Пропускать матчи «ПСЖ» больше нельзя. Таким стильным клуб не был никогда
Вадим Лукомский – о катарском плане.
В чем глобальная цель «ПСЖ»?
«ПСЖ» почти стал топ-клубом. У него есть многие признаки современного гранда, но в цельную картину они не складываются. Не хватает главной составляющей – клуб должен быть интересен сам по себе. Не в контексте перспектив в Лиге чемпионов, суперкамбэка «Барсы» или трансфера Неймара, а сам по себе.
Глобальная цель катарцев не в конкуренции с «Барсой», «Реалом», «Ювентусом» и «Баварией» в Европе (это тоже важно и, возможно, даже уже свершилось), а в конкуренции матчей «ПСЖ» с «Анжером» с матчами «Барсы» против «Хетафе». Грубо говоря, для полноценного статуса топ-клуба «ПСЖ» должен стать командой, обязательной к просмотру. Для катарских боссов это вдвойне важно, потому что они также владеют каналом beIN Sports, который показывает Лигу 1 и Лигу чемпионов во Франции.
Исследования того, как современный зритель потребляет футбол, показывают, что это возможно. Тип матчей, в которых гранд элегантно и почти со 100% вероятностью избивает андердога, сейчас востребован лучше, чем когда-либо. Авторы одной из таких работ профессор Роб Симмонс (Университет Ланкастера) и профессор Бабатунде Бураймо (Ливерпульский Университет) исследовали связь между букмекерскими котировками перед игрой и рейтингами матча на ТВ. Главный вывод: до сезона-2002/03 большую аудиторию собирали матчи с интригой и неясным исходом.
После этой отметки связь между неопределенностью исхода и аудиторией заметно ослабла. К 2008-му корреляция вообще пропала. Зато все более четкой становилась связь между зарплатной ведомостью клуба (количеством звезд) и количеством зрителей, вне зависимости от уровня соперника и непредсказуемости. «Классику, в которой спортивный элемент и непредсказуемость результата привлекали зрителей, заменили на спортивное шоу, в котором зажигают суперзвезды», – объяснили авторы.
Вывод о том, что зритель предпочитает большие спортивные бренды и суперзвезд, не кажется неожиданным, а вот то, что так было далеко не всегда, интересно. «Новая телеаудитория ценит футбол в категориях, которые сильно отличаются от старой, которая ценила его сугубо как спортивное состязание», – подытоживает отчет Симмонса и Бураймо.
Если вкусы болельщиков так стремительно меняются, значит, построение новых соответствующих их запросам футбольных брендов возможно – даже если у клуба нет яркой истории и большой фан-базы. С самого прихода Qatar Sports Investments работают на эту цель.
Первыми шагами было приглашение Златана Ибрагимовича и Дэвида Бекхэма. Затем последовал умный ребрендинг – в 2013-м «ПСЖ» сменил эмблему. Убрали год основания «1970», «Paris» написали большим буквами вверху, а «Saint-Germain» – более мелким шрифтом. Клуб избавился от недостатков (с точки зрения глобальных амбиций) и подчеркнул достоинства. «Это важный шаг в реализации наших амбиций по превращению «Пари Сен-Жермен» в один из крупнейших спортивных брендов», – сказал президент клуба Нассер Аль-Хелайфи.
После презентации нового лого пошли слухи, что в следующем варианте останется только «Paris». Пока до этого не дошло, но боссы клуба действительно хотят, чтобы их клуб максимально часто называли «Парижем», а не «ПСЖ».
Прошлогодний трансфер Неймара вывел парижский «проект» (боссы клуба очень любят это слово) на новый уровень. «Лучшего футболиста для повышения узнаваемости клуба не найти. Неймар в топ-3 вместе с Роналду и Месси по популярности – и у него впереди еще долгая карьера», – объяснял автор книги «Секреты футбольной торговли» Алекс Дафф.
Неймар обеспечил клубу миллионы глоров, но не статус команды, матчи которой необходимы к просмотру. Наличие таких звезд – важный элемент, но не единственный. «ПСЖ» все еще не хватало клубной философии и мощного стиля. Без сформировавшейся фан-базы и яркой истории такие вещи становятся особенно важными.
«ПСЖ» катарской эпохи – это сборище звезд, под которых оптимизируется игровой план. Первым большим тренером был Карло Анчелотти. Итальянец никогда не строит собственный стиль, а лишь грамотно адаптируется под качества игроков. «Когда приходишь в клуб, нужны некоторые изменения, чтобы дать игрокам новую мотивацию и подготовить их к своим взглядам, но фундаментальные изменения не нужны. Поэтому в каждом клубе я сохранял стиль и философию, меняя лишь отдельные детали тренировок», – признавался Карло.
Лоран Блан попытался сделать команду более яркой, но прогресс во Франции затмевали его тактические провалы в Европе. Стиль был симпатичным, но точно не уникальным (особенно с таким составом). Унаи Эмери раньше не работал в зрелищном стиле и строил достаточно прагматичные команды. В «ПСЖ» из-за подбора игроков пробовал более смелый футбол – получалось странно.
Кажется, в клубе понимают уязвимое место бренда. Летом конкурентами Томаса Тухеля в борьбе за тренерскую позицию были Антонио Конте (кандидат Аль-Хелайфи), Паулу Фонсека и Леонардо Жардим (их продвигал спортивный директор Антеро Энрике). Решение о назначении Тухеля принял лично эмир Катара Тамим бин Хамад аль-Тани.
У немца только один явный плюс перед конкурентами – уникальный яркий стиль. Томас косвенно признал это на первой пресс-конференции: «Гвардиола меня вдохновляет, но мы не собираемся копировать «Манчестер Сити». Мы – «ПСЖ». Вместе с Максвеллом (он сейчас помощник спортивного директора – прим. Sports.ru) мы попробуем создать уникальный командный дух. Пепу удалось создать его в «Барселоне» – мы попробуем перенести это в «ПСЖ».
Вероятно, «Барса» Гвардиолы – не случайная аналогия, а конкретный ориентир, который многократно всплывал в разговорах Тухеля с катарскими владельцами. Цель – суперзрелищный стиль плюс собственные воспитанники в составе. Такая идентичность привлечет далеко не только персональных фанатов Неймара. Тухель действительно способен построить нужную команду.
Уникальный, но пока неидеальный стиль
В книге Марти Перарнау Гвардиола называл Тухеля самым перспективным тренером планеты. Работавший с Томасом в «Майнце» Кристиан Хайдель отмечал одержимость Тухеля Пепом: «Гвардиола и Тухель – духовные братья. Томас боготворит Пепа и его философию. Могу привести пример: Тухель прочитал книгу про Гвардиолу. Там Гвардиола ужасался, что в раздевалке каждого клуба бундеслиги есть торт. Томас прочитал – и на следующий день распорядился убрать торт из раздевалки, хотя он был давней традицией».
Тухель встретил Йохана Кройффа незадолго до его смерти. Сразу после разговора он пошел в гостиничный номер и целую ночь записывал в блокнот все, что усвоил. Эту встречу и первую полноценную беседу с Пепом он считает значимыми событиями своей карьеры. Во время того ужина Пепа и Томаса в мюнхенском ресторане Schumann стол ожидаемо превратился в тактическую доску, а соль и перец стали игроками.
За время Гвардиолы в Германии они сдружились. Пеп даже передавал Тухелю специальные записи матчей «Манчестер Сити» против «Монако» с верховой камеры для подготовки к матчу 1/4 финала ЛЧ-2016/17.
В «ПСЖ» Тухель применяет знакомые принципы. Лучше всего это прослеживается в прессинге и розыгрыше мяча.
PPDA – это количество пасов соперника на оборонительное действие команды на чужой половине поля. Грубо говоря, качество прессинга. OPPDA – это количество пасов на оборонительное действие соперника на половине поля команды. Грубо говоря, качество розыгрыша мяча.
Пока выборка по новому сезону слишком мала для реальных выводов. Цифры запросто могут улучшиться (на фоне привыкания команды к стилю) или стать похуже (после игр с более серьезными соперниками). Пока это лишь первые признаки движения в верном направлении: значительно лучше прошлогодних и самое близкое, что есть в Европе к показателям «Ман Сити»-2017/18.
Важно, что прогресс лишь в стилистическом плане. Тухель пока не вывел команду на новый уровень. Ключевые показатели (удары, удары из штрафной, владение) даже слегка сократились (хотя снова-таки – это лишь начало сезона). На выходе получались крайне смотрибельные матчи – у «ПСЖ» новая идея и игроки ее явно принимают; но она сырая, поэтому шансы андердогов чуть возрастают.
Для простоты понимания идею позиционного футбола (Juego de posicion) иногда формулируют так: на одной вертикальной линии не должно располагаться более двух футболистов, на одной горизонтальной – не более трех. Как только одно из условий не соблюдается, игрок меняет позицию. Если это происходит, у команды вне зависимости от собственной схемы и расположения соперника, почти всегда будут варианты для продвижения мяча. Такое распределение игроков – это лишь минимум, без которого рушится структура.
Вот пара простых примеров из матча «ПСЖ» с «Анжером».
Команда играет в схеме 3-5-2. На движение правого защитника Тома Менье в центральную зону нападающий Эдинсон Кавани реагирует смещением на фланг.
В этой же атаке Кавани компенсирует рывок Рабьо движением в обратном направлении. Из-за движения других футболистов уругваец ситуативно оказывается в линии с защитниками.
В одной атаке Кавани побывал на 3-4 разных позициях, все его передвижения были логичными и системными. Пока не все игроки правильно реагируют на рывки партнеров, часто реакция оказывается слишком медленной. «ПСЖ» предстоит много работы перед тем, как эта концепция сделает их эффективнее в атаке, но игроки ее принимают и с интересом изучают.
Лучший пример – Неймар. Именно долгий разговор с Тухелем убедил его остаться. «Если мы построим вокруг него структуру, он станет ключом к победам. Он очень дружелюбный и открытый парень. Как только разговор пошел о футбольных делах, у него на лице появилась улыбка – такую реакцию я люблю», – рассказывал тренер.
Томас не соврал. Он ищет Неймару идеальную роль: бразилец уже сыграл ложную девятку, десятку и центрального полузащитника. При Эмери он всегда выходил на левом фланге, где получал свободу. Испанец потакал Нею и при возможности ругал его за недостатки. Тухель развивает бразильца, принимает его слабости и старается замаскировать их системой.
У Томаса даже есть привилегия менять Неймара за 10 минут до конца матча. Такое случилось в игре против «Кана». За весь прошлый сезон Эмери ни разу не менял Неймара в матче ЛЧ или Лиги 1.
Совсем крутым Тухеля делает готовность приходить на ТВ для глубоких разговоров о тактике. В эфире RMC Sport он блестяще объяснил принципы позиционной игры на примере его «Боруссии». После победы в суперкубке Тухель спел «Happy» Фаррелла Уильямса прямо в пресс-центре. Открытость немца проявляется и в беседах с другими тренерами. После плохой по качеству игры с «Генгамом» он подошел к Антуану Комбуаре, чтобы похвалить его за смелость и сказать: «Твоя команда играла лучше».
Скоро к красивой идее и позитивному образу прибавится эффективность. «У Томаса Тухеля мы узнали много нового о владении мячом. Он работал над каждой деталью – какой ногой нужно обрабатывать мяч в конкретной ситуации, когда нужно давать обостряющий пас», – рассказывал Невен Суботич. Тухель считает, что ясность в таких мелочах развивает команду – он объяснял эти моменты во время большой лекции.
Хотя Тухель и Гвардиола используют одну концепцию, они очень по-разному ей обучают. «Тухель – особенный тренер. Никогда ранее не сталкивался с похожими методами», – объяснял поработавший с обоими Марио Гетце.
Штаб Пепа сравнивает процесс обучения позиционному футболу с изучением нового языка – сначала буквы, потом слова и т.д. Тухель считает, что в этой философии и так достаточно автоматических действий, поэтому меньше работает над азами. Вместо этого, чтобы игроки не заскучали, он создает им чрезвычайно трудные ситуации, которые почти не встречаются в матчах – футболисты должны разобраться в них в рамках принципов позиционной игры.
Эти методы он взял у профессора Вольфганга Шолльхорна. Спортивного ученого, который назвал эту концепцию «разноплановым обучением» – обучение не повторением, а путем интуитивного решения постоянно меняющихся проблем. В начале нулевых тренер Ла Масии Пако Сейрульо изучил работы Вольфганга и применил их в академии «Барсы». Пако пересекался с Гвардиолой в первой команде, но не работал в его штабе в других клубах.
«Сначала мы даже задавались вопросом, как все это связано с футболом, но скоро осознали, насколько его методы эффективны. Иногда тренировки длились по два с половиной часа, но мы даже не замечали, потому что Томас постоянно менял условия», – описывал тренировки Тухеля Суботич.
Тухель заставлял защитников отрабатывать оборону при стандартах с теннисными мячиками в руках, чтобы те не хватали соперников за футболки. Когда Томас был недоволен количеством поперечных передач, он делил тренировочное поле на вертикальные зоны – из некоторых зон пасовать можно было только вертикально вперед. Это простые и понятные приемы, которые меняют привычки игроков вместо того, чтобы вынуждать их заучивать инструкции.
Однажды «Дортмунд» уверенно обыграл соперника, но Генрих Мхитарян все равно был недоволен. Томас знал, что Генрих любит читать и посоветовал ему книгу «Теннис как внутренняя игра», на которую наткнулся, когда учился медитировать. «Она будто была специально написана для меня. Раньше я часто сильно переживал из-за упущенных моментов. Критиковал себя за какие-то ошибки. Но эта книга многому меня научила. Теперь я легче переживаю такие моменты», – объяснял Мхитарян.
При огромном уважении к стилю Пепа Тухель делит его карьеру на «Барсу» плюс первый год в «Баварии» и то, что было дальше. Второй этап карьеры Гвардиолы, по мнению Тухеля, более прагматичный – ему не хватает ритмичной и атакующей романтики, которая была раньше. Эталон Тухеля – именно ранний Гвардиола.
Пеп действительно эволюционирует, подстраивая свою концепцию под разные страны и добавляя в нее новые элементы. Еще один аспект изменений – Гвардиола перестал фанатично изучать соперников. В первые годы он смотрел по 6 матчей каждого соперника и отобранные штабом показательные моменты из других. Он обожал эту часть работы. «Момент, когда я понимал, как играть в этом матче, придавал смысл моей работе», – объяснял Гвардиола.
«Все, что говорил Гвардиола, сбывалось – причем сбывалось именно так, как он говорил. Во время игр я думал: «Я уже это видел, я уже об этом слышал – Пеп обо всем предупреждал», – вспоминал Хавьер Маскерано. Постепенно количество матчей сократилось до 3, а потом до лишь отобранных штабом моментов – исключения Пеп делает только для очень важных игр. Возможно, это связано с его тренерской эволюцией, возможно, с тем, что в других командах требуется больше работы над принципами собственной позиционной игры, когда в «Барсе» многие футболисты их отлично знали благодаря Ла Масии.
Кажется, сейчас Тухель ближе к раннему Гвардиоле, чем сам Гвардиола. Томас все еще фанатик, чья религия – концепция позиционного футбола. Он свежее, романтичнее и все еще ценит аспекты, от которых Пеп постепенно отказывается (детальное изучение соперников и тренировки Шолльхорна/Сейрульо).
Мощная академия теперь будет эффективнее
Десять лет назад Арсен Венгер сказал, что парижский регион уступает только Сан-Паулу по количеству талантливых ребят. С тех пор французская столица, вероятно, выбилась в лидеры.
Килиан Мбаппе, Поль Погба, Нголо Канте, Кингсли Коман, Блез Матюиди, Рияд Марез, Антони Марсьяль, Ясин Браими – список самых свежих звезд, которые выросли в Париже и окрестностях. «ПСЖ» не использует эти богатства в полной мере. Последний пример – Маттео Гендузи, который ушел из академии в «Лорьен», а оттуда – в основу «Арсенала».
Тухель работал в академиях «Штутгарта» и «Аугсбурга» перед тем, как начать взрослую тренерскую карьеру. Он действительно хорошо развивает молодых игроков.
«В первый день он сказал мне: «Неважно, сколько тебе лет и какой у тебя опыт. Если ты достаточно хорош, ты играешь». Поэтому я выходил играть как любой другой игрок команды, а не так, как это иногда происходит с молодыми новичками. Я мог быть самим собой», – рассказывал Кристиан Пулишич.
В «Боруссии» Томас так же преобразил Юлиана Вайгля – из молодого опорника уровня второй бундеслиги он стал футболистом сборной Германии. Усман Дембеле пришел в клуб в статусе восходящей звезды, но у Тухеля сильно вырос. Они проработали вместе всего год, но француз называет Томаса тренером, который сильнее всех помог ему прибавить.
«Я не боюсь доверять молодым игрокам, хотя их также нужно защищать. Играть за «ПСЖ» – трудно. Защищать их – значит, постепенно внедрять в состав», – объяснял Томас. В первых турах у него играли Стэнли Нсоки, Колен Дагба, Антуан Бернед и Тимоти Веа (на фото). Тухель предпочитал их Юлиану Дракслеру и Джовани Ло Чельсо. Эмери слишком часто старался поставить в состав максимум известных футболистов, вне зависимости от позиций – для Тухеля важнее система. Если для системы лучше подходит юниор, он получает шанс.
Описанные выше тренировки Томаса плюс огромный опыт работы в молодежном футболе – шикарный бонус для молодежи. «Мы кормим молодых игроков с ложечки, даем им решения и роскошь. Это опасно. Это плодит однотипных футболистов с одинаковыми решениями вместо игроков, которые решают проблемы и преодолевают трудности. Мне нравится делать жизнь молодых игроков труднее: заставлять их чистить бутсы, выключать в их раздевалке кондиционер, заставлять их играть на плохих полях», – считает Тухель.
Выиграют ли Лигу чемпионов?
В этом сезоне – очень вряд ли.
В составе достаточно дыр, особенно если оценивать его с точки зрения пригодности к позиционному футболу. Тухель особенно волновался за позиции левого защитника и опорника – он считал, что в клубе вообще нет подходящих системе игроков этих амплуа. Лишь в последние дни трансферного окна Томас получил Хуана Берната на левый фланг, а опорником, вероятно, станет Маркиньос (на фото без футболки), который не играл в полузащите раньше, но у которого Тухель разглядел задатки.
Из-за неясной ситуации с финансовым фэйр-плей ПСЖ не перестраивал состав этим летом. Тухель не жалуется и находит оригинальные решения. Это дополнительный стимул смотреть матчи, но минус для амбиций в ЛЧ.
Действия немецкого менеджера за пределами поля тоже очень крутые. Он уже познакомился с владельцем элитного парижского ресторана César и хозяевами главных ночных клубов. Это попытка удостовериться в том, что футболисты не окажутся там, когда не положено. Еще Томас разработал специальную диету для Дани Алвеса, которая поможет ему скорее залечить травму, и запретил пасту, белый хлеб и энергетики. Клубная база сильно изменилась – реконструкция обошлась в 5 млн евро, а планировкой занимался лично Тухель.
Таким крутым «Париж» не был никогда. Минимум два игрока с потенциалом выиграть «Золотой мяч» в ближайшие годы; тренер с интересными ходами на поле и за его пределами; возможно, самый зрелищный в Европе стиль; потенциально суперталантливые ребята из академии. Пропускать их матчи больше нельзя.
Фото: globallookpress.com/JB Autissier/Panoramic (1,2), Panoramic (3,4), Kay Nietfeld/dpa/picture-alliance, Richard Gosselin/Panoramic; REUTERS/Charles Platiau, Andrew Yates; globallookpress.com/Kenta Jönsson/imago/Bildbyran, FEP/Panoramic (10,11); REUTERS/Christian Hartmann
Арсенал-Ахмат - это арт-хаус футбола.
Немногие могут по достоинству оценить подобное зрелище. Как говорится, элитарное искусство не может быть массовым.
без Вас футбольная часть этого сайта стала бы гораздо менее интересной и познавательной!
p.s Вы за***ли шутками про Гвардиолу. Люди годами говорили про футбол тех же Кройфа, Сакки etc. Пеп по сути своей инноватор, который постоянно эволюционирует. За такими людьми интересно следить, от них всегда можно что-то почерпнуть.
Спортс и так практически превратился в околофутбольный-политечески-титечно тематический сайт. Не станет таких статей и разборов - пиши пропало.
Вадим, большое человеческое спасибо. Вы молодец!
"А вынос тела в одну калитку и чемпионство с отрывом в 20 очков интересно разве что любителям ставок на фору фаворита, пробьют или нет"
согласен. Вот 19 очков отрыва Сити в АПЛ - это другое дело, это вам не 20 очков