PlayStation спасла вратарю карьеру. Он прошел через ад
Но вернулся и поиграл в одной команде с Дель Пьеро.
Острая боль пронзила локоть – Ведран, сидя на диване, попытался выпрямить правую руку, но глаза налились слезами. Только что он отпахал всю тренировку с «Сидней Юнайтед» – никаких столкновений, травм или падений. Из-за боли он не спал всю ночь, а утром уже не чувствовал большой палец, в следующие несколько дней отказали указательный и средний пальцы. Страх сковывал парня, а в голове стоял белый шум. Он ничего не слышал. Что, черт возьми, происходит?
Ведран Янетович родился в хорватском Загребе. Когда мальчику было 7 лет, семья иммигрировала в Австралию – купили дом в маленьком городке Панчбоул, а пацан поступил в начальную школу. В футболе Янетович стартовал поздно: только в 14 лет прошел кастинг в «Херствил Сити Минотаурс», а позицию вратаря выбрал из-за хорошей координации и реакции – их он развил на параллельных занятиях карате и регби.
Дебют во взрослом футболе получился вялым – в 19 лет парня взял на контракт клуб «НК Бьеловар» из второй лиги Хорватии, тот отыграл всего два матча и целый год тух на скамье. Каким-то чудом на него вышли представители лучшей молодежки в Австралии из «Сиднея». Ведран тащил в основе, команда выиграла чемпионат, но спустя год игрок оказался слишком старым для молодежного состава и скатился в полупрофессиональный «Сидней Юнайтед».
***
«Врач понятия не имел, что происходит. Честно, я сбился со счету сколько докторов разводили руками. Я прошел специальные исследования нервной проводимости. Каждый тест показывал отличные результаты – даже лучше, чем средние. Тесты не могли лгать, но почему-то делали это», – вспоминает футболист.
Ведрана направили на консультацию к иностранным докторам. Они раньше не сталкивались с подобным, но предполагали – это невралгия. После десяти месяцев консультаций, лечения и реабилитации боль в локте медленно начала уходить, а к пальцам вернулась чувствительность, теперь он мог шевелить ими. С болезнью было покончено, а значит, скоро он вернется на поле.
Ведран пригласил двух друзей к себе на завтрак. Раздался звонок, он мигом выбежал из спальни и поскакал вниз по ступенькам. Внезапно большой палец онемел, вскоре чувствительность потеряли указательный и средний пальцы. «Я посмотрел на друзей и сказал: «Это случилось снова». Они недоумевали: «Что ты имеешь в виду?». И я сказал: «Моя рука. Я ее не чувствую».
И снова этот адский белый шум в голове.
«Семья, отношения – все это страдало из-за болезни. Я не хотел ни с кем общаться. Я ушел в себя. Невозможно было объяснить людям, что со мной происходит. Непохоже, что у меня был грипп – понятная болезнь для всех. Никто не знал, что я испытывал на самом деле. Поначалу ничего не хотел слышать о футболе – ни играть, ни даже смотреть. Самое важное в моей жизни – то, над чем работал с утра до ночи, – отняли так быстро и легко. Еще я был зол на врачей: «Вы же профессионалы, как это вы не знаете, что делать?».
Медики расписали годовой курс лечения. Ежедневно по несколько часов он проводил в больнице – его подключали к причудливым аппаратам и ставили капельницы, а еще назначили сильнодействующий препарат, который давал эффект на тазобедренную кость: при интенсивном движении могла понадобиться замена тазобедренного сустава. Из-за этого врач рекомендовал как можно меньше двигаться.
В 22 года Ведран оказался прикован к кровати и потерял около 15 килограмм.
«Мне говорили забыть о футболе и устроиться на работу. Доказать, что люди ошибаются – это я обожаю. Сомнения и негатив других я использовал как топливо. Каждый раз, когда я слышал «Ты должен найти работу», мне еще больше хотелось выстроить тело с нуля и вернуться на поле».
Ведран ненавидел медикаменты, он был истощен и почти весь день проводил в кровати. Но его длительное возвращение в футбол началось не с обычной реабилитации, а с Sony PlayStation. «Врачи рекомендовали использовать пальцы поврежденной руки настолько, насколько возможно. Следуя советам, я много играл в PlayStation, благодаря кнопкам мои пальцы постоянно тренировались, – делится футболист секретом. – Это может звучать странно, но я твердо уверен, что Call of Duty спасла мою футбольную карьеру». В Call of Duty необходимо использовать весь контроллер, что делало тренировки более эффективными. А еще игра помогла отвлечься от навязчивых мыслей.
PlayStation – реально мощное средство реабилитации при двигательных нарушениях, вызванных разными причинами (инсульт, ожоги, болезнь Паркинсона, ДЦП). В 2013 году медики из Тель-Авивского медицинского института поделились исследованием, согласно которому быстрее восстанавливаются пациенты, в чью программу реабилитации включены активные игры на приставках типа Xbox Kinect, Sony PlayStation и Nintendo Wii. Исследователи St. Michael’s Hospital доказали, что виртуальная реальность и другие видеоигры могут значительно улучшить моторную функцию у пациентов с инсультом.
Ученые из американского Института инженеров электротехники и электроники в США (IEEE) показали, что благодаря PlayStation у детей с нарушениями в работе верхних конечностей стала крепче сила хвата, кости стали прочнее, а сила в пораженной руке улучшилась на 50% после терапии, хотя никакая силовая тренировка не проводилась.
Попытки привлечь активные видеоигры в реабилитацию детей с ДЦП предпринимались и до этого. В 2008 году голландский ученый Яннинк и его коллеги поделились собственным опытом реабилитации на основе EyeToy – цифровой видеокамеры, которая позволяет игрокам передавать команды при помощи собственных движений. Результаты эксперимента показали, что активные видеоигры служат для детей сильным стимулом и за счет приверженности детей к многократному повторению игровых движений являются перспективным методом восстановительной терапии при ДЦП.
В исследовании IEEE сказано, что критически важно выбрать подходящую игру: «Неспособность выиграть в видеоиграх, которые были разработаны для здоровых людей, может привести к снижению самооценки и усилению депрессии». В случае с Ведраном Call of Duty оказалось идеальным выбором – его рейтинг повышался, а это способствовало увеличению самооценки. Янетович стал настоящим фанатом шутера, судя по твиттеру он следит за последними новостями, хвастается мерчем и подсадил на Call of Duty одноклубников.
После выздоровления Ведран возвращал утраченную мышечную массу в гараже, который оборудовал под тренажерный зал. В феврале 2012 года он ушел в клуб высшей лиги «Мельбурн Хартс», но официально в профессиональном футболе так и не дебютировал. Летом «Сидней» стряхивал пыль с портфолио воспитанников в поисках подмены основному вратарю Ивану Нечевски – Ведран подошел идеально.
Всего за полгода жизнь Янетовича полностью изменилась – в 25 лет он наконец-то дебютировал на профессиональном уровне, а со старта сезона-2013/14 стал основным кипером. Еще он тренировался с легендарным Алессандро дель Пьеро, когда тот заехал на гастроли в «Сидней».
Сейчас Ведран вернулся к нормальной жизни. Он играет в «Вестерн Сидней Уондерерс» – солидном клубе австралийской лиги. В выходные дни делает ремонт в доме, который купил для себя и жены, после ужина играет в Call of Duty с друзьями, смотрит фильмы (его любимый – «Тупой и еще тупее») и слушает свежие треки Дрейка.
Кошмарный период жизни он совсем не собирается забывать, а наоборот ежедневно напоминает себе о нем: «Именно то, как я справлялся с болезнью, сделало меня тем, кем я сейчас являюсь». Теперь – помимо игры в футбол – Ведран мотивирует подписчиков картинками в инстаграме с мудрыми цитатами, репликами Уилла Смита из фильма «В погоне за счастьем» и Рокки Бальбоа. Болельщики отвечают взаимностью – создают такие ролики, после которых хочется гнать в тренажерный зал даже ночью.
Фото: Gettyimages.ru/Mark Kolbe; commons.wikimedia.org/Camw; Gettyimages.ru/Mark Metcalfe; twitter.com/SydneyFC; REUTERS/Yannis Behrakis; twitter.com/wswanderersfc; Gettyimages.ru/Vince Caligiuri
Или врачи так и не смогли установлить?