Хуан Мата – гениальный. Но футбол двинулся не в его сторону
От редакции Sports.ru: это пользовательский пост блога The Rational One, который в последние недели ярче всех доказывает, что классные тексты про АПЛ на Трибуне пишут не только в блоге «Англия, Англия». Поддержите автора плюсами и подписками – и ждите новых отличных текстов о самой популярной лиге планеты.
С приходом Сульшера «Манчестер Юнайтед» перезагрузился – пять побед подряд в чемпионате, приподнятое со дна настроение у игроков и в целом изменившееся восприятие футбола. Напряжение эпохи Моуриньо исчезло, и игроков клуба будто отпустило. Но в составе «Юнайтед» есть один игрок, которого эффект от Моуриньо вряд ли когда-нибудь отпустит. Это Хуан Мата.
Карьера Маты – это один из главных «а что бы было, если?» в английском футболе. Вероятно, останься Мата в «Челси» и не будь у него конфликта с Моуриньо, его карьера в АПЛ вышла бы совсем другой. То, что случилось зимой 2014-го – это печально, а его переход в «Юнайтед» Мойеса – одна из самых несправедливых историй современного футбола.
Хуан Мата в «Челси»
Набрав 59 очков за два сезона в «Челси», Мата получил две награды игроку сезона в клубе, и к началу сезона-2013/14 казалось, что новый тренер должен строить свою команду вокруг испанца. Когда Моуриньо приехал в Лондон на второй срок в качестве тренера «Челси», ситуация все еще была непонятной: никто не думал, что португалец изменит свой подход к игрокам и футболу в целом, но почти все были уверены, что он сможет найти место для Маты в составе.
Важно помнить, что пять лет назад футбол был немного другим: все верили, что в будущем миру нужны будут быстрые, креативные плеймейкеры – и Мата был олицетворением этого. Казалось, что даже несмотря на то, что Мата с трудом подходил Жозе по тактическим соображениям, испанец все равно сможет найти себя у Моуриньо. В итоге все сложилось проще – Жозе в традиционном для себя стиле усадил Мату на скамейку, а через какое-то время начал атаковать своего игрока на пресс-конференциях: «На данный момент Оскар моя основная десятка, и он лучший игрок в команде для меня. Я должен доказывать фанатам, что я хорош, и Мате следовало бы сделать то же самое». Через четыре месяца после этой фразы Моуриньо испанец ушел в «Юнайтед».
Возможно, спустя пять лет решению Моуриньо можно дать тактический и статистический контекст. С приходом португальца в клуб команда перестала играть в позиционный футбол, который был до этого, и начала играть в контратакующий. Оскар, Виллиан и Азар идеально подходили под этот стиль, а вот Мата – нет. Португалец всегда больше ценил физически сильных игроков, которые могли и хотели участвовать в прессинге и обороне, и которые были готовы на скорости убежать в контратаку в случае перехвата.
Оскар был идеальным примером такого игрока, поэтому и получил место в стартовом составе. Мата же был скорее примером старомодного плеймейкера, который хотел и умел заниматься лишь атакой.
Кажется, это уже стало современной классикой: гениальный атакующий игрок не попадает в состав, потому что не умеет должным образом обороняться. В «Манчестере» при Моуриньо таким игроком был Погба, в «Ливерпуле» в начале сезона Клопп похожим образом снимал с игры Шакири, в нынешнем «Челси» Сарри долгое время был недоволен оборонительными действиями Хадсона-Одои. Мата не подходил тому «Челси», и не мог чувствовать себя в схемах Моуриньо лучше, чем Оскар, что видно из простого сравнения:
В свои последние месяцы в «Челси» Мата перестал забивать и стал хуже ассистировать. Особенно разительно это видно, если сравнивать второй сезон испанца с последними пятью месяцами в «Челси» и Оскаром, игравшим на той же позиции. Отсюда страшная для восприятия статистика: за первые 2 года в «Челси» Мата как плеймейкер отдал 25 голевых передач в АПЛ. За пять лет после этого – ровно столько же.
Футбол не двинулся в сторону креативных и быстрых плеймейкеров, как казалось тогда, пять лет назад, а сделал их практически бесполезными. Классические десятки либо вымерли, либо сумели адаптироваться и изменить свою роль. Футболу стали не нужны игроки, статично ожидающие мяча в финальной трети. Таким футболистам теперь трудно – оппоненты редко оставляют время на принятие решений и много свободного пространства, поэтому лучшие креативные игроки сегодня – это либо те, кто могут здорово создавать моменты через удачный прессинг, либо те, кто могут в этом прессинге хотя бы участвовать, параллельно обладая неплохим навыком паса. Яркий пример первого типа – лучший ассистент Лиги чемпионов прошлого сезона Джеймс Милнер, который никогда десяткой не был, пример второго – лучший ассистент АПЛ Кевин де Брюйне, который сумел переквалифицироваться из десятки в восьмерку.
Мата не смог адаптироваться – и поэтому перестал быть основным сначала в «Челси», а потом и в «Манчестере». Колумнист Эрик Маккой весьма точно подмечает, что именно стало проблемой для Маты. Эпоха Гвардиолы принесла в футбол не только сумасшедший разрыв между командами во владении мячом, но и принципиально другое понимание прессинга. Команда Гвардиолы была помешана на том, чтобы быстро получить мяч назад при его потере. Если мяч не выигрывался «Барселоной» в течение пяти секунд после его потери, команда занимала компактную оборонительную позицию, в которой ее сложно было пройти. Это предполагает гигантскую физическую нагрузку на игроков и большое количество прессинг-действий. В итоге футбол изменился: большие команды стали больше владеть мячом и прессинговать, а команды ниже классом научились оставлять минимум пространства, что сделало классическую десятку устаревшей ролью и в атаке, и в обороне.
Моуриньо уже тогда все это знал и предчувствовал. Несмотря на несправедливость ситуации, отпустить Мату было правильным решением обеих сторон. Мата ушел от тренера, который его не ценил, а Моуриньо избавился от игрока, который был ему не нужен.
Хуан Мата в «Манчестер Юнайтед»
Переехав в «Юнайтед» Мойеса, Мата на эмоциях провел неплохую вторую часть сезона, заработал десять результативных очков, но не смог спасти работу шотландца. Летом в клуб пришел Луи ван Гал и попытался перезапустить карьеру испанца.
Ван Гал изначально понимал, что Мата не сможет быть классической десяткой, поэтому пытался изобрести схему, в которой атакующие навыки испанца можно будет использовать без ущерба оборонительной игре. В итоге голландец наигрывал Мату как «ложного вингера» – то есть игрока, который начинает игру на фланге, но затем смещается ближе к центру, чтобы создать шанс для партнера. Нечто подобное голландец уже создавал – Томас Мюллер начинал именно так, но со временем стал играть ближе к центру.
Таким образом, играя ложного вингера, Мата в теории мог получать так необходимое для него свободное пространство. Это отлично видно на примере двух игр против «Ливерпуля» в том сезоне. В первой игре ван Гал задействовал Мату как классическую десятку, а во второй – как ложного вингера. Как итог – два гола в новой роли и победа «Юнайтед» в гостях:
Матчи против «Ливерпуля» и касания Маты в сезоне 2014/15 – слева Мата играет десятку в схеме 4-2-3-1, справа – ложного вингера в той же схеме.
Мата закончил сезон с 13 результативными очками – лучше, чем в сезоне до этого, но хуже, чем в обоих сезонах в «Челси». После того сезона Мата начал медленно гаснуть – его цифры становились хуже в каждом последующем чемпионате:
Мата заиграл на топ-уровне еще раз в сезоне 2016/2017. Это было сразу после прихода в клуб Моуриньо – тем удивительнее, что у испанца получилось выдать самый яркий сезон из тех, что у него были вне Лондона. Football Whispers недавно сравнивал его стиль в том сезоне со стилем Давида Сильвы – в действительности тогда они были очень похожи друг на друга, хоть и играли в принципиально разных по стилю командах. Если взять карту ключевых пасов обоих игроков сегодня, то легко увидеть различия между двумя испанцами – Сильва гораздо реже использует кроссы, чем Мата, и в целом чаще создает моменты для партнеров, находясь в штрафной соперника.
Карта ключевых передач Давида Сильвы и Хуана Маты.
Из графиков видно, насколько меньше у Маты стало свободы: он больше не тот игрок, которому позволяют играть короткими, разрезающими передачами. Из первоклассной десятки он вынужден был переквалифицироваться в вингера и сильно потерял в качестве. Сильва же наоборот сумел сохранить качества первоклассной десятки, но уже в роли бокс-ту-бокса.
Примерно то же самое видно, если посмотреть на их тепловые карты:
Если в «Челси» испанец постоянно врывался в штрафную на скорости, тем самым создавая момент себе или партнеру, то в «Манчестере» в последние годы он привязан к флангу и практически не входит в штрафную. Тот же Сильва касается мяча в штрафной почти в два раза чаще, чем Мата: 7.02 касания против 3.32. Помимо стилистических различий двух «Манчестеров» это показывает, как сильно два некогда похожих игрока различаются сегодня.
При этом нельзя считать карьеру Маты недостаточно крутой – он выиграл все доступные командные трофеи – чемпионат мира, чемпионат Европы, Лигу чемпионов, Лигу Европы и кучу кубков. Однако начало его карьеры сулило намного больше – пожалуй, это одна из самых грустных английских историй. Он – один из величайших игроков АПЛ, которые так и не стали тем, чем должны были стать. Приятная ностальгия о раннем испанце всегда будет дополняться особой горечью от остатка его карьеры, проведенной в метаниях между разными позициями и сожалениями о том, чем Мата мог бы стать. Мате было уготовано столь многое, но досталось так мало, и это в очередной раз доказывает, что футбол иногда бывает несправедлив.
Мате не повезло родиться в эпоху, когда его умениям нашлось так мало применения. Испанец не сумел эволюционировать вместе с футболом – и игра оставила его далеко позади. Тем интереснее, каким в итоге окажется его наследие. Болельщикам «Челси» он запомнится как гениальный футболист, у которого получалось все, что он хотел, болельщикам «Юнайтед» – как одна из дорогих покупок новой эпохи, а простым фанам АПЛ – как ярчайшая вспышка на два великих сезона.
Фото: REUTERS/Action Images/Paul Harding, Action Images/Paul Childs; globallookpress.com/Simon Stacpoole/Offside Sports Photography, John Todd/ZUMAPRESS.com
https://www.youtube.com/watch?v=SQQvnJh5Cpc
А Мате надо было уходить не в Ман Юнайтед, а в более подходящую ему команду. Мне кажется даже в Реале он смотрелся бы не хуже Иско
Больше всего жаль, что Маур променял его на Оскара, в котором сам же по итогу разочаровался и усадил на лавку.
И действительно, свой потенциал Хуан так и не развил по максимуму, от чего горечь от его ухода из "Челси" усиливается ещё больше.
Хуан очень умный и интеллигентный игрок, который просто попал под руку не тем специалистам.
Алмаз, который так и не получил должную огранку.
До сих пор мечтаю, что он вернётся на "Бридж", но увы, этого никогда не будет, хотя, мне кажется, команде Сарри он мог бы пригодиться.
Он крутой игрок.
Ну и сложновато с физикой и умением обороняться как у Маты играть диспетчера все-таки, мне кажется:(
Мата был очень хорош в Челси и спокойно мог бы играть у Жозе. Мата и Азар вместе могли просто отжигать. Но Жозе ударился в свои контратаки. В итоге случился Челси ПСЖ, один из самых позорных матчей Жозе именно в качестве стратега и тренера.