Красная музыка vol.3
Музыкальная тема «Юнайтед» неоднократно освещалась в блоге. Мы говорили о самых заметных манкунианских песнях и болельщиках . На этот раз дело дошло и до взгляда на культуру, музыку и город глазами самих манкунианцев. В этом нам помог разобраться уроженец и болельщик «Ман Юнайтед» Andrew Wychrij, с которым мы уже беседовали относительно саппортерской жизни в Манчестере. Гордятся ли манки Мэдчестром, кто всё-таки является автором песни «Glory Glory», не хочется ли красному саппорту вбить осиновый кол в голову братьям Гэллахерам – всё это, а также многое другое, читайте ниже в нашей с Эндрю беседе.
Не секрет, что для Англии футбол является культом. Национальной идеей. Насколько он идеологически проник в культуру в целом и в частности в музыку? Артисты и актеры на острове ведь не скрывают своей приверженности к тому или иному клубу. Более того, стараются продемонстрировать это в качестве своеобразного предмета для гордости. Или это ошибочное представление со стороны?
Конечно, футбол в Англии – это национальная страсть, и никто уж точно не пытается скрывать свои предпочтения. Большинство известных фигур – от музыкантов до политиков – никогда не прочь высказать свое мнение о спорте и выступлениях любимой команды. Я бы даже сказал, что это модно; к тому же для некоторых это способ показать, что они не оторвались от своих корней. Региональная принадлежность в Англии значит очень много; если честно, для меня гораздо важнее то, что я из Манчестера, чем то, что я англичанин. И я знаю, что не один такой. Когда ты болеешь за клуб, в частности «Юнайтед», это делает твою связь с родным городом особенно сильной. Фанаты других команд могут мне возразить, но я думаю, что все «красные» в Англии будут согласны. Конечно, я не хочу сказать, что это фактор, полностью определяющий личность человека или его творчество. Например, легендарные манчестерские команды «New Order», «The Stone Roses», «The Smiths» – практически все музыканты этих групп болеют за «Юнайтед», но они никогда не поднимают шума вокруг этого. Мани или Питер Хук могут иногда сказать пару слов о клубе, но в целом они ведут себя как все нормальные болельщики, а не какие-то свихнувшиеся фанатики. Гэллахерам (в частности, Лайаму) стоило бы у них поучиться.
Вопрос про Мэдчестер. Манчестер дал миру незабываемое время веселья, рейва, большое количество талантливых музыкантов, но вместе с тем в городе, который никогда не спал, участились проблемы с алкоголем и наркотиками. Многие клабберы бесславно сторчались, атмосфера всеобщей веселухи ближе к 90ым пошла на спад. Не довлеет ли этот факт над городом сейчас, и какое в целом отношение у жителей Манчестера к тем временам?
Времена Мэдчестера в прошлом, но они, безусловно, не забыты! Наш город гордится своей историей и своим влиянием на страну. Манчестер для меня – это центр современной культуры: музыки и спорта. Может быть, это не самый красивый город в Англии, не важнейший исторический центр, но сердце этого города бьется в том же ритме, который доносится из клубов и пабов, наводняющих центральные улицы. Это полное жизни место; ночная жизнь здесь бьет ключом, а музыкальное сообщество процветает. Наследие конца 80-х – начала 90-х здесь не забыто – в клубах до сих пор звучат «Happy Mondays» и Ян Браун. Хотя культура рейва и наркотиков едва ли еще жива, в одном образ мысли манкунианцев не изменился: мы с радостью принимаем все новое, что предлагает нам жизнь. Клуба «Hacienda» больше не существует, но есть прямой наследник – клуб «Factory»; Питер Хук и остальные активно участвуют в его делах, и это место пользуется популярностью. Значит, наш роман с Мэдчестером продолжается.
Истинное происхождение клубного гимна для многих русскоязычных болельщиков до сих пор остается загадкой. Одни говорят, что «Glory Glory Man United» была бессовестно украдена у болельщиков «Лидса», за что те окрестили «Юнайтед» «manure», другие, наоборот, считают, что никто ни у кого ничего не тырил, а оно вот так само получилось, придумалось. Нот-то всего семь. Какой вариант всё-таки ближе к истине?
С песней «Glory, Glory» есть одна проблема: на звание ее основоположника может претендовать любое количество клубов. Я думаю, фаны «Тоттенхэма» поспорили бы с обитателями «Элланд Роуд», так как, судя по всему, впервые эта песня прозвучала на «Уайт Харт Лейн». Но фаны «шпор» относятся к этому вопросу философски; они считают, что любая команда, переживающая момент «glory»* (*glory – слава прим. пер.), имеет некоторое право на эту песню. Многие футбольные песни в разных концах страны существуют в вариантах. Например, одна из любимых на «Олд Траффорд» песен: «We love United, we do. We love United, we do. We love United, we do. Oh United, we love you». Вряд ли мы можем претендовать на авторство, фанаты стольких клубов поют эту мелодию, кто знает, откуда она взялась, а главное, какая разница? Вокруг этих вещей много споров (даже существуют свидетельства, что манкунианцы пели «You’ll Never Walk Alone» на «Олд Траффорд» задолго до фанов «Ливерпуля» – хотя доказать это очень сложно), но, по большому счету, все эти разговоры несколько бессмысленны. Мы поем «Glory Glory Man United» долгие годы, и будем продолжать петь, пока продолжаем выигрывать. Фанам «Лидса» остается только завидовать нам и надеяться, что когда-нибудь и они смогут спеть «Glory Glory». Кроме того, не стоит забывать, что эта песня изначально является гимном времен Гражданской войны в США; ее оригинальное название – «Battle Hymn of the Republic», а припев – «Glory Glory Hallelujah». Так что, может, «Лидсу» и не на что рассчитывать в споре об авторстве!
Нравится ли саппорту (да и тебе) новый вариант клубного гимна?
Новая обработка «Take Me Home United Road», записанная «The World Red Army»? Она не так уж плоха, но и ничего выдающегося в ней нет. Текст несколько банален (как и у большинства таких песен, особенно сочиненных к финалам Кубка Англии, как, например, «Glory Glory Man. United», записанная составом 1983 г., или «Come on you Reds» 1994-го). Но меня это не слишком раздражает. Эти песни в любом случае имеют мало общего с тем, что поют на трибунах, так что нас они особенно не интересуют (хотя, конечно, гораздо лучше было бы слушать то, что действительно поют на «Олд Траффорд» настоящие болельщики). Клуб и фанатские сообщества сейчас выпускают много таких песен. Самое худшее, что я слышал – версия «Take Me Home United Road», которую ставили на «Олд Траффорд» пару лет назад. Там был кошмарный, приторный до тошнотворности текст, а американский акцент просто резал слух. Меня всегда передергивает, когда я это слышу, но, по большому счету, над этой композицией можно просто посмеяться. А лучшее – это, несомненно, «United Calypso». Мне очень нравится эта песня. Когда «Стретфорд Энд» начинает петь «Manchester, Manchester United. A bunch of bouncing Busby Babes; they deserve to be knighted!», я просто не могу не присоединиться. Кстати, «United Road» – не первая песня «The World Red Army». Несколько месяцев назад они записали песню об Эрнандесе, «Chico Is The Man», с очень запоминающейся мелодией. Едва ли фаны сделают ее «гимном», однако, действительно, пришло время появиться песне о нашем любимом мексиканце...
Стивен Патрик Моррисси – один из наиболее заметных манчестерских трубадуров почти всю сознательную жизнь топил за «Юнайтед», а самого пресамого капитанистого капитана Роя Кина однажды даже воспел в хите 97го года, а потом… ба-бах. «Юнайтед» в его жизни не стало. С чем связано это самоустранение от клуба и в целом от футбола? Что по этому поводу думают и говорят манкунианцы-поклонники его творчества?
Моррисси всегда был весьма загадочной фигурой. Многие моменты его биографии до сих пор покрыты тайной (к примеру, о его сексуальных наклонностях всегда ходили слухи, а он даже не пытался их развеять). Так что я не слишком удивился, когда он неожиданно заявил, что потерял интерес к футболу. Это Моррисси, тут ничего не поделаешь. Все говорит о том, что он действительно болеет или, по крайней мере, болел за «Юнайтед», хотя для многих это спорный вопрос. Но Моррисси годами указывал «Олд Траффорд» в графе «место рождения» официальных документов; его отец с детства болел за «Юнайтед», а сам Моррисси заявлял, что любит клуб больше, чем свою семью; во времена альбома «Your Arsenal» у него был тамбурин с именем Эрика Кантона. И у него есть песня «Roy’s Keen»*. (*игра слов, основанная на имени Роя Кина - прим. пер.) Тем не менее, существует несколько фотографий Моррисси в футболке «Вест Хэма». Кроме того, он заявлял, что поддерживает «Миллуолл», что особенно странно, учитывая соперничество между этими двумя клубами. Как и многие, я думаю, что он сочувствует «Юнайтед», хотя едва ли его можно назвать по-настоящему преданным болельщиком.
Почему «This Is The One»? Песня прекрасная, но футбольного в ней ведь нет ничего.
Как ты и сказал, это прекрасная песня, и, что важно, она связана с Манчестером. В конце концов, мы любим свой город так же сильно, как и наш клуб. Похоже, у «The Stone Roses» особый статус на «Олд Траффорд» и среди болельщиков; их музыка часто звучит на стадионе, а в некоторых баннерах есть отсылки к их творчеству. Например, знаменитый баннер «One Love – One United» отсылает к песне «The Stone Roses» «One Love», а строчка на другом баннере, «Sent to us from Heaven» – из песни «Sally Cinnamon». Не будем забывать, что и сам Ян Браун – фанат «Юнайтед». Однажды в интервью для журнала «The Observer Sports Monthly» его спросили: что он чувствует, когда его песня звучит на «Олд Траффорд». Браун ответил: «Я написал эту песню в 1986 г., тогда я жил на пособие по безработице и представить себе не мог, что через 20 лет «Юнайтед» будут выходить под эту музыку на поле. Я до сих пор не могу к этому привыкнуть». О музыке, под которую команда выходит на поле, говорить всегда сложно. Мне, например, больше нравилась тема из «Рокки», под которую мы выходили раньше, а некоторые считают, что никакой музыки вообще не должно быть. Но если уж выбирать песню, трудно найти лучше, чем «This Is The One».
У «красной» части города нет желания размахнуться и вбить осиновый кол в голову братьям Гэллахерам? Хотя бы вот за это.
Я мог бы долго говорить о Гэллахерах, но не уверен, что оно того стоит. Они написали несколько очень хороших песен, и мне, так же как и всем в Манчестере, нравится их музыка. Однако они – возможно, лучший пример ожесточенности, являющейся, судя по всему, необходимым атрибутом болельщика «Сити». В частности, Лайам ненавидит «Юнайтед» той слепой ненавистью, которая свойственна многим «горожанам». Я бы назвал это «ментальностью мелкого клуба». Все, что они могут – это постоянно сравнивать себя со своим более именитым соседом. Я знаю нескольких фанов «Сити», которые никогда не носят ничего красного – это же просто смешно. Думаю, они по-настоящему нас ненавидят. Поэтому вас не должно удивлять то, что Oasis постоянно поют «Who the f**k are Man United?» на своих концертах, или то, что фаны «Сити», празднуя свою победу над нами, пели песни с намеками на мюнхенскую катастрофу (а именно, «Who put the ball in the Munichs’ net?»). В двух словах я охарактеризовал бы Гэллахеров так: великие музыканты, одиозные персонажи (хотя я говорю в основном о Лайаме – против Ноэля я ничего особенного не имею). В конце концов, это парни, выросшие в бедных районах Манчестера, и, несомненно, представляющие наиболее невежественную часть болельщиков «Сити». Будем честными: если бы не их известность, нетрудно догадаться, где бы они закончили.
Слышал ли ты про F.O.A.K.? Насколько они популярны в Манчестере на волне этого антиглейзерства? Парни-то болеют за конкурирующие клубы. Или музыка вне футбола, вне ненависти к врагу?
Если честно, я не фанат подобной музыки, так что не могу сказать, что я много знаю о них. Но не думаю, что фанаты «Юнайтед» сильно впечатлены – песня-то не великий шедевр, особенно в отношении текста. Я не могу представить, что ее будут петь на трибунах или сделают «антиглэйзеровским» гимном. Думаю, эти ребята в FOAK болеют за «Юнайтед», если, конечно, все это не какая-то странная шутка. Футбольная культура, сформировавшаяся в Англии, не предполагает большого дружелюбия по отношению к другим клубам – во всяком случае, не в открытую. А FOAK, похоже, хотят быть серьезными музыкантами и одновременно заявляют о своем неприятии руководства клуба. Мне кажется, эти вещи лучше не смешивать. Хотя я не думаю, что FOAK приобретут большую популярность в Англии.
И вопрос последний. Ассоциируют ли на острове манковскую музыку с клубом и наоборот, клуб с музыкой? Делаешь ли ты это сам?
Я могу сказать лишь, что в первую очередь мы ассоциируем клуб с городом. А музыка – важная часть образа города. По большому счету, что такое «Манчестер Юнайтед»? Это клуб из Манчестера, основанный рабочими-железнодорожниками района Ньютон-Хит в 1878 г. История клуба, его корни, его болельщики – всё здесь, в Манчестере; город сформировал клуб, а клуб повлиял на город. Естественно, что фаны «Юнайтед» находятся под влиянием манчестерской музыки – ведь она повлияла не только на культуру Манчестера, но и на весь музыкальный ландшафт Британии. К тому же, это ведь хорошая музыка, и мы горды тем, что она создавалась в нашем городе. На стадионах звучат песни, которые люди любят и узнают, и это естественно. А если это песни местных групп – так ведь еще лучше, правда?
Перевод: StandUpAndShout
«Самое худшее, что я слышал – версия «Take Me Home United Road», которую ставили на «Олд Траффорд» пару лет назад. Там был кошмарный, приторный до тошнотворности текст, а американский акцент просто резал слух. Меня всегда передергивает, когда я это слышу, но, по большому счету, над этой композицией можно просто посмеяться».
Я так понимаю, что интервьюемый Andrew говорит об этой версии http://www.youtube.com/watch?v=uSAr0FJE9tU&feature=player_embedded ? Да, явно американский. Неужто в угоду Глейзерам заводили на стадионе? Но несмотря на это, лично по мне, она лучше чем The World Red Army, т.к. более заводная, понятная, драйверская -)
Про Кантона почитаю и послушаю)
А у меня сегодня о Кантона:)) очень нравится трек, послушай. На французском:))