4 мин.

Почему провалились «Три репортера»

Тут ведь сразу вопрос: а почему провал? Отзывы – в основном положительные, по крайней мере те, что можно прочитать в комментариях на сайте «Спорт Сегодня». Каждый выпуск передачи (их было два) вызвал определенный, пусть и небольшой,  резонанс. Связан он, в первую очередь с тем, что 3Р ждали. Во многом,  благодаря интригующим анонсам от главного редактора спортивного канала НТВ+ Василия Уткина, который неоднократно намеками-полунамеками, а потом уже прямым текстом рассказывал о 3Р: сперва как о задумке, а потом, как о свершившемся факте.

Судя по всему, именно Василий не только один из авторов идеи, но и главный идеолог/вдохновитель проекта (впрочем, это не суть важно). Так вот – почему провал? А ответ простой – программы «Три репортера», как некоего полноценного законченного куска эфира не получилось: кстати, ее (программы) и не было как таковой (репортажное полотно прерывалось выходами в студию, что является прямым нарушением законов жанра).  

То есть, вот если спросить у телезрителя: а что такое есть «Три репортера», то можно будет, конечно, попытаться наврать, что это о городах, в которых пройдет чемпионат мира по футболу в 2018 году. Но ведь не правда: в программе о Саранске половину времени главные герои блуждали в географическом отдалении от столицы Мордовии (залазили на колокольню в ПГТ; навестили колонию; застряв в полях, изучали придорожный трактор и т.д.)    

Может быть, задумка была показать жанрово репортаж из «околофутбольных полей», то есть по примеру Top Gear, рассказывая о машинах (футболе), показать какие то зарисовки из реальной жизни - интересные не только автолюбителям (болельщикам), но и обывателю (в этом, кстати, и есть главная прелесть английской программы и секрет ее успеха). Их, этих врезок, было не так уж и мало, но остались они совершенно «нераскрученными»: взять эпизод в той же колонии, где обитатели ее выступили немой декорацией для Казанского, комментирующего Генича, в свою очередь, играющего в футбол; или старшеклассницы, внимающие первосентябрьскому трибуну Василию Уткину (коленки показали, уже смешно, но какую «конфету» можно было бы из этого эпизода сделать!!!).  

А может быть «три» ключевое слово в этом проекте? И снова нет – корреспонденты блуждают парами, тройками, в одиночестве, в сопровождении официальных лиц, спортсменов, учеников ДЮСШ и т.д. короче как угодно и с кем угодно, но причем здесь «три»?   Совершенно безумно, на этом фоне, смотрятся вставки со стадиона «Локомотив» где ведущие НТВ+ пытаются повторить выбранный ими самими эффектный голевой эпизод из футбольной истории (напомню, тем, кто не знает, что канонически репортаж, это единство повествования, времени и места). Нет, смотреть на это дело забавно, и даже где то интересно – чувство сопричастности великая вещь («и я бы тоже забил с двенадцатой попытки»), но говорит это скорее о слабости основного «куска», чем о логичности появления подобных эпизодов.  

Да Бог с ними со вставками. Василий Уткин все время ссылается на «пилотность» 3Р, говорит и о размытости концепции, творческом поиске, все это понятно. Но ведь, «пилот», если кто не знает, до выхода в эфир стандартно просматривается руководящими лицами канала (обычно, в этой роли выступают главреж и главред канала). То есть, до выхода в эфир Василий отсмотрел и пустил в эфир оба выпуска, где целые куски проседают по сюжетной динамике, где в принципе отсутствуют смысловые связки и концовки репортажей, где постановочные съемки сляпаны (другого слова не подберу) настолько топорно, что становится стыдно.  

Ребята, у вас перед глазами коллеги с «большого» НТВ. Надо же учиться у тех, у кого уже получилось. Вы все смотрели «Намедни» Парфенова, «Программу Максимум» (ее делает та же «парфеновская» бригада, перешедшая по наследству к Глебу Пьяных). Да полно примеров. Понятно, что спортивные корреспонденты, в целом, уступают в профессиональном мастерстве, но ведь и сверхзадачу вы поставили себе сами.     

Секрет любого успеха кроется в подготовке: банальность, но факт. Сложилось впечатление, что с этим как раз были проблемы. Да, очевидно, были договоренности о съемках, интервью и т.д., но сюжетная вязь отсутствует напрочь, нет продуманности того, кто и о чем конкретно будет рассказывать в самом выпуске, не распределены роли. Наснимали, по собственному признанию, «кучу материала», смонтировали из него что-то, непонятно что, использовали графику. За старание – пять. За исполнение – …  

И давайте уже на чистоту – ну скучно ведь. Откровенно – скучно. Тем, кто не знает, Поленова, Генича, Казанского и т.д. по эфирам НТВ+ реально непонятно кто эти парни, куда они едут и зачем. Бодрое и в чем-то интригующее сюжетное начало «саранского выпуска» :) со спящим Василием Уткиным – единственный по настоящему публичный персонаж из этой компании –  вылилось в мучительные хождения стебающихся «москалей»  по городку, который «мог бы быть Москвой» (концепт, в котором уши не только притянулись, но и завязались на затылке).  

Самое странное во всей этой истории, что в данном случае, чувство вкуса изменило самому Василию Уткину, в профессиональной «чуйке» которого, сомневаться не приходится. Он, кстати, давно известен тем, что смело, но вместе с тем по делу и в рамках допустимой проф. корректности критикует коллег по цеху. Видимо, посмотреть на себя и свой продукт со стороны получается не всегда. Опять же, деньги были потрачены (судя по всему довольно большие – вывезти бригаду из 12 (?) серьезных мужчин дело дорогое и хлопотное).  

И, резюмируя вышесказанное, хочется процитировать последнюю запись из блога «Радио Уткин»: «Три Репортера», конечно, успешны…(и далее, через паузу) … Быть или не быть «Трем Репортёрам?»  Неправда ли – странный вопрос для безусловно успешного проекта? Тем более непоняно, отчего будущее его так зависит от воли одного из трех загадочных Р. И, все таки, он мастер интриги, этот «Вася, ну кто его не знает». :)