«От груди жал 140 кг на три раза». Интервью Навального – теперь текстом
На этой неделе вышло интервью Головина с Алексеем Навальным. По законам Российской Федерации мы не можем размещать прямую ссылку на него, но вы его легко сможете найти на ютубе по запросу «Всему Головин Навальный». Здесь – самое важное из разговора.
На июнь 2019-го Алексей Навальный – самый популярный оппозиционер в стране. По опросу ВЦИОМ, его официальный рейтинг как политика – чуть больше 1,5% (меньше Грудинина, Шойгу, Жириновского), при этом в ютубе его ролики с расследованиями стабильно собирают от 1,5 млн просмотров, некоторые пробивают 6-9 млн (о недвижимости Соловьева, сыне Пескова, семье генпрокурора Чайки), а один фильм ушел за 30 млн (про тайную империю Дмитрия Медведева).
Периодически Навальный делал расследования и про спорт: считал, сколько денег распилили на Олимпиаде-2014, нашел незадекларированную квартиру Вячеслава Фетисова. Зимой этого года Навальный занялся спортом сам: начал бегать, а 19 мая участвовал в первом официальном забеге – пробежал 10 км на Московском полумарафоне в «Лужниках».
Алексей редко рассказывает о себе, в основном его спрашивают про коррупцию, жуликов и воров, президентские амбиции и прекрасную Россию будущего. Мы об этом тоже не забыли, но подробнее узнали о спорте и жизни Навального: зачем он стал бегать, почему поддержал Кокорина и критиковал Овечкина, каким было его детство, как часто пьет алкоголь, почему не уезжает из страны.
Навальный ненавидел бег с детства
– Я, конечно, неопытный бегун: занимаюсь только пять месяцев.
Я ненавидел бег всю жизнь. Не то что не любил – ненавидел. Я хорошо бегал на короткие дистанции в школе. Где было больше 800 метров, говорил: «Ставьте двойку. Я ухожу». Разворачивался – и уходил. А тут реально давление окружающей среды: все начали бегать. И все такие спортивные, милые, подтянутые. Глядя на всех, я тоже начал бегать, но до сих пор не полюбил бег. Моя главная беговая задача в том, чтобы научиться получать удовольствие от бега. Я приближаюсь к этому, но пока еще далеко.
Обычно во время забега я сильно ненавижу всех поименно – всех тех, кто уговорил меня бегать. Но десятка как-то более-менее легко далась. Была такая романтическая идея, что несколько раз позанимавшись, смогу выбежать 10 км из 50 минут. Потом была задача выбежать из часа. И вот я выбежал из часа (результат Навального в «Лужниках» – 58 минут 29 секунд – Sports.ru).
В институте Алексей ходил в качалку
– Я худею под арестом. Единственная возможность похудеть – там, потому что есть ограничения. Ты жрешь меньше, потому что нет холодильника, который открываешь вечером и съедаешь все, что есть.
Когда сидел под домашним арестом, наоборот, ужасно располнел, потому что у тебя есть вся вкусная еда. А мне еще запрещали любые прогулки, общение с людьми – а что делать-то еще? Несмотря на то, что я купил эллипс (тренажер для кардио-нагрузок– Sports.ru), на этом эллипсе висела всякая одежда, а я целыми днями в основном ел.
Максимум в камере я сбрасывал килограммов семь. Но для этого тоже нужно усилие, потому что в камеру пускают продукты, в которых много углеводов. Например, печенек в камере полно. Ты можешь ими питаться – еще и потолстеешь.
Сейчас я вешу 95 кг. Мой максимум не на этом фото.
Здесь я просто жирный. Под домашним арестом я весил 101-102 кг.
Но я качался на первых курсах, и мой максимальный вес был 106 кг. На фото – жирный, конечно, но не 120 кг. Хотя для любого человека не очень хорошо так выглядеть.
В институте я года три ходил в зал по четыре раза в неделю. Максимум от груди жал 140 кг на три раза. Это немного на самом деле. Цели у меня не было – зачем ходят в качалку в институте в 90-е годы? Девочкам нравиться. У меня, естественно, висел над кроватью портрет Арнольда Шварценеггера из фильма «Коммандо». Чем тогда еще заниматься, каким видом спорта? Ходишь в качалку – тебе классно, у тебя друзья-качки. Потом гуляешь – и немного шире расставляешь руки, чем положено расставлять.
Навальный не против, чтобы Путин играл в хоккей, но есть нюанс
– Когда ты играешь со звездами хоккея и постоянно забиваешь 10 шайб, 8 шайб, когда защитники разворачиваются и едут в другую сторону, вратарь специально поднимает ногу, чтобы пропустить шайбу – это маразм.
Понятно, что начальнику будет приятно. На сам-то начальник должен знать какие-то рамки. Одно дело – тебе проиграли две шайбы. Другое – ты закатываешь 10 шайб. Это реально маразм.
Ничего плохого нет в том, что он играет в хоккей. Это классно – в 60 лет он играет, у него отличная спортивная форма, он пропагандирует активный образ жизни. В этом претензий нет. Моя претензия к двум вещам.
Первое – на всю Ночную Лигу тратится огромное количество денег из бюджета, а нам врут и говорят, что это какие-то олигархи оплачивают.
Второе – это показывают на всю страну, и это превращается в часть культа личности.
Про деньги: постановлением правительства Ночная Лига получила 400 млн рублей. Сочинские мероприятия оплачивались администрацией Краснодарского края. Это гигантская черная дыра, куда идет большой поток государственных бюджетных денег. В этом плане мое возмущение заключается в том, что куча миллионеров и миллиардеров устроили развлечение, которое показывают на всю страну, а я должен оплачивать. Нет, это коррупция.
Спорт 40+ – это прекрасно. Я сам 40+. Но конкретно здесь есть путинское хобби – и под хобби он строит непонятную серую пирамиду. Если мы хотим финансировать, давайте делать как положено. У нас есть специальные министерства, система хоккея и подготовки, обучения. Я за нормальное и честное финансирование спорта. Если мы куда-то выделяем 400 млн рублей, я хотел бы, чтобы было понятно, почему даем сюда 400 млн, а не сюда.
Хочу, чтобы была прозрачность решений. А здесь я вижу совершенно точно: помешавшийся на своих десяти шайбах руководитель страны. И куча людей, которые, чтобы его развлечь, начинают расшвыривать федеральные бюджетные деньги.
Навальному стало неприятно, когда Овечкин поддержал Путина
– Это был прекрасный ролик о лицемерии всех этих замечательных хоккеистов. Они замечательные хоккеисты, но все живут за границей, являются мультимиллионерами и все, к сожалению, отдали свои имена на использование коррупционной верхушкой, которая просто грабит людей. Которая сделала 20 млн граждан России нищими. В буквальном смысле нищими. Конечно, мне было противно на это смотреть.
Я не большой поклонник хоккея, знаю Овечкина, пару других фамилий. Но мне было довольно неприятно, что эти люди, которых во всем мире любят и уважают, согласились участвовать в гнусных вещах.
Молодец, что он играет и добивается спортивных успехов. Но я считаю, что важно для политика, который борется за лидерские посты внутри страны, обратить внимание на это лицемерие. Да, он уехал – имеет полное право. У него достаточно денег, чтобы покупать дома, какие ему вздумается. Но он агитирует за человека, который является лидером российской коррупции, который грабит каждый день миллионы сограждан.
Вы говорите про Овечкина – такого, может, прекрасного, но есть еще менее прекрасный человек Фетисов. Известнейший, прославленный хоккеист, вопросов нет. Вся страна знала его, в детстве я знал его. Но мы нашли незадекларированную квартиру этого человека площадью 1000 квадратных метров. Несмотря на то, что он верещал, что мы ошибаемся, на следующий год признал и указал ее в декларации.
Гонорары хоккеистов на Западе публикуются. Гонорары Фетисова за всю его карьеру не дают ему возможности иметь ту недвижимость, которая у него есть. Скорее всего, разжился он этим, когда возглавлял спортивные государственные организации, которые в те времена выдавали лицензии на казино, игорные бизнесы.
Если прославленный спортсмен – пусть его любит хоть миллион, 100 миллионов, триллион человек – замешан в коррупции, я буду об этом говорить.
– Вы не считаете, что Овечкин и Ковальчук могут искренне поддерживать Путина?
– Не исключаю. Конечно, могут. Но даже если они искренне Путина поддерживают, у меня есть полное право, как у любого человека в стране, сказать: «Овечкин, ты делаешь это зря. И твоя позиция лицемерна. Ты не можешь поддерживать человека, который уничтожает и грабит нашу страну. В том числе спортсменов и фанатов спорта. Лишает наш спорт будущего.
– Зачем вы показывали недвижимость Овечкина, которую он купил на честно заработанные деньги?
– Я показывал недвижимость Овечкина, потому что хотел показать, что такое Putin Team. Putin team – это легальные и нелегальные миллиардеры и миллионеры. Овечкин представляет из себя легального миллиардера. Это ширма – вот смотрите, есть Овечкин, это такая ширма, смешной чувак, у него нет зуба, мы его любим. Но за этой ширмой стоят Ротенберги, Тимченко и остальные. Самая настоящая банда жуликов и убийц. Я говорил о том, что они не должны быть ширмой. А если работают ей, то давайте вспомним, что они все тоже миллионеры. А наша страна нищая. И бы хотел, чтобы это было принято во внимание всеми.
– Мне кажется, это разжигание. «Смотрите, у них дворцы, а еще они поддерживают Путина».
– Здесь я с вами абсолютно согласен. Это разжигание. Я хотел привлечь внимание тех самых 20 миллионов людей, которые находятся за чертой бедности. Тех людей, которые не находятся за чертой бедности, но следят за ситуацией.
Мне часто предъявляют претензию, Максим Галкин мне говорит: «Как же, Алексей, показываешь дворцы Соловьева, он мог их купить. Это разжигание, большевистский максимализм, тра-ля-ля».
Это и есть разжигание. Да, я показываю это сборище ворья, я показываю их образ жизни. Соловьев и Овечкин – это абсолютно разные люди, но тем менее я показываю их образ жизни. Разжигаю, чтобы все ненавидели эту власть. Чтобы все ненавидели Соловьева и других пропагандистов.
– Я просто не понимаю, зачем Овечкина и Ковальчука сравнивать с Тимченко и Ротенбергами.
– Я их не сравниваю. Я обращаю внимание, что они очень богатые люди, легально заработавшие свои деньги, которые делают так, чтобы человек, делающий нашу страну нищей, оставался у власти как можно дольше. Я против того, что Овечкин, зарабатывающий деньги в Америке, нам здесь сохранял Путина и продлял его годы правления.
Навальный – за ЧМ в России, но не хочет коррупции
– Вам понравилась атмосфера ЧМ-2018, при этом вы считаете, что это был огромный распил денег?
– В России чемпионат мира происходил таким образом, что мы строили самые дорогие стадионы в мире типа как в Санкт-Петербурге. И стоимость всех остальных стадионов, подрядчики и методы получения подрядов вызывали не просто очень большие сомнения. Было понятно, что это механизм коррупции.
Я не против чемпионата мира по футболу. Я просто не понимаю, почему у меня идут в одной упаковке и ЧМ, и украденные 300 млрд рублей. Я бы хотел разделить эти вещи. Пусть будет чемпионат, но не надо воровать.
– Вам не кажется, что ради френдли атмосферы, которая установилась прошлым летом, ради болельщиков, которые приехали в Саранск, ради инвестиций, которые пошли в регионы, ради благоустройства, которое осталось после чемпионата, можно закрыть глаза на незаконное обогащение?
– Не кажется. Я смотрю на общую картину – сколько в Саранске может пройти матчей, которые заполнят этот стадион?
– Вряд ли больше одного за сезон.
– Зачем это сделали?
Я знаю, что в Саранске, в Мордовии, есть огромное количество людей, которые живут за черной бедности. Там медсестра получает 11 тысяч. И у меня простой подход: хочу ли я, чтобы в Саранске люди ходили на футбол? Хочу. Хочу ли я, чтобы медсестра там получала 11 тысяч? Не хочу. Поэтому давайте построим стадион в Саранске ну на 10 тысяч человек. Или не будем строить – это небольшой город. Почему бы нам не провести матч в Краснодаре, где уже есть здоровенный стадион, построенный на деньги Галицкого?
Вот на это у меня нет ответов. И я не готов жертвовать одним ради другого, потому что это ложная альтернатива. Мы не должны ради хорошей атмосферы жертвовать бюджетными деньгами. Футбол – коррумпированная сфера, но в таких масштабах, как у нас, не крадут нигде.
– Что вы предлагаете? Не строить стадион в Саранске, а деньги от него куда потратить?
– Потратить каким-то лучшим образом. У нас недофинансировано здравоохранение, образование, детские футбольные школы. Хотим на спорт потратить – давайте потратим на детский массовый футбол. У нас есть, куда потратить деньги.
– Бюджет ЧМ – 683 млрд рублей. Если эти деньги раздать каждому жителю России, получится сумма равная 4900 рублей. То есть мы за деньги, на которые не купишь даже вашу замечательную рубашку, провели такое грандиозное событие.
– И че? А давайте посчитаем, что Ротенберг украл у нас всего триллион. Поделим на всех – тоже получится не бог весь что, машину на эти деньги не купишь. А Чубайсу на «Роснано» выделяют по 20 млрд в год – подели на каждого, получится четыре рубля.
Я не готов отдать ни копейки на стадион в Саранске, который будет слишком большим для стадиона в Саранске. Даже с учетом того, что я получаю гораздо больше, чем любая медсестра, я буду и за свою копейку, и за копейку той медсестры еще больше выступать, потому что из этого складывается государственный бюджет.
Если мы скажем, что 300 млн сюда, 300 – сюда… Да мы нищая страна. 20 млн людей ниже черты бедности – это официальные цифры. Реально гораздо больше. Происходит развал, дороги нет ни одной нормальной.
Пьет вино и пиво раз в неделю
– Вы ходили на концерт в поддержку Хаски. Я увидел вашу фотку и как кто-то написал: «Офигеть! Я пришел на концерт, а тут Навальный пиван попивает». Как часто вы пьете?
– Я употребляю алкоголь. Употребляю довольно ограниченно, но пью. Что пью? Все.
– Как часто?
– Раз в неделю. Это чаще, чем раньше, потому что больше стал пить вина, а раньше его не признавал вообще.
– То есть вино и пиво?
– Да я все пью. Если бы вы чего-то принесли с собой и было бы не четыре часа дня, а позже – вот что принесли бы, то бы я с вами и выпил.
– Последний раз, когда вы очень жестко напивались?
– Какой-то мой день рождения, когда мне было 20 с чем-то лет. Юля любит вспоминать, как она на своей спине меня куда-то тащила. Но такое бывает пару раз в жизни у любого человека. Мне будет даже странен человек, который ни разу в жизни не имел опыта сильного опьянения. Его нужно получить, чтобы просто этого не делать.
Счастливый человек
– В режиме нескольких предложений ответьте: почему вы никуда не сваливаете? Почему остаетесь в России. а не едете в Черногорию, Италию, Штаты, чтобы там просто лежать на море?
– У меня классная работа. У меня лучшая работа, которую только можно найти. Вокруг меня прекрасные и очень смелые люди, с которыми мне приятно работать. Есть куча людей, которые меня поддерживают, отправляют деньги на содержание этого офиса. Я занимаюсь любимым делом, меня за это кто-то уважает. Кто-то ненавидит, конечно. В этом смысле у меня все очень хорошо. Я доволен тем, куда меня забросила жизнь. И зачем мне куда-то уезжать – пусть они сами уезжают. Я их сам выгоню.
Конечно, я хотел бы большего. Хотел бы, чтобы меня показывали на федеральных каналах, а не только на ютубе? Хотел бы. Но я и на ютубе могу сказать. Самое главное – я верю в том, что делаю, вокруг меня много людей, которые разделяют эту веру. Это очень круто. Редко кому в жизни удается добиться подобного. Поэтому я довольно счастливый человек.
«Если не буду принимать таблетки, я умру». Ирина Слуцкая – предельно откровенная
Фото: РИА Новости/Сергей Гунеев, Рамиль Ситдиков; instagram.com/navalny
К спорту все это притянуто за уши и малоинтересно
Перебарщиваете с пиаром Головина