5 мин.

Среда обитания

Среда обитания.

Надо создавать детям среду обитания, а учитель должен советовать, показывать, как и не мешать раскрывать ему свою индивидуальность.

Осознавая, что «улично-дворовый» футбол уходит в прошлое, европейские специалисты ряда стран с развитым футболом пришли к выводу, что необходимо найти выход из сложившейся ситуации с тем, чтобы предоставить детям возможность тренироваться и играть по их собственным правилам, то есть вернуться к «природе» детского спорта.  В частности, технический отдел Национальной федерации футбола Нидерландов с середины 1990-х годов начал искать альтернативу «улично-дворовому» футболу, что привело к разработке требований к организации тренировочного процесса с юными футболистами 6-12 лет:

•                     тренировка должна проходить в форме игры. Тренер предлагает различные варианты игр - от простых до сложных. Не следует проводить отдельные занятия, направленные на обучение технических навыков или развитие двигательных способностей. Обучать тому, с чем игрок вряд ли может столкнуться на поле во время игры;

•                     помимо 2-5 занятий в неделю следует давать игрокам «домашнее задание» по отработке технических приемов;

•                     игры 4 х 4; 5 х 5; 6 х 6; для (6-7-8 лет), 7 х 7; 8 х 8 для (9-10-11 лет), 9 х 9; 10х10 для (12-13-14 лет), 11 х 11 для (15-16-17 лет) (на уменьшенных полях) должны рассматриваться как средство развития у детей навыков владения мячом при решении игровых задач, только исходя из физиологических параметров, и только   с 15 лет, не спеша переходить на большое поле для взрослых. В 15 лет футболисты, будучи габаритными, еще не являются взрослыми людьми. Серьезный   соревновательный процесс (игры на результат) должны начинаться позже, где-то с 16-18 лет. В этом возрасте психика человека более или менее устойчива к внешним воздействиям.

 

Многочисленными исследованиями было установлено, что при меньшем формате игры дети выполняют больше касаний мяча, дриблинга и ударов по воротам, переходов от атаки к обороне и обратно, упрощенная тактическая обстановка делает более простым процесс принятия решений, а игру - визуально понятной для детей.

Важно отметить, что долговременная программа подготовки футбольных талантов в странах Западной Европы имеет общую структуру периодизации. Так, в Германии и Испании процесс подготовки футболистов подразделяется на два периода, в соответствии с которыми определены приоритетные задачи:

•                     период развития и обучения (с началом занятий и до 15 лет) обеспечивает формирование индивидуальных способностей юных футболистов посредством использования большого количества игровых заданий, тренировочных и учебных игр;

•                     период соревнований на результат (с 16 лет и до профессиональной команды) обеспечивает развитие игрового потенциала каждого футболиста посредством активного участия в играх на результат. В этом возрасте психика человека более или менее устойчива к внешним воздействиям.

Первая стадия - охватывает период от начала занятий до выхода спортсмена на уровень высших достижений. Критерием эффективности в этой стадии являются соблюдение закономерностей становления высшего мастерства в системе многолетней подготовки, выход на уровень высших достижений в нижней границе оптимальной для конкретного вида спорта возрастной зоны. Никакие внешние факторы не должны нарушать рационально построенный процесс, прежде всего, здесь должно быть полностью устранено стремление к достижениям в детско-юношеских соревнованиях путем ранней специализации и применения объемов работы, средств и организационных форм, характерных для подготовки взрослых спортсменов высокого класса.

Вторая стадия - охватывает период от выхода спортсмена на уровень высших достижений до окончания спортивной карьеры. Основным критерием успешной подготовки в этой стадии выступают интенсивная и успешная соревновательная деятельность, способность спортсмена сочетать участие в большом количестве соревнований с рациональной подготовкой, обеспечить дальнейший рост спортивных результатов, сохранение в течение длительного времени уровня спортивного мастерства и соревновательной результативности.

Реалии российского детско-юношеского футбола состоят в том, что тренеры в своей работе игнорируют как теорию, так и передовую практику долговременной подготовки юных футболистов. Управление спортивной деятельностью на деле сводится к руководству спортивной подготовкой, которое нацелено на текущий результат, а не на качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока.

Минус этой системы заключается еще и в том, что рано встает вопрос, учеба в общеобразовательной школе или футбол, и дети в основном выбирают футбол, за редким исключением.

С 14 лет у многих начинается профессиональная жизнь, в основном в интернатах, так как местных ребят меняют на приезжих. Везде во всех клубах, где есть интернаты, происходит миграция футболистов. Родителей рядом нет, и они принадлежат сами себе. В их окружении считается учеба, дурной тон. Соответственно они перестают учиться, полностью поглощены футбольной жизни.

Утверждение тренеров, что они успевают совмещать обучение в школе и тренировки после 14 лет, это оправдание взрослых скрыть данный факт от общественности и родителей.  На сегодня так рано начинают детей тренировать профессионально, что перед юношами (с 12-14 лет) встает вопрос, футбол или учеба? Естественно выбирается футбол, со всеми его «прелестями». С тобой подписывается контракт. Начинается профессиональная жизнь по-русски. Ты начинаешь жить как «овощ». Тебя команда ограждает от всех дел кроме футбола, только тренировки, сборы, игры. Если подсуетится, можно параллельно не утруждая себя приобрести не знания для специальности, а корочку диплом, в основном тренера-преподавателя, т.е. об окончание физкультурного института.

Так и проживает жизнь сегодня российский футболист. Личный агент и около футбольные дяди (президент, администрация, главный и, разнообразные тренеры в клубе), решают все проблемы, возникающие на протяжении его карьеры. Его одевают-обувают, отвозят-привозят, кормят-поят, гуляют-танцуют, любая прихоть за ваш счет, и так до травмы или до окончания контракта (ОВОЩ).

Человеку дается время на приобретение знаний и специальности на всю жизнь. Школа с 7 до 17 лет. Институт с 17 до 22. Аспирантура с 22 до 25.

Про футболистов говорят «двадцать два «футболиста» за одним мячом бегают». Полностью согласен, так как, приблизительно с 12-14 лет начало и 35-37 лет окончание футбольной карьеры в лучшем случае.  Что дальше? Сенатор, советник президента по Спорту Московской облости, директором ДЮСШ.  Если смог заработать, вкладываешся в  бизнес, поигрывая за ветеранов.  Или идешь в эксперты футбола, комментаторы для разнообразия. Становишься диджеем. Ну а если совсем плохо становишся тренером.  Вот так вот...