Ростовский СММ - мрак. Он не дотягивает до топ-5 РПЛ
Недавно «Ростов» вновь взорвал инфополе – презентация формы в виде пародии на «Джентельменов» собрала огромные 200+ тысяч просмотров, попала в тренды Ютуба и на страницы всех спортивных изданий. Отовсюду звучат призывы «учиться маркетингу у «Ростова»» и только ленивый не нацепил на донской клуб корону главного медийного клуба страны.
Однако, не все так однозначно. Болельщик «Ростова», мониторящий соцсети клуба 24/7 (как ваш покорный слуга, например), видит совершенно другой маркетинг и пиар-отдел. Не дотягивающий даже до топ-5, не говоря уже о гордом звании «короля маркетинга». Но обо всем по порядку.
Ниже:
- об особенностях ведения ростовских соцсетей
- о ситуативном маркетинге и тематических матчах
- о КалачОве, АлекАндре Гацкане и Ростове-на-дону
- о том, как «Ростов» предлагал тушить сигареты об эмблему
- о лучшем в городе свадебном фотографе
- о проигранном «Чайке» сражении за Ростов
Присаживайтесь поудобнее – время снимать корону с тех, кто ее, очевидно, недостоин.
Сначала о хорошем
«Ростов» действительно умеет метко выстрелить в инфополе – это бесполезно отрицать. За последние пару лет ярких желто-синих вспышек даже нейтральный болельщик вспомнит несколько – это и ковровые футболки, и матч «Ростов» - ЦСКА в стиле ГТА Сан Андреас, и матч со Спартаком в атмосфере Игры Престолов, и шапки-элдорки, и «Ну и, епт?» на фасаде стадиона, и Карпин на проводе клубного телефона, и еще многое другое. Это яркие моменты, которые радовали и меня, и всех ростовских болельщиков. Проблема в том, что радуются ростовские болельщики лишь вместе с остальными болельщиками по всей стране, в момент таких вот желто-синих вспышек – в остальное же время ростовские болельщики страдают.
Начали за упокой
Сезон 18/19 завершился на мажорной ноте – блистательный по своей атмосфере матч со Спартаком в стилистике Игры престолов обсуждался всей страной, следом за ним – шапка-элдорка, ставшая мемом и оперативно представленная к продаже; и как вишенка на торте – грустные, но торжественные проводы легенды Калачева на спортивную пенсию. Все – как полагается, на переполненном стадионе, с режиссурой, проходом и душевным видеоотчетом.
Кто тогда мог подумать, что уйдя в отпуск с командой, пиар-отдел из него не выйдет? Никто. Но так случилось.
Начались маркетинг-провалы с объявления «элдорка-пати». Сама по себе идея была неплохой – устроить закрытую вечеринку для обладателей тех самых «элдорок», хэдлайнер мероприятия – Шомуродов. Обещали плов, мастер-класс и автограф-сессию от бомбардира. Болельщики восприняли идею неоднозначно – некоторые начали критиковать абсурдность задумки, но многие оценили, в особенности учитывая, что никаких других активностей, типа встречи с болельщиками или презентации формы, клуб не анонсировал. Однако, объявив «элдорка-пати», продав, наверняка, энное количество шапок, клуб молча завернул идею – ничего официально не отменяв и не объявив. Должен ли клуб премьер-лиги обманывать подобным образом своих болельщиков? Вопрос риторический. Однако, на этом обман не завершился.
Открыв продажу абонементов, клуб объявил о том, что «каждый держатель абонемента становится участником акции розыгрыша автомобиля; подробности будут позднее». Сезон 19/20 закончился, какой же автомобиль получил счастливый болельщик? Никакой! Ни болельщика, ни автомобиля, ни даже условий! Насколько это вообще законно?
В июле ростовчан огорошили – только-только проводив одну легенду, наступил момент провожать капитана – Александр Гацкан объявил о своем уходе. Да, это было сделано экстренно, очень дергано и за несколько дней до игры со Спартаком – вариантов подготовиться к достойным проводам было мало. Но может ли хоть немного уважающий себя пиар-отдел хотя бы снять нормальное видео на память? Или хотя бы написать имя многолетнего капитана на табло без ошибки? А Александр превратился в Алекандра. Ну а итоговый отчет снимал вообще не пиар-отдел, а Семьдесят Седьмой, многим известный. Если бы не он - скорее всего, смотрели бы мы Матч ТВ.
Свадебный фотограф
Раз уж зашла речь о видео, стоит рассказать о клубном видеографе. Олег Мешко, придя в клуб, дал болельщикам надежду на качественный контент. Новая съемка, пролеты, фильтры, бодрая музыка, забавные вставки с футболистами – глоток свежего воздуха для ростовских болельщиков. Однако, вышел один видос, два, пять, десять… И многие стали замечать, что видео снимаются как под копирку. В итоге, любой донской кузьмич может предсказать, как будет выглядеть отчет с матча за несколько дней (недель/месяцев) до выхода оного – это обязательные холодные тона, музыка сплошной дорожкой, слоу мо, Песьяков/Норманн, смотрящий в окно автобуса… Короче говоря, лично я (как и многие другие) смотрю клубные отчеты примерно раз в месяц – зафиксировать, что все в порядке, слоу мо на месте, Норманн не насмотрелся еще в окно автобуса, а музыка все так же играет сплошной дорожкой от начала до конца видео. В последнее время тенденция чуть изменилась, но интереснее от этого обзоры смотреть не стало – у клубного видеографа талант снимать уныло разные игры, локации и эмоции; победы и поражения смотрятся одинаково. Не Тимур Журавель у нас видеограф, не Тимур Журавель…
Помимо прочего, Мешко (или его и.о.) необычайно расторопен – однажды ростовские болельщики ждали видео, анонсированного в августе, аж до октября! Ну а постоянные задержки, когда те же самые шедевральные отчеты выходят через три-четыре дня после игры, это уже классика.
Осень позора
Осенний отрезок для команды был немного хуже летнего, но тоже еще достаточно победоносным. Казалось бы, на этом фоне уже и пиар-отдел должен был выйти из отпуска, но нет: вновь провал за провалом.
Началось все с очень грустной для всего ростовского фан-движения истории. Трагически ушел из жизни Федор Тахтамышев – известный ростовский болельщик, яркий и добрый человек, это была огромная потеря для всей желто-синей семьи. Казалось бы, клуб в этой ситуации должен был сделать максимум, чтобы почтить память Феди, однако… В общем, хотите такого внимания со стороны клуба – идите болейте за Спартак. Это там команда может перед игрой надеть майки в честь погибшего фаната, в ФК «Ростов» иные правила и традиции. В соцсетях клуб затянул с соболезнованиями до предела, а на похоронах не было ни делегации из клуба, ни даже венка… История, от которой было и есть мерзко на душе у каждого ростовского болельщика.
Дальше – эталонная история, как на ровном месте потерять инфоповод. Помните такого теннисиста – Даниила Медведева? Той осенью он сильно шумел, и внезапно признался, что болеет за «Ростов». Вот что сделает «король маркетинга» в такой ситуации? Один из лучших российских теннисистов в 21-м веке, который на тот момент был на диком хайпе в МИРЕ, признается, что он болеет за твой клуб? На месте клуба необходимо срочно было заказывать бизнес-класс и привезти Медведева на ближайшую домашку, вручить ему комплект формы, мяч, пофоткать и снять видео для клубного канала, короче говоря, хвататься руками и ногами за инфоповод.
И ведь так и сделали! Только не мы, так сделал Зенит. Его туда пригласили, подарили форму, сняли видео для ютуб-канала. Медведев сказал, что переобулся, и теперь болеет за Зенит. Короче, собрали сливки. Что в этот момент делал ростовский пиар-отдел? Наверное, накладывал холодные эффекты и слоу-мо на тот самый видос с Норманном, который анонсировали в августе, а выпустили в октябре, я не знаю. Конечно, потом проснулись, предложили «не спешить переобуваться» и пообещали аж целый тематический матч устроить, но было уже поздно. И за такое никого даже не уволили!
Еще одно яркое воспоминание той осени – гостевая победа над ЦСКА. Одна из ярчайших игр сезона, москвичи – принципиальные соперники, враги, и они были просто деклассированы на своем же поле. Думаю, ростовские болельщики надолго ту игру запомнят, как и москвичи надолго запомнят Гогуа. Однако, в тот день, в момент игры, лучше было даже не заходить в ростовские соцсети – иначе можно было разбить себе лоб. Такого испанского стыда донские фаны не испытывали давно – ощущение было, будто админ ушел и оставил вести группу младшего брата. Официальные соцсети лишь за малым не совокуплялись с матерями игроков ЦСКА. Благо, позже весь этот позор про «легенду №43» и прочий скам удалили.
Бессистемность и спустярукавизм
Вообще, если вы болеете за «Ростов» и мониторите соцсети, должны были заметить – все зависит от настроения админа. Встали с той ноги – будет вам и текстовая трансляция, и фотографии с тренировок, и даже может быть какое-нибудь интервью стороннее опубликуют с игроками, что бывает редко. Плохо встали – значит, ростовчане, будьте добры – листайте телеграм-каналы.
Это вообще глобальная проблема ростовских соцсетей – читатель не знает, чего от них ожидать, что там будет. Нет контент-плана, нет каркаса, по которому строится работа. Если в условный Зенит переходит новичок, я, даже не заходя в их соцсети знаю, что его там покажут с ног до головы – пофотографируют, снимут два-три видео, возьмут пару интервью, расскажут всю его биографию. Если в «Ростов» переходит новичок – сообщат конечно (и то не факт, что сразу), а все остальное – по настроению. Например, в это ТО в «Ростов» перешли двое ярких новичков – японец Хашимото и македонец Тошевски. Вполне вероятно, что в следующем сезоне они зажгут в РПЛ, но что о них узнали ростовские болельщики? Только факт перехода. Все остальное – уже из третьих источников. Так, номера новичков мы узнали из инстаграмов игроков – они опубликовали фотографии в инста-сторис. Их скиллы мы узнали по нарезкам, которые любезно составили фанатские паблики. А больше нам и узнать неоткуда. Разве что, мы понаблюдали, как трогательно с Кенто Хашимото прощался ФК «Токио», чьим воспитанником он является. Но это тоже на энтузиазме и при желании – в твиттере японского клуба. ФК «Ростов» решил с нами такой трогательной информацией не делиться. Более того, даже сделав так мало, пиар-отдел умудрился накосячить – вместо Кенто Хашимото на фотографии в посте был изображен другой футболист. Ну а что?
Да и вообще, как это должно работать? На дистанции? Футболист приходит – качественно объявили, захотели – с изюминкой, захотели – без, но есть стандарты. Покажите футболиста, расскажите о нем, покажите, что умеет, есть добрая традиция – фотка с контрактом или футболкой, объявите номер. Футболист ушел – поблагодарите и объявите. Также, в нормальное время, есть недельный цикл – от игры до игры. В день матча нормальная история – публиковать состав, фотки до матча, после матча, во время матча, текстовый стрим, опасные моменты, пресс-конференция тренеров, публикация видеоотчетов. Между играми же – фотки тренировок и интерактивчики, как например, ЦСКА любит делать, или же Спартак. Клубное интервью, конкурс, розыгрыш, что угодно. В «Ростове» это не работает. Приход футболистов – примеры выше, и это только часть таких примеров. Уход футболистов – вообще смешная история. Например, ушел летом Илья Абаев, второй ростовский вратарь. Перешел в «Чертаново». Приехал играть с «Чайкой» на Ростов-Арену, сфотографировался со своим портретом в коридоре, отыграл на ноль – и только после этого «Ростов» объявил, что, оказывается, Илья Абаев теперь – игрок другого клуба. Феерично! Тоже самое Паршивлюк и Щадин. Текстовая трансляция? По настроению. Пресс-конференция тренера? Мы вам цитат нарежем через время. Видеоотчет? Ну, к следующему туру будет готов.
Когда же у смм-щиков до чего-то доходят руки, тут выясняется, что они растут не из плеч. Бесчисленное количество оЧепяток, в духе КалачОва, ХОхонова, Ростова-на-дону и прочей классики ростовские комментаторы уже устали поправлять.
Ну и пока мы на теме соцсетей, давайте ее немного углубим.
У «Ростова» есть только игра
Один из важнейших косяков пиар-службы из разряда «могли сделать, но не сделали». Дело в том, что в ростовских соцсетях все крутится вокруг игры. Нет, это конечно понятно и хорошо, тем более хорошо, что есть игра – у некоторых и ее нет. Но если бы сложилось так, что у «Ростова» не было бы игры и был бы такой пиар-отдел – тушите свет. Смотреть бы точно было не на что.
Дело в том, что пока Спартак выкладывает в группе тонны всевозможного контента, начиная от исторического, заканчивая интервью Доменико Тедеско клубному каналу, Зенит показывает в клубном блоге отношения Ракицкого и Дзюбы, а ЦСКА бомбит своих болельщиков куклоскетчами, в «Ростове» … ну, в «Ростове» вы можете увидеть счет прошедшего матча. Или поздравление с днем рождения какого-нибудь сотрудника. Или, если повезет, фото с тренировок.
Так не должно быть. Особенно, если у тебя в составе такая медиазвезда как Карпин. Окей, есть игра, это хорошо – но игру отработают ютуберы и журналисты. А клуб является поставщиком уникального контента для своих болельщиков. И «Ростов» этот контент совершенно не поставляет.
Многие возмутятся, что лучше игра, чем мишура в соцсетях. Вы не правы. Должно быть хорошо и там, и там. Если нет игры, надо менять тренера. Если нет контента – надо менять пиар-менеджера. Когда есть игра и есть контент – лишь тогда болельщики счастливы.
Маркетинг
Маркетинг «Ростова» - притча во языцех. Но в плане мерча наш клуб можно лишь обнять и плакать, то, что продается в фан-шопе – какая-то коллаборация футбольного клуба и Фикс Прайса. Огромное количество дешевейшего ширпотреба на который налепили лого клуба и продают за оверпрайс. Складные стаканы, дурацкие шляпы, дешевые ручки, дождевики… Конечно, до Спартака с их биокамином далеко, но такими темпами что-то похожее скоро будет и у нас. При этом это можно было бы вытерпеть – будь в магазине хоть что-то нормальное. Нормальная одежда, нормальные сувениры, которые не стыдно было бы купить и поставить на стол, но нет… Официальная страница фан-шопа примерно раз в пару недель выкладывает пост в группе, где объявляет об очередном своем творении, при этом делает это максимально смешно – например, «уважаемые болельщики, с радостью вам сообщаем что с сегодняшнего дня во всех официальных фан-шопах вы можете купить… антисептик с лого клуба!». Кому нужен такой антисептик, да и вообще вся та ерунда которую продает ростовский фан-шоп, понять трудно. Да и судя по 90%-м скидкам в магазине на все это счастье, особо никому и не нужен.
Отдельно стоит выделить очередную победу этого сезона – пепельницу с логотипом клуба прям по центру. Мол, тушите, дорогие болельщики, сигареты о логотип клуба – и радуйтесь. Хорошо, что в недрах ростовского пиар-отдела не догадались сделать туалетную бумагу с логотипом. Хотя… еще не вечер.
Тяжело вспомнить какие-то действительно приятные вещи, созданные ростовским фан-шопом за последний сезон. Разве что магниты с игроками (собирать их – приятный челлендж, и выполнены они качественно), да еще ретро-футболка РСМ, но остальное... За исключением всяких стандартных вещей, типа брелоков и календарей, положительных моментов нет. В общем, гении маркетинга, не иначе.
Розы представлены на сайте в количестве пяти штук, однако в матчдэй в палатках можно найти от силы парочку. Судить о самих розах не берусь, тут на вкус и цвет, но как по мне, розы в переходах Ростов-Арены оригинальнее по фасону. Кстати говоря, клуб шарфы, купленные за пределами стадиона официально не признает и одно время предлагал сдавать «контрафакт» в обмен на лицензионную продукцию. Интересно, сколько они таким образом шарфов наменяли?
Стоит также сказать, что в этом сезоне решили все же немного облегчить жизнь болельщикам, готовым тратиться на клуб, и запартнерились с Atributika&Club. Те уже выкатили несколько недурных бейсболок и наверняка выпустят еще много вещей. Вот и славненько – пусть гении маркетинга посмотрят, как делается то, что продается.
Кстати говоря, фирменное, ростовское «объявим, но не сделаем» добралось и до фан-шопа. После матча с «Сочи» обещали коллекцию в честь янг сквада – болельщики ждут до сих пор.
В целом, мерч «Ростова» (произведенный именно клубным фан-шопом) в 99% случаев – жалкое зрелище. Я не уверен, но мне кажется, что производится это все по договору с какой-нибудь компанией, оптово производящей флешки, кружки, зажигалки и рамки для фотографий. Мол, приходит маркетинг-менеджер в контору, листает каталог, видит – дешевая спортивная бутылочка, надо сделать. Эврика! Другого объяснения такой натурально колхозной безвкусицы в клубном магазине у меня нет.
Из положительных моментов могу отметить массовое открытие фан-шопов по всему городу и даже области – они теперь есть почти везде. Было бы еще, что там покупать!
«Ростов» сдает Ростов
Последнее, о чем хотелось бы сказать – это отношение «Ростова» и города. Сразу замечу – у меня нет сомнений, что Ростов-на-Дону – желто-синий. Весь город действительно болеет за «Ростов». Повсюду граффити, наклейки на машинах, ободки номеров, вымпелы, стикеры и прочее. Может быть это, кстати, и убаюкало пиар-отдел – болельщиков итак девать некуда, к чему еще какое-то распространение?
Расскажу мини-историю для ясности. Пару месяцев назад Ростов заполонили билборды и рекламные щиты «Будь в стае». Они были реально на каждом шагу, везде. Из них ничего не было понятно, они были, как по мне, чересчур концептуальны, и я, как и большинство ростовчан, принял их за пиар-акцию «Спортмастера» (не в обиду «Чайке»), и не придавал значения. Каково же было мое удивление через пару месяцев узнать, что это все – ребрендинг «Чайки», клуба, недружественного «Ростову». Я к «Чайке» отношусь спокойно, но тут стало немножко неприятно – весь город, фактически, окрасился в цвета «Чайки», а где был в этот момент пиар-отдел «Ростова»? Наверное, накладывал холодный фильтр и слоу-мо на очередной видеоотчет.
После этого песчанокопцы провели фан-встречу в парке Революции, представили форму и новый логотип, все рассказали. Пришло приличное количество народа. И как теперь себя ощущает «Ростов», чья чуть ли не официальная позиция - #одингорододинклуб ?
Я считаю, и это не только мое мнение, что клуб, помимо стадиона, должен быть представлен на улицах. Да, люди (у «Ростова» огромное количество болельщиков в городе) выражают свою любовь, рисуют граффити, вывешивают флаги, расклеивают стикеры и так далее – но должны быть усилия и со стороны клуба. Если кто-то считает, что клубу уровня «Ростова» не нужна наружная реклама, поезжайте в Питер или Барселону, или Турин – побродите по улицам. Вы убедитесь, что рекламируют себя все – это часть брендирования, часть позиционирования, способ показать, что этот клуб – хозяин в этом городе. Совершенно нормальная спортивная практика, которой «Ростов» пренебрегает.
На эту тему вообще можно долго рассуждать, но это не имеет смысла – к чему фантазировать о том, что можно сделать, если не делается вообще ничего? С другой стороны, есть клуб – «Чайка» - который в этом направлении делает уже слишком много и на данный момент обскакал ростовский клуб по уровню своего маркетинга.
Выводы
В скором времени «Ростову» играть в еврокубках. Очевидно, такой пиар-отдел для такого клуба – это позор. И даже периодические вспышки в виде удачных акций не спасают – отдел проваливается и в мелочах, и по-крупному.
Я простой ростовский болельщик, я не знаю всех подводных течений внутри клуба. Я не знаю, почему сначала ушел Штанько и пришел Мешко, а потом обратно вернулся Штанько – но я знаю, что оба они со своими задачами не справлялись. Следить за «Ростовом» в соцсетях при этих двоих – усилие. При них следить за любимым клубом означает переползать через грамматические ошибки. Означает ждать, надеяться и верить. Но никак не получать удовольствие.
«Ростов» провел отличный сезон, и, надеюсь, проведет еще не один такой – но в компании с нынешним пиар-отделом радости не так много, как могло бы быть.
Я не знаю, прочитает ли эту статью кто-нибудь из ФК «Ростов». Надеюсь, прочитает и задумается. Потому что и Денис Штанько, и Олег Мешко – вы не дотягиваете до уровня клуба, выступающего в еврокубках и претендующего на них. Либо совершенствуйтесь, либо уходите.
Ну а мы, болельщики, будем пристально следить – и принимать меры в рамках возможностей, если ситуация не улучшится.
Заключение
Это далеко не все косяки ростовских медиа и маркетинговых служб. Я не стал писать о допотопном сайте, даже не сверстанном под мобильную версию, не стал писать о других мелких несистемных косяках – иначе получилась бы книга, а не статья. Однако, есть целая группа ВК - #ЗаОкеаном, посвященная ростовской пиар-службе. Вот уж где полнейшая летопись всех провалов - заходите, наслаждайтесь, набирайтесь злости.
Повторюсь, не знаю, прочтет ли это кто-то из клуба – но очень бы хотелось. Поэтому, если вы ростовский болельщик – я прошу вас максимально распространить эту статью. Может, так мы сможем на что-то повлиять.
Ну и подписывайтесь – тут и дальше будут выходить интересные статьи, посвященные «Ростову».
https://t.me/yoptov - желто-синяя телега Ёптова, без шелухи и инсайдов. Жду!
Вперед, Сельмаш!
В окно автобуса там смотрит не Норманн, а Шомуродов!
P.s пепельницы с логотипом клуба есть и у Барселоны и Реала, это так для справки автору!
С Краснодаром воюйте, воины))
По второй части претензии я не понимаю, тут надо быть альтернативно одаренным, чтобы предлагать такую чепуху. Это не пионер-лагерь, а большой проект, чистая коммерция. Тут люди работают. А энтузиазм остается в пионер-лагере. Ясно, чи нет?