12 мин.

В Эстонии очень колоритный глава футбола: ходит в овечьей жилетке, разводит пчел, дружит с Платини

Противники называют его диктатором.

Чудак в овечьей жилетке

«У вас очень интересный президент футбольного союза», – говорил эстонским журналистам Мишель Платини в 2013-м. Бывшего главу УЕФА Айвар Похлак тоже впечатлил.

Длинные растрепанные волосы, густая борода, овечья жилетка поверх фуфайки и джинсы (иногда рваные) – стиль, с которым скорее ассоциируется либо фермер, либо человек творческой профессий, но точно не чиновник.

Айвар ломает стереотипы и одевается именно так. Даже на мероприятиях самого высокого уровня.

Главный элемент в гардеробе руководителя футбола Эстонии – овечьи жилетки, которые он носит уже 20 лет. Иногда их заменяет свитер, но из того же материала. Натуральные вещи помогают Похлак носит ради здоровья, также они отражают его духовную суть.

«Жилетку я ношу не для того, чтобы выделиться, просто так получилось. Мне было лет 10-12, когда я дефинировал себя как старомодного человека. Я понял это как-то в связи с книгами, которые читал, через вживание в них. Жилетку и свитер из овечьей шерсти я приобрел на границе столетий интуитивно и сразу почувствовал себя в них хорошо.

Вскоре заметил, что я стал заболевать все реже. Хотя и раньше замечал, что один день поносив свитер из синтетического волокна, я часто уже на следующий день схватывал ангину. В один прекрасный момент я осознал, что моя физическая и духовная суть требуют натурального окружения, причем не только в смысле места жительства, но в смысле одежды. После этого я перестал болеть ангиной, а до этого она прихватывала меня два-три раза в год», – рассказывал Похлак.

Ортодоксальный образ главы эстонского футбола дополняет карманная лупа. Ею менеджер пользуется вместо очков и контактных линз, которые считает вредными для здоровья. Пожалуй, лучше всего Похлака описывает фото с конгресса ФИФА: бородатый дядька в овечьей жилетке с лупой в руках что-то рассматривает на старенькой Nokia.

«Похлак никогда не подносит телефон к глазам, чтобы рассмотреть что-то на дисплее. Носит с собой лупу в кармане. Не огромную, конечно, но довольно внушительную. Когда надо что-то посмотреть, Айвар достает ее. В одной руке телефон, в другой – чуть ближе к глазам – лупа. Выглядит забавно», – рассказывал бывший кипер солигорского «Шахтера» Артур Котенко.

Глава ЭФС лучше всего чувствует себя поближе к природе. 57-летний Похлак живет с женой, которая младше его на 15 лет, в одном из поселков волости Козе, где является депутатом муниципального совета. Загородная обстановка помогает функционеру набираться сил. «Силы черпаю в основном на природе, каждый день стараюсь прогуляться по лесу, у моря. Природа для меня – это еще и занятие с пчелами», – отмечает Айвар.

Хобби Похлака – такая же составляющая образа, как овечья жилетка и лупа. О пасеке руководителя футбола знает вся страна – его мед можно купить на ярмарках перед большими матчами, такими как финал Кубка. Впрочем, молва о пчелах Айвара проникла даже в Европу. Про друга-пчелововода в свое время журналистам рассказывал сам Мишель Платини. С французом у босса ЭФС очень хорошие отношения: бывший глава УЕФА бывал нередким гостем на матчах сборной Эстонии и наверняка продегустировал продукт Похлака.

Каждый день на работу в Таллин Айвар добирается на машине. «Если будете в Таллине возле «А. Ле Кок Арены» и увидите самую грязную машину на парковке, то это стабильно авто Айвара. Такая у него фишка. Наверное, в месте, где Похлак живет, пыльные и грязные дороги. Вот машина и чумазая все время», – рассказывал Котенко.

На автомобиле президент ЭФС передвигается не только по маленькой родной стране, но и ездит в далекие командировки в Европу. Дело в том, что Похлак до ужаса боится самолетов, поэтому почти не летает. Другой любимый вид транспорта – велосипед. На нем футбольный босс однажды прикатил к штаб-квартире УЕФА на встречу по развитию любительского футбола. Коллеги были удивлены.

Похлак производит впечатление спокойного человека, который живет в гармонии с природой и никого не обижает. Но на самом деле это не совсем так.

«Похлак – любопытный мужик. Вижу, до сих пор не меняется: носит бороду и ходит в фуфайке, которая у него, наверное, еще с давних времен. Очень простой внешне, но интересный внутри. Хотя общаться с ним не всегда было легко. Ругаться я с ним никогда не ругался, но видел, как из его кабинета выбегали футболисты, а он вылетал за ними», – рассказывал тренер «Торпедо-БелАЗ» Томас Ражанаускас.

Если конфликт с Похлаком заканчивается разговором на повышенных тонах – это хорошо. Но может дойти и до рукоприкладства.

В 1992-м, будучи еще помощником главного тренера сборной Эстонии, будущий президент футбольного союза что-то не поделил с защитником Урмасом Хепнером и зарядил ему кулаком. Спустя 15 лет от Айвара несколько панчей получили футболисты сборной Армении. Перед матчем отбора на ЧМ-2010 армян не пустили тренироваться на «А. Ле Кок Арену» из-за поврежденного газона. В результате словесная перепалка переросла в драку – глава эстонской федерации полез с кулаками на игроков гостей. По словам Похлака, ему угрожали расправой и хотели вступить в половую связь. У каждой стороны своя правда, но, к счастью, все закончилось извинениями вспыльчивого эстонца и примирением федераций.

Диктатор

Футбол Похлака увлек еще в детстве. В шесть лет он уже гонял мяч с друзьями во дворе и смотрел игру по телевизору. Позже начал знакомиться со специализированной литературой. Особенно сильно на мировоззрение будущего президента ЭФС повлияла книга «Футбол. От прошлого до наших дней». После нее футбол для Похлака стал больше, чем просто развлечением – он обрел культурное и национальное измерение. В последствии это сказалось на методах работы.

«Ребенком я был очень скромным. Видимо, игры с мячом позволяли мне открыться и реализовывать себя. Но вместе с тем я был свободолюбив, поэтому когда в школе меня пытались увлечь на тренировку, никогда ничего не получалось», – рассказывал Похлак.

Профессиональным футболистом Айвар так и не стал. Бегал за любителей и сосредоточился на науке: в Таллинском техническом университете получил диплом экономиста, а в Тартуском университете научился психологии. К этому еще позже добавился учительский опыт. В конце 80-х Похлак несколько лет работал в начальной школе, где преподавал детям математику, эстонский язык и литературу.

В футбол Похлак окончательно погрузился, когда ему было под 30. И даже поиграл в высшей лиге. В 1990-м Айвар с единомышленниками основал «Флору». Поначалу в своем клубе бывший учитель занимал все ключевые позиции: был президентом, главным тренером и даже действующим игроком. Правда, на поле выходил редко. В зеленой футболке он провел две игры в эстонской вышке и забил два мяча.

«Флора» для Похлака была только первым шагом в большом футболе. В 1992-м он вошел в штаб национальной сборной, а уже через год стал членом совета директоров Эстонского футбольного союза. Его клуб быстро превратился во флагмана. Спустя четыре года после основания «Флора» выиграла первое чемпионство и стала быстро расширяться: появились аффилированные команды «Куресааре», «Лелле», «Валга», «Вильянди» и «Флора-2», в которых Похлак был членом правления, а иногда и выходил на поле. Всего за свои клубы Айвар наиграл 13 матчей в высшей лиге, где забил четыре мяча, и провел 74 встречи в первой лиге. Там он отличался 39 раз. Бутсы на гвоздь функционер повесил в 2001 году, когда ему стукнуло 39.

В том же году Айвар свое владычество укрепил новым стадионом, который построил в столице. 10-тысячная «А. Ле Кок Арена» стала новым домом для «Флоры» и сборной Эстонии.

Президентом ЭФС Похлак был избран только в 2007-м, но власть захватил гораздо раньше. Политика бородача Айвара нравится не всем. Оппоненты чудаковатого мужчину в овечьей жилетке не раз сравнивали диктатором и обвиняли его в культе личности. «Руководство эстонским футболом авторитарно. Похлак – человек, не способный к диалогу, не терпит ни малейшей критики», – писала газета «Молодежь Эстонии».

Показательный пример своенравия главы «Флоры» – продажа 19-летнего Рагнара Клавана в норвежскую «Волеренгу». Трансфер будущего защитника «Ливерпуля» Похлак провернул сам без совета с главным тренером Арно Пайперсом. О том, что футболиста нет в клубе, Пайперс с удивлением узнал только на тренировке.

Таких непопулярных решений в карьере менеджера предостаточно, за что его часто критикуют противники. «Флора» брала титулы в лиге, где играли ее же дочерние команды, а ее тренеры параллельно руководили и сборной. Соответственно, в националке приоритет отдавался футболистам «зеленых». Федерация и «Флора» почти слились в единый организм: общие сотрудники, спонсоры и финансовые потоки. От Похлака не раз требовали навести порядок в бухгалтерии ЭФС, но какие-либо нарушения закона до сих пор найти не удалось.

Уколы со стороны совсем не смущают Айвара. Он последовательно идет к своей цели – сделать родной футбол лучше.

«Понятно, что гораздо легче надеть пиджак и галстук и молчать со значительным видом, а увидев, куда все катится, дать этому чисто словесное одобрение, чем носить свитер и жилетку, стараться разобраться в сути и значении происходящих процессов и во всем видеть также свою долю ответственности и т.д. Гораздо проще быть за компанию критичным в отношении высмеиваемых вещей, чем увидеть в них и положительное, раскрыть его и призвать людей поддержать его.

Пробиться в большом футболе можно, как, наверное, и в любой другой сфере жизни, в этом я уверен. Но для того, чтобы это сделать, нам надо иметь свое лицо и твердые принципы, поскольку обычных карьеристов и корыстолюбивцев в этом мире и без нас хватает», – говорит Похлак.

Отец эстонского футбола

Развитие футбола в стране Похлак начал с довольно жесткой политики по отношению к русскоговорящим футболистам. Президент «Флоры» после развала СССР активно продвигал идею национализации сборной Эстонии: в команде должны играть только граждане, которые говорят на эстонском. Власти Айвара поддержали. Чтобы попасть в националку, игрокам русского происхождения необходимо было получить паспорт и выучить язык. Кто отказывался, пролетал мимо.

«Думаю, это был очень важный шаг, который пошел на благо нашего футбола. Честно сказать, что это правило ФИФА и УЕФА – ты должен [для выступления за сборную] иметь гражданство. И так как сборная Эстонии – это единственное место в мире, единственная сборная, где могут играть эстоноговорящие, то в этой среде очень важно говорить на эстонском языке», – объяснял Похлак.

Правило действует до сих пор и не терпит никаких исключений. В свое время в сборную Эстонии хотел попасть австралиец Эрик Паарталу. У форварда есть эстонский паспорт, но он не знает языка. ЭФС в команду его не пустил. В итоге к 33 годам Паарталу провел два матча за австралийскую националку и сейчас доигрывает в Индии.

При всем этом сам Айвар отлично говорит на русском и очень уважительно отзывается о России. С соседями он хотел провести Евро-2024 и сейчас возглавляет комиссию УЕФА по развитию футбола в Крыму. Эстонец отмечает, что никакой политики в его работе на полуострове нет: его главная цель – футбол.

Какие бы неоднозначные решения чудаковатый бородач в овечьей жилетке не принимал, в Эстонии признают, как много он сделал для спорта. Неформально Похлака даже называют отцом эстонского футбола. При нем сборная воспряла и не является таким уж карликом.

В 2011-м Эстония едва не пробилась на Евро: заняла второе место в группе и в стыках уступила ирландцам. Выход на топ-турнир – главная мечта Похлака. Но пока она ему никак не покоряется.

«По спортивным показателям на Евро-2012 мы не попали. Во всем, что мы делаем, результат сам по себе – это не самоцель. Важнее то, каким образом добиваешься новых достижений. Хочу, чтобы Эстония попала на Евро тогда, когда по-настоящему будет этого заслуживать», – говорит Айвар.

Со своей стороны президент ЭФС прикладывает много усилий для пиара игры с мячом в стране. Он не стесняется судить матчи любителей и нередко появляется на ТВ в качестве комментатора.

В 2009-м к 100-летию местного футбола Похлак привез на товарищеский матч сборную Бразилии с Кака, Дани Алвесом, Майконом и Робиньо (хозяева проиграл 0:1), в 2012-м провел чемпионат Европы среди 19-летних, а в прошлом году организовал Суперкубок УЕФА. На «А. Ле Кок Арене», которую предварительно расширили до 15 тысяч, сыграли «Реал» и «Атлетико». Получилось очень атмосферно.

«Реал» и «Атлетико» на маленьком стадионе в Таллине – кайф. Было слышно мяч

Уже сейчас отец эстонского футбола понемногу разгружается. Управление «Флорой» он передал младшему сыну от первого брака Пелле. 31-летний президент немного поиграл в высшей лиге за «Курессааре» и сейчас продолжает дело отца. При Похлаке-младшем «Флора» в 2017-м выиграла 11-е чемпионство – больше титулов в Эстонии не брал никто.

Пелле не единственный из пяти детей главы ЭФС, кто связал жизнь со спортом. Старшая дочь Анни Рахула – футбольный арбитр и модель.

Сам Похлак заниматься футболом планирует до 2024 года, а на пенсии обещает подсуммировать весь свой путь в книге. Опыт писательства у главы эстонского футбола уже есть: он выпустил несколько произведений для детей. «Чтение и осмысление прочитанного очищает дух и не дает ему закоснеть», – отмечает Айвар.

Фото: REUTERS/Maxim Shemetov, ksa.ee, rus.postimees.ee, rus.delfi.ee, rus.err.ee