Увеличение «Энфилда», переезд из Мелвуда и рекордная сделка с Nike. «Ливерпуль» выходит на новый уровень
Самый мощный «Ливерпуль» в новейшей истории.
Сегодня «Ливерпуль» это один из самых успешных клубов в мире, как на поле, так и вне его, а еще девять лет назад клубу грозило банкротство. Стабильное финансовое состояние сегодняшних дней – исключительно заслуга новых владельцев клуба, Fenway Sports Group (далее FSG), которые приобрели клуб за 300 миллионов фунтов в октябре 2010 года и спасли его от участи «Глазго Рейнджерс».
Если сегодня в FSG надумают продать «Ливерпуль», то цена будет минимум на 2 миллиарда фунтов больше, а то и на все три, чем им пришлось заплатить в 2010-м. В прессе регулярно всплывают слухи о сумасшедших инвесторах из арабских стран или Китая, но конечно же никто не будет продавать «Ливерпуль» сейчас, так как он будет еще дороже! Гении инвестиций из Америки, если и будут думать о продаже клуба, то только, когда он будет на пике. Официальная позиция сегодня: клуб не продается, но инвестиции в виде продажи какой-то части принимаются к обсуждению.
За покупкой «Ливерпуля» стоит интересная история, которая придает романтики успеху FSG с «Ливерпулем». Принято считать, что клуб спас е-мейл болельщика «Ливерпуля», адресованный Джону Генри (главный акционер FSG – доля 40%), которое сподвигло его на покупку, но это не совсем так.
По информации одного из самых авторитетных болельщиков «Ливерпуля» Саймона Хьюза, Генри предлагали рассмотреть возможность покупки клуба задолго до 2010 года. Было известно, что отношения между бывшими владельцами испортились, они годами не разговаривали друг с другом и не тратили своих денег на клуб. «Ред Сокс» Генри только что выиграл Мировую Серию и пока было не до покупки футбольного клуба. Генри понимал, что покупка «Ливерпуля» все же хорошая сделка, так как цена из-за проблем в руководстве и отсутствия успехов на поле сильно упала.
Джо Янушевски болельщик «Ливерпуля» более 30 лет и сотрудник бейсбольного клуба «Ред Сокс», который также принадлежит FSG – он действительно написал то письмо, но по просьбе самого Джона Генри. Джо обладал в офисе репутацией соккер-гика и когда в газеты пролезла история о проблемах в «Ливерпуле» Генри знал, кому позвонить. Янушевски попросили создать рабочую группу и работать над возможной покупкой футбольного клуба. Спустя 66 дней после этого звонка Высший Суд Лондона утвердил продажу клуба американским инвесторам. Сейчас Джо Янушевски работает вице-президентом в клубе «Техас Рейнджерс» и занимается проектом строительства нового стадиона, который будет стоить около 1,2 миллиардов долларов.
Сильное руководство клубом
Кажется, что в последнее время «Ливерпуль» просто не ошибается в публичном пространстве, а последний скандал был очень давно и связан с ценами на билеты. Клуб вроде бы вышел из истории красиво, но конфликт с местными, по сути, просто поставили на паузу. Это было при Клоппе, но с тех пор многое изменилось и сейчас клубом управляют другие люди.
Майкл Гордон (президент, владелец доли 12% в FSG) и Майкл Эдвардс (спортивный директор) представляют новое лицо клуба: оба настолько непубличные персоны, что гарантированно могут затеряться в толпе. Именно Гордон звонил агенту Клоппа и сам назначал встречу в Манхэттене. Ему принадлежит идея сделать Эдвардса спортивным директором, про это мы уже писали.
Гордон произнес знаменитую фразу, которая была сказана Клоппу на первой встрече: «Высказывать свое мнение и не соглашаться в «Ливерпуле» не просто разрешено, это необходимо!». Генеральным директором клуба стал давний болельщик Питер Мур, который ранее работал на EA Sports, Microsoft и Reebok. Коммерческим директором был нанят американец Билли Хоган, после этого выручка клуба удвоилась (2013 год – 206 миллионов фунтов, 2018 год – 455 миллионов фунтов) и его сделали управляющим директором, все коммерческие сделки до сих пор его работа.
Юрген Клопп и Майкл Гордон
Состояние Джона Генри меньше состояния владельца «Бристоль Сити», которые даже не в АПЛ, меньше Майка Эшли из «Ньюкасла» и меньше владельцев «Вулверхемптона», где-то 6-7 место в АПЛ. «Ливерпуль» так успешен благодаря грамотному управлению. С приходом FSG «красные» в среднем тратят 400 000 фунтов на одно очко. Ради сравнения, «Сити» тратит 1,16 миллионов фунтов, «Юнайтед» – 1,24 миллионов фунтов.
По итогам сезона 2017/18 «Ливерпуль» показал рекордную прибыль до налогообложения в Премьер-лиге – 125 миллионов фунтов. Годовая чистая прибыль впервые в истории футбола превысила 100 миллионов фунтов.
«Ливерпуль» увеличивает вместимость «Энфилда» до 60 000 мест. Это не первое увеличение вместимости стадиона за пять лет
Во-первых, в FSG сразу же отказались от идеи переехать на новый стадион, понимая важность истории для болельщиков и насколько отлично это продается. Вместо этого они расширили уже две трибуны «Энфилда», провели масштабную реконструкцию прилегающих территорий, в том числе открыли огромный клубный магазин недалеко от стадиона (ранее магазин находился на самом стадионе).
Последние новости из клуба говорят нам о том, что клуб вернулся к активному обсуждению новой концепции расширения стадиона до 60 000 мест (и более). В цивилизованном обществе в процесс обсуждения входит получение клубом разрешения от жильцов близлежащих домов на планируемые действия, а также договоренность с городом. Ранее «Ливерпуль» нашел компромисс с жильцами и сумел договориться с властями, также не было скандалов во время и после строительства. Так что очередное увеличение «Энфилда» это вопрос времени. К тому же в сентябре этого года истекает предыдущее разрешение на реконструкцию, которое было получено ранее. К этому времени в клубе уже должны решить все вопросы и приступить к делу.
Первая реконструкция стадиона и трибуны «Main Stand» не заняла больше двух лет и добавила стадиону 8 500 мест, вторая фаза реконструкции осталась в проекте и была нацелена на трибуну «Anfield Road», должно было прибавиться еще 4 825 мест. Третья фаза реконструкции также будет направлена на трибуну «Anfield Road», а общая вместимость стадиона будет более 60 000 мест.
Выручка в дни проведения матчей при FSG выросла почти вдвое (примерно с 40 миллионов до 80 миллионов в год). Когда «Энфилд» станет вмещать еще больше, это повлечет за собой рост выручки в дни матчей, общая прибыль станет еще больше, а «Ливерпуль» еще богаче и дороже.
База «Ливерпуля» переезжает из легендарного Мелвуда в Киркби. Это требование Клоппа
В мае 2020 года «Ливерпуль» переезжает на ультра-современную тренировочную базу в Киркби. Мелвуд – легендарное место для фанатов и для всего клуба. Почти вся история «Ливерпуля» связана с этим местом. Здесь тренировали Шенкли и Пейсли. Но мировые тенденции заставляют клуб двигаться вперед. Об этой необходимости говорили еще при Бенитесе.
«Академия очень важна, особенно здесь, в «Ливерпуле»», – говорит Юрген Клопп. До этого времени в Киркби находилась академия клуба, а в Мелвуде основной состав. Недавно клубу удалось купить близлежащую к Киркби территорию и дать старт строительству базы. Немец называет новый тренировочный комплекс «домом для скаузеров». Юрген почти сразу после прихода в клуб отметил, что «Ливерпулю» необходимо совместить тренировки академии и основного состава, это будет возможно только в Киркби.
«С тех пор, как впервые приехал сюда, я не бываю часто в Киркби. Всего лишь несколько раз, проблема в том, что у нас много дел в Мелвуде, нет возможности уехать на 10 минут ради короткого разговора или просмотра игры на несколько минут», – отмечает проблему Клопп.
По информации Саймона Хьюза, FSG все устраивало в Мелвуде, переехать в Киркби их убедил Юрген Клопп. Все знают, как сильно Клопп одержим тренировками, он привлекает специалистов, которые профильно не связаны с футболом и применяет их знания в футболе. Новый тренировочный комплекс с новейшими технологиями – отлично вписывается в его концепцию. Реконструкция Киркби стоила клубу 50 миллионов фунтов, чтобы найти средства он был готов отказаться от покупки нового игрока.
Рекордная сделка с Nike
По информации Forbes начиная с сезона 2020/21 форму для «Ливерпуля» будет делать Nike. Точная сумма пока не называется, но сделка станет рекордной для Премьер-лиги. Текущий рекорд принадлежит «Манчестер Юнайтед» и Adidas с суммой в 75 миллионов фунтов в год. Nike заплатит «Ливерпулю» больше, по слухам около 100 миллионов фунтов в год. Текущее соглашение с New Balance оценивается в 45 миллионов фунтов в год.
Привлечь такие деньги от Nike помогли рекордные цифры от продаж футболок на 125-летие клуба: «Всегда интересно, что будет после сезона, в котором мы побили рекорды (прим. по продажам футболок), но в следующем сезоне мы бьем рекорды установленные в предыдущем», – отмечает Билли Хоган. «Ливерпуль» продает примерно 1,5 миллиона футболок в год.
Успехов, мой любимый клуб!
Далее из текста: стадион и выручка за match-day, больше половины которой потрачено на новую базу. Продажа футболок, доходы от которой уходят в основном техническому спонсору. Низкие траты на итоговый результат(400к на одно очко).
Суммирую: грамотный маркетинг с правильной экономикой клуба, а так же сильная историческая база, которую конвертируют в популярность сегодня. Плюс харизматичные лидеры, привлекающие внимание к себе вместе с клубом. Как итог один вопрос: что мешает сделать аналогичное в России, например, с каким-нибудь Торпедо?