Первое число в «красно-черной» судьбе Звонимира Бобана
История Звоне в «Милане»: от его дебюта 1 ноября до последнего гола 1 апреля.
Перевод и адаптация: Дмитрий Латухин
После 251 сыгранного матча и 30 голов в составе «Милана», последний из которых был забит 16 лет назад (01.04.2001), мы можем смело сказать, что Звоне никогда не был уступчивым игроком, согласным на всё.
Особенно во взаимоотношениях с тренерами – Альберто Дзаккерони и Фабио Капелло. Разве что с Доном Фабио он всё-таки согласился на непривычную для себя роль, отведенную на фланге в схеме 4-4-2. Он всегда высказывал своё мнение без колебаний, противостоял Мальдини и Костакурте, коих очень уважал, но никогда не боялся. Он был всегда лоялен к Сильвио Берлускони, ценя его упорство, идеи и индивидуальность.
Но с другой стороны у Бобана всегда были капризные отношения с его тренерами: с Капелло после матча Кубка УЕФА в Праге в 1995 году, а также с Сакки, при котором за шесть месяцев хорват отличился лишь однажды в матче против «Вероны» сезона 1996-97, когда соперник уже вел в счете 3-0. Более того, хорват спорил с Билли и Паоло. С первым – после резкого комментария Звоне со скамейки из-за пропущенного «Миланом» мяча в матче против «Болоньи» в феврале 2000 года. С Паоло же – в матче против «Аталанты» в марте 2001 года, когда Бобан не лучшим образом исполнил штрафной на последних минутах игры.
Но за всей этой критикой скрывалась прежде всего любовь к клубу. Незадолго до прощания с «Миланом», когда в прессе вовсю крутились слухи о скором приобретении в стан «россонери» Руя Кошты, Звоне дал такой комментарий:
«Руи? Я надеюсь, что он перейдет. Даже если я в итоге не буду играть, это не важно. Важно будущее. Если «Милан» подпишет Руя Кошту это будет означать, что «Милан» возвращается. Эта команда не должна быть тем, чем является в этом сезоне. По итогу мы будем пятыми или шестыми в конце сезона. И эти позиции не соответствуют этому клубу и тому, чем он должен являться».
От слов к делу: в августе 2001 года перед матчем за кубок Луиджи Берлускони Бобан, уже подписавший контракт с «Сельтой», улыбаясь, попрощался с болельщиками и передал футболку с номером 10 португальцу, который еще через 5 лет отдаст её Зеедорфу. Впрочем, это уже совсем другая история.
От «Слована» до «Лацио»: решающий гол 16 лет назад.
Звонимир Бобан дебютировал в чемпионате за «Милан» 1 ноября 1992 года в матче против «Торино», закончившимся нулевой ничьей. Через три дня в ответной встрече 1/8 финала Лиги Чемпионов против «Слована» Звоне забивает роскошный мяч со штрафного удара, а «Милан» побеждает 4-0. С этого момента голы Звоне хоть и не льются рекой, но зачастую являются решающими и определяющими судьбы многих матчей.
После побед в первые годы своей миланской карьеры, Звоне выходит в стартовом составе на «матч века» - в финале Лиги Чемпионов против «Барселоны», где «россонери» праздновали сокрушительный успех 4-0. В последующие годы единственной существенной радостью для Звоне была бронза Чемпионата мира в составе сборной Хорватии.
Однако к концу 90-х Бобан вновь ощутил вкус побед в красно-черной футболке. 9 мая 1999 года после великолепного ассиста Бобана и гола Веа, оба празднуют выездную победу над «Ювентусом» перед гостевым сектором Делле Альпи. А чуть позже весь «Милан» отмечает завоевание 16 Скудетто.
С этого момента отношения Бобана с Дзаккерони полны взлетов и падений вплоть до вышеупомянутого эпизода с Мальдини. В решающем матче за выход в следующий раунд Лиги Чемпионов против «Депортиво» 13 марта 2001 года Бобан показывает не лучший футбол и играет только 60 минут. Во многом поэтому, но не в основном, «Милан» покидает турнир. Однако на смену Дзаккерони приходит Чезаре Мальдини вместе со своим помощником, бывшим товарищем Бобана по команде – Мауро Тассоти. Именно под их руководством 16 лет назад 1 апреля 2001 года Звоне забил единственный победный гол в ворота «Лацио», выбив римлян тем самым из гонки за чемпионство. После матча он произнес:
«В первом тайме мы вынуждены были искать свою игру. После перерыва мы стали играть лучше, и я думаю, что это был один из лучших наших матчей в сезоне. Я бы сказал, что играл атакующего полузащитника. Я следовал примеру своего напарника в полузащите и делал то, что реально было важно для команды».