Моуринью нельзя говорить о «МЮ», но он идеально выкрутился. Все равно объяснил, что его бесило
Прошедшие выходные Моуринью провел в Испании: разбирал финал Кубка английской лиги для DAZN: два часа смотрел игру, вносил заметки в блокнот, объяснял, как смонтировать послематчевые хайлайты. Рядом с ним сидел Сэм Уоллес из The Telegraph. В отличие от выступлений Моуринью на belINSport (глобальная сеть спортивных каналов, те же владельцы, что и у «ПСЖ») его интервью британскому медиа – не контрактная обязанность. В разговоре с Уоллесом Моуринью меньше играл на публику, больше говорил о себе. Ниже – ключевые тезисы.
Идеальная структура была только в «Интере»
Моуринью впервые в карьере не выиграл ни одного трофея за 18 месяцев. Сейчас он размышляет над причинам, но предполагает, что рано или поздно это должно было случиться и шутит: «Некоторые не выигрывают трофеи 18 лет».
Ему нельзя говорить о «Юнайтед» – скорее всего, это прописано в контракте. Сам Жозе говорит, что никогда не обсуждает бывшие клубы: «В этом нет смысла».
Моуринью недавно предлагали гигантские деньги, но он ждет идеального предложения: «Мне даже стыдно говорить, от чего я отказался (имеет в виду деньги). Когда придет очередь новой работы, я хочу быть полон радости, энергии и знаний».
Идеальный клуб для нынешнего Моуринью – тот, который не готов немедленно стать охотником за трофеями, но у которого есть амбиции стать таким охотником. Он отклонил денежное предложение, потому что увидел недостаток амбиций.
Жозе формулирует два требования: «Не пойду в клуб без амбиций – это мой второй пункт. А первый – структурная эмпатия (Моуринью вводит новое понятие и чуть позже объясняет его). Я не хочу быть в постоянном противоречии с другими».
Такие клубы существуют: «Так у меня было в «Интере». Очень важная составляющая успешности».
Окружение игроков, «фитнес-парни» и 500 скаутов
Дальше Моуринью косвенно объясняет, почему у него совсем не получилось в «Ман Юнайтед» и не особо получилось в «Челси» (второй заход): «Я не хочу внутренних конфликтов, я хочу внутреннее сопереживание. Конфликт [должен быть] в воскресенье, когда вы играете с тем, кто хочет украсть ваши три очка».
Чтобы разжевать мысль, Моуринью вводит новое понятие – «структурная эмпатия»: «Не знаю, верно ли я перевел с португальского на английский. Клуб – это сложная структура, тренер важная часть этой структуры, но он сам не является этой структурой. Я хочу работать в клубе, который понимает, что эта структура должна быть. Я не хочу работать в условиях расхождения в мышлении. Наиболее успешные ситуации [возникают] не из-за самой структуры, а из-за эмпатии в структуре. Люди, которые хорошо работают вместе и разделяют одни и те же идеи – фундаментальная вещь».
Моуринью имеет в виду не только клубное руководство, его главная претензия – к новому устройству мирового футбола: «Сейчас у вас целое поколение игроков, которые не просто футболисты, а целый пакет. В него входят сам футболист, семья, агент, окружения, директор по коммуникациям. Иногда вы сталкиваетесь с его личными медицинскими работниками и – в особо экстремальных ситуациях – с персональными «фитнес-парнями». Когда у вас есть игрок, у вас есть все эти отвлекающие факторы. И если в структуре клуба нет эмпатии, вы сталкиваетесь с таким количество противоречий, что это очень затрудняет работу».
Но претензии к руководству тоже есть. Из слов Моуринью читается, что его раздражала система поиска игроков в бывших клубах: «Идеальная структура – пять очень близких тренеру скаутов, а не 500, которых я никогда не встречал».
Негативные лидеры
Моуринью начал профессиональную тренерскую карьеру в «Сетубале» в 1987-м – с тех пор он конспектирует каждую тренировку, каждую игру, каждое полученное важное знание. Сейчас Жозе планирует сформулировать новый труд, особенно его интересует психология и понятие лидерства.
«Когда вы говорите о лидерах в истории человечества, то видите невероятное количество негативных лидеров. Когда вы говорите о лидерах в футболе, то имеете в виду положительных людей. Но негативный лидер – тоже лидер. Это не значит, что каждый лидер на вашем пути будет позитивным, будет помогать вам в достижении целей. Вы встретите столько же негативных лидеров, сколько и позитивных. Я должен подготовить себя к таким ситуациям».
Фото: globallookpress.com/Alberto Gandolfo/imago sportfotodienst, Matt West/imago sportfotodienst; Gettyimages.ru/Clive Brunskill, Catherine Ivill
Да че вам Спартак то всем сделал? За что хоть так с ним, бедные. 🤣
И это по сути единственная правильная модель на сегодняшний день. Обратные примеры вроде Челси и Монако где руководство видит проблемы не в себе и игроках а в тренере сейчас в полной жопе.
Привет ей кстати.