавленное время. Качали всей раздевалкой?
– Такого не было и не должно быть. И основные, и запасные, и не попавшие в состав, работают на результат. Да я-то и не спас, а удачно сыграл.
Случайно вышло, что там оказался я. Но если бы кто-то другой однажды упустил позицию, могли пропустить в другой раз – а мы выдержали.
– «Истанбул» – сенсация недели, а вы никогда не играли на таком уровне. Это же точно что-то особенное.
– Ничего похожего у меня не было: я впервые в групповом этапе Лиги чемпионов, впервые побеждаю. Все были рады, а я особенно. «МЮ» – моя самая любимая команда. Вспоминаю их ничью с «Барселоной» 3:3 на «Олд Траффорд» [1998 года] – дважды вели в счете, упустили, но запали тогда в душу, и я начал топить. Сульшер еще играл, а не тренировал.
Тот выигравший Лигу чемпионов состав – мой любимый, и следующий [2008-го] тоже сильный. Да любая команда Фергюсона нравилась. Никогда не сдавались – проигрывают, а в итоге дожимают.
Счастлив, что к концу карьеры выиграл чемпионат за пределами своей страны, дебютировал в Лиге чемпионов против одних из лучших команд мира. Непередаваемо круто, я не думал, что жизнь так повернется, что будет еще что-то грандиозное.
– С «ПСЖ» было тяжелее?
– Хоть мы и проиграли, выглядели, как мне показалось, сильнее, [чем с «МЮ»]. Мне друзья звонили и говорили: «Вы с «ПСЖ» прилично смотрелись». Ребята расстроились – сошлись на том, что на ничейку наиграли.
«ПСЖ» нам больше позволял. У меня не было ощущения, что нас всю игру полоскали – нет, мы не только в обороне сидели. Сделали много хороших подходов, чуть не повезло забить. Первый гол – слишком легкий, как с Марсьялем, а дальше стали рисковать и пропустили еще.
У всех в «ПСЖ» сильное индивидуальное мастерство – Мбаппе, Ди Мария, Неймар. Он, правда, почти против нас не играл – минут 20 против нас сыграл, и чуть левее, по нему был Рафаэл. И то мы увидели, что Неймар многое может. Что говорить, они с Мбаппе элита.
– Еще неделей раньше вы приехали к «Лейпцигу» и получили 0:2. Каким был ваш первый матч ЛЧ в жизни?
– Как раз из-за того, что первый, очень скованно начали. Все были в большом ожидании, сам я напрягся. Пропустили два быстрых гола. Потом вернулись в игру, но недостаточно хотя бы для ничьей. С «ПСЖ» и «Манчестер Юнайтед» мы были гораздо лучше.
– У вас просто убийственная жеребьевка. Как ее смотрели?
– Мне тоже так казалась – одна из мощнейших групп. Понятно, что в первых двух корзинах все топовые – смотрели и думали: может, хоть из третьей кто-то попроще выпадет. Нет, самый сильный соперник из возможных.
По максимуму нам: финалист прошлой ЛЧ, полуфиналист и «МЮ», который в моем сердце. Но с такими интересно. И знаете, мы же в прошлой Лиге Европы встретились бы с «МЮ», если бы проходили «Копенгаген». В марте-то их обыграли дома, а в августе и получили 0:3.
Мне тогда сын сказал: «Ну ладно, пап, может, в Лиге чемпионов с «МЮ» сыграешь». Через два месяца получили их в группе.
– У нас прилично смотрится «Локомотив», но привычное ощущение – Европа для российских клубов другая вселенная, тренеры говорят об ужасном уровне РПЛ на этом фоне.
– Все так и есть, я же говорю. Не хочу ничего говорить про уровень – но да, и турки, и, наверное, ваши уступают топам в скорости, интенсивности. Выходишь в еврокубках – сразу чувствуешь качество. Любая ошибка, чуть ты не добежал, зазевался – получаешь нокаут. Они вообще не прощают, убегают сразу и как минимум создают опасность – а в основном забивают. В турецком чемпионате так жестко не наказывают за ошибки.
– Вы играли без зрителей. Хоть как-то атмосферу ЛЧ зацепили?
– Без болельщиков чувства притупляются. Но когда гимн играет, ощущение приятное, точно.
– У вас в жизни ЛЧ что-то поменяла?
– Мы же первые два матча проиграли, так что про нас и не писали. После «МЮ» – да, ажиотаж, много звонков, друзья и знакомые пишут.
Футболками вышло поменяться только с «Парижем». С нападающим, которым нам два и забил [Кином] – не думаю, что он в курсе, кто такой Александр Епуряну. У кого-то из «МЮ» попробую взять на «Олд Траффорд».
Очень жду выезд туда и в Париж, но это будет нескоро. Нам надо исправляться в лиге. Не очень начали чемпионат, только в последних играх прибавляем и возвращаемся. Надо продолжать начатое (в последнем туре «Истанбул» вырвал победу на 94-й минуте и идет четвертым – Sports.ru)
Из «Анжи» Епуряну мог уйти в «Торпедо» или «Мордовию» к Семину – не взяли из-за травмы колена, которой не было. Теперь влюблен в Стамбул (правда, за 6 лет не выучил турецкий)
– В «Истанбуле» вы оказались после «Анжи» – играли с ним в Лиге Европы, а в итоге вылетели. Что это было?
– К зиме там не осталось звезд. У меня был контракт с «Динамо», но я понял, что мне места не будет. Туда из «Анжи», перешли, кажется, шесть-семь человек (Габулов, Самба, Денисов, Жирков, Ионов и Кокорин – Sports.ru), а всего сменились 12-13 человек основы. Мне предложили рокировку.
В Лиге Европы я забил молдавскому «Шерифу», в итоге там дошли до одной восьмой. Хуже было в чемпионате: не выигрывали 19 туров. Потом подписали Быстрова, Бухарова, других ребят с бэкграундом, с ними пошло – но могло быть гораздо лучше, ну точно не последнее место.
– Как перешли в «Истанбул»?
– Закончился контракт с «Анжи», я находился в поисках, предложений было не так много. Например, из «Торпедо» и «Мордовии», куда только пришел Семин. Он даже к себе приглашал, пообщались. Но клубу не понравилось мое колено. Тогда «Мордовия» играла на искусственном поле, попросили сначала сделать операцию – и потом уже подписали бы. Я отказался. Колено меня не беспокоило и сейчас не беспокоит.
Поехал домой в Молдавию, ждал, когда что-то появится. Возник вариант в Казахстане, я уже к этому и склонялся – больше ничего не было. Повезло, что жена сказала: «Подожди еще чуть». Окно закрывалось, но я рискнул и до последнего сидел без клуба.
В последний момент позвонил агент Леонид Истрати, он связался с турецким агентом Озбюном Озтюрком. Спасибо им, что нашли команду – молодую, только поднявшуюся из Первой лиги. Я прилетел в Турцию, встретился с руководством, подписал контракт.
– Что-то знали про «Истанбул»? Никто до сих пор полное название не выговаривает.
– Ничего – просто надеялся, чтобы все нормально шло, без больших ожиданий. Ну а про чемпионат – что в Турции обожают футбол, что на всех стадионах атмосфера прекрасная.
Понимаете, я же и сам был не нарасхват. Устроило, что это Стамбул, хорошее место для семьи. Можно сказать, ехал потому, что больше было некуда – ну и из-за города.
– Уже бывали там раньше?
– Нет, но здесь в начале нулевых играл мой брат, рассказывал (Сергей Епуряну выступал за «Самсунспор» и «Истанбулспор», который сейчас тренирует Фатих Текке – Sports.ru). Когда переехал, нам понравилось сразу: красиво, есть что посмотреть. Но это бы ничего не значило, если бы мне в «Истанбуле» не стали сразу доверять. Я почувствовал себя востребованным, а Стамбул стал бонусом. Люблю центр, около Босфора много красивых точек и вкусных ресторанов.
И мне нравится, что в Турции есть все: и горы, и море, и отели. Чуть западнее Антальи и южнее Измира – [города] Бодрум, Гечек, Фетхие – супер. В Европе это лучшая страна по соотношению цены и качества. И жена довольна. Мы, можно сказать, здесь счастливы.
– С какими сложностями столкнулись? Звезд же не брали, как сейчас – кроме Шентюрка, которому уже было за 30.
– Воодушевляло, что команда потихоньку начала давать результат, пошли даже победы над какими-то грандами. Повезло, что тренер Авджи в меня верил и создал крепкую команду.
Все шло постепенно: в 2016-м попали в Лигу Европы, но не прошли квалификацию, через год попали в группу. В прошлом сезоне уже в ЛЕ уверенно выглядели, далеко забрались. В Лиге чемпионов – так же. В 2017-м выбивала «Севилья». В ответном матче сыграли 2:2, на последней минуте попали в штангу – а иначе проходили бы.
На пятый год – чемпионство.
– А в жизни?
– Другая страна и язык. Его за шесть лет так и не выучил. Когда я пришел, в команде был переводчик с английского – все иностранцы его знали, турки нас понимали. Дома – на своем языке, в городе нет нужды в турецком. Больше он не нужен, и вообще сложный. Да, каналы все здесь на турецком – я в том числе поэтому не слишком слежу за новостями. Какой, например, президент Эрдоган, толком не знаю.
Когда в России снимаешь квартиру, она, как правило, обставлена. Здесь нужно самому покупать мебель. Потом подключение газа: нужно приглашать людей, все занимает месяц. Если жилье пустует, все отключают – и приходится заново.
Восточный менталитет – далекий от нас. Мне, правда, турки попадаются все хорошие, не скажу, что были с кем-то проблемы. Водят гораздо агрессивнее, чем в России, да.
– Все знают «Галатасарай», «Фенербахче», «Бешикташ» – а «Истанбул» какой-то лишний, без аудитории, нужен только Эрдогану. Вам было от этого не по себе?
– Клуб сделал ребрендинг в 2014-м, началась новая эра. История у нас небольшая – остальным по сто с чем-то лет, испокон веков играют. А в Турции как: если папа болеет за кого-то, это передается детям и вообще всей семье. Турков не изменишь.
Мы и «Касымпаша» обделены болельщиками, к сожалению. Нужно ждать новое поколение, которое постепенно будет болеть за нас. Это трудно и долго. Или серьезная работа в школах нужна, когда в детей не внедрены семейные устои.
– В «Истанбуле» мелькают звезды. Кто для вас сильнейший?
– Адебайор в 2017-м сильный футбол показывал. Эмре Белезоглу мне давно нравится – три года он был крутым во всех аспектах. Настоящий лидер. Клиши себя в прошлом сезоне проявил. С Ташчи я поиграл мало – полгода до нас не играл, за нас провел, кажется, всего пару матчей, а потом с ним контракт не продлили. Зато Мануэл да Кошта, тоже поигравший в России, хороший сезон у нас провел (второй не играл).
Босниец Вишча не так известен, но у нас уже очень давно, сейчас лучший ассистент, «Юнайтед» только что забил.
– А Робиньо?
– К сожалению, попал к нам не самым молодым. Но видно было техническое оснащение – трюки какие-то исполнял, Joga Bonito. Это в нем еще осталось.
– Форвард, против которого было тяжелее всего? Вагнер, может?
– Фернандао. Здоровый парень, под два метра и сто килограммов, машина. Тяжелее всего было с ним бороться (играл за «Бурсаспор» и «Фенербахче», сейчас в Саудовской Аравии – Sports.ru).
В Турции – никаких автобусов и только атакующий футбол (другого не примут). А дерби с «Галатасараем» – самое сильное впечатление жизни
– Вы уже давали большое интервью про чемпионство – уложите в один абзац, как это сделали?
– Командная игра, как с «Манчестером». Мы все долго к этому шли, команда сыгранная, уже возрастная – лидерам за 30, все давно хотели чемпионства. Ситуация с ковидом сыграла нам на пользу. Домашние болельщики – огромный фактор, на «Истанбул» ходили гораздо меньше (худшая посещаемость в лиге, в среднем две-три тысячи зрителей – Sports.ru). А здесь мы были в равном положении – привычном нам. И были матчи, где играли слабее, но везло – а догонявшие нас проигрывали.
– Вы говорили, что в Турции, в отличии от России, делают из футбола зрелище – не отсиживаются в защите. Как быстро вы поняли: тут выше уровень, чем был?
– Плюс-минус они на одном уровне, именно в качестве. Здесь народ горячий, они любят более атакующий, авантюрный футбол. Может, мне кажется, но нет автобусов, никто не запирается, да. А если команда пропустила дома, отыгрываться полетят вообще все.
Топ-клубы всегда атакуют большими силами, а середняки с ними не отсиживаются сзади, а вгрызаются. У всех есть два-три быстрых и продуктивных нападающих, которые наказывают на контратаках. Если и оборона, то не вдесятером.
– В Турции всегда футбольный ад – у вас вот в чемпионском матче отключали свет. Что вы делали 25 минут?
– Просто стояли на поле. Во-первых, никто не знал, сколько это продлится – минуту, пять или полчаса. И мы не то чтобы отдохнули – огромное напряжение было. Предпоследний тур, параллельно играли конкуренты. Мы вели 1:0, Вишча не забил пенальти – в общем, не отдохнули даже.
– На «Истанбул» по две тысячи зрителей ходит, но вы же точно сталкивались с еще каким-то безумием.
– Два года назад тоже боролись за чемпионство, тоже предпоследний тур – с «Галатасараем». Я сидел на трибуне – и, честно, у меня впервые в жизни были такие ощущения от футбола. Как фанаты «Галатасарая» болеют, это что-то с чем-то.
На ту игру приехали друзья Феди Кудряшова (он как раз играл весь матч), и они подтвердили: это несравнимо. Когда я на поле, концентрируюсь только на нем и абстрагируюсь от остального. Хотя фанаты соперников кричат на подъезде к стадиону, показывают тебе неприличные жесты, машины останавливаются рядом с автобусом и гудят.
Может, не будь та игра с «Галатасараем» решающей, адреналина было бы меньше – но там был как финал. Реально, я давно так ничем не впечатлялся.
– Эльвин Керимов писал, что вы могли уйти из «Истанбула» год назад – вместе с Кудряшовым, Адебайором, Ташчи и тренером.
– Нет, почему? Я уходить не хотел. Штаб Абджи захотел попробовать что-то новое, ушли в «Бешикташ». У ребят кончились контракты. Никто никого не выгонял. Эмре ушел в «Фенербахче», который для него как дом. В этом году он там спортивный директор – то есть пошел сразу с перспективой.
– Дзюба мог уезжать в «Галатасарай», но отказал, хотел строго в Англию. «Зенит» вряд ли слабее, а РПЛ выше Турции по рейтингу – но вы бы на его месте пошли? Это же столько эмоций, Стамбул, а Дрогба оттуда уходил в «Челси».
– Чемпионаты плюс-минус сопоставимы, «Зенит» считается топ-клубом – всегда в ЛЧ, борется за золото у себя. Если уходить из «Зенита», то в топ-5 лиг – и то в команды от середины и выше.
Епуряну отвечает на вопросы Эльвина Керимова! Задерживали зарплату на два месяца, были у Эрдогана, но его влияния не видно
– «Башакшехир» – самый закрытый и благополучный с финансовой точки зрения клуб Турции. Во всех турецких клубах задерживают зарплаты, часто по восемь-десять месяцев – у вас когда-то такое было?
– Последний год возникали задержки, но не такие, как вы сказали. До двух было, да. Экономический кризис всех задел, ковид тоже дел наделал. К нам приходили, объясняли: такая ситуация в мире.
– В сезоне-2018/19 «Башакшехир» лидировал весь сезон и упустил чемпионство на финише – как считается, из-за того, что вы на финише сезона травмировались, а заменить было некем. Это так?
– Ну не только из-за моей травмы, совокупность факторов. Я травмировался за восемь туров до конца, когда мы опережали «Галатасарай» на восемь очков – так получилось, что стали терять очки.
– На праздновании чемпионства присутствовал сын Реджепа Эрдогана Биляль. Президент прошлой весной впервые открыто заявил, что он в 2014-м основал клуб ваш клуб и хочет, чтобы команда стала чемпионом. Как вы ощущаете поддержку Эрдогана?
– Да никак. С сыном я не общался – и даже не знаю, как он выглядит. После чемпионства президент приглашал к себе в резиденцию. Если и общались с кем-то из его семьи, то он поздравил и руку пожал, все.
А про историю – все немного не так. В 2014-м Эрдоган был мэром Стамбула, к нему обратились с просьбой создать в городе еще одну команду. Поэтому все и называют нас командой Эрдогана.
У нашего президента хорошие отношения с Эрдоганом, состоял в его партии. При этом два-три года назад мы были близки к чемпионству, и возникали неприятные ситуации. Видно было, как другим командам больше помогают, чтобы подтащить. Если логичски подумать – захотел бы Эрдоган сделать нам золото, сделал бы гораздо раньше.
10 историй о турецком футболе от Эльвина Керимова: махинации Луческу, стрельба, сексизм, убийства
***
– Вы забивали сборной России в отборочном матче 2014-го – и, по сути, отправили в отставку Фабио Капелло. До следующего лета РФС просто искал способы от него избавиться.
– Ахаха, ну нет, Россия еще с ним играла.
– Ну Дзюбу вы закрыли.
– Да ладно, не я же один. Давно это было. Помню, как готовились защищаться против Дзагоева и Кержакова, как в защите были Березуцкие с Игнашевичем, а в воротах Акинфеев. Оборонялись в основном, как с «МЮ». Вам тяжело было создавать моменты, когда у нас десять человек было за линией мяча.
– Повторите в четверг?
– Я вызван, но уже на вторых ролях. После случившихся за последние годы травм коленей мне трудно играть все матчи. Больше помогаю тренеру, связываю с молодыми игроками, создаю атмосферу. Нужен буду – выпустит на замену.
Подписывайтесь на телеграм-канал Муйжнека
Фото: globallookpress.com/Jan Woitas/dpa, Dmitry Golubovich/Russian Look, Seskimphoto, via www.imago-image/www.imago-images.de, Martin Siepmann/imageBROKER.com, CHAI via www.imago-images.de/www.imago-images.de, Seskimphoto via www.imago-images/www.imago-images.de; Gettyimages.ru/Ozan Kose – Pool, Burak Kara, Dmitry Korotayev/Epsilon, Lars Baron, Burak Kara; РИА Новости/Рамиль Ситдиков
"После случившихся за последние годы травм коленей мне трудно играть все матчи."
Точно не беспокоит?
Да, по сравнению с болотом РПЛ уехать в турецкую лигу - это круто. Особенно круто уехать, вырасти с клубом настолько, чтобы играть в Европе, выиграть чемпионат и попасть в ЛЧ, играя против МЮ, Нагельсманна и Мбаппе с Неймаром.
Круто, что не остался в РПЛ