История рекордов «Зенита»: «сухие» матчи вратарей
Героями второй части исторического цикла, посвящённого рекордам «Зенита», станут вратари. А точнее, рассмотрим, как рос клубный рекорд по количеству матчей без пропущенных голов. Большинство из рекордсменов были игроками заметными, а то и настоящими клубными легендами, и многие из них заслуженно входят в члены Клуба Леонида Иванова, оставив глубокий след в истории не только «Зенита», но и всего отечественного футбола.
Первым в этом списке стал вратарь «Сталинца» в первом клубном чемпионате СССР 1936 года Василий Колпаков. Всего один раз сумел он оставить свои ворота в неприкосновенности в том коротеньком чемпионате, но в клубную историю всё равно вошёл, как первый полноценный рекордсмен. Тем более, на этом он не остановился, после завершения весеннего первенства отыграв всухую и матч кубка СССР, соответственно, подняв и планку клубного рекорда до отметки «2».
Понятное дело, рекорд этот продержался совсем недолго. Уже в осеннем первенстве 1936 года его повторил Аркадий Ларионов, а 1937-м, отыграв «на ноль» ещё в трёх играх, он стал и новым лидером. И вновь рекордная цифра в 5 «сухих» матчей недолго оставалась рекордной. В следующем году основным голкипером «Сталинца» стал Борис Грищенко, который в 1939-м первым провёл за сезон 10 «сухих» матчей. И его суммарное достижение в 12 матчей без пропущенных мячей оставалось рекордным почти 6 лет. Справедливости ради, в немалой степени из-за трёхлетнего военного перерыва.
В том же 1939 году, когда Грищенко устанавливал планку рекорда на новую высоту, первые матчи за «Сталинец» провёл вратарь Леонид Иванов – тогда ещё совсем не Легенда ленинградского и советского футбола, а всего лишь 17-летний юниор, только-только перешедший из молодёжного чемпионата города на уровень команд мастеров. Тогда же Иванов провёл и первые «сухие» матчи в зачёт своего будущего рекорда. А уже в первом послевоенном чемпионате 1945 года он превзошёл достижение Грищенко, в домашнем матче с московским «Локомотивом» сыграв «на ноль» в 13-й раз. Впоследствии на протяжении ещё 11 лет он продолжал увеличивать эту рекордную цифру, несмотря на то, что прежний рекордсмен выступал за «Зенит» аж до 1949 года. Но беспрекословным №1 в команде был уже Иванов, а потому шансов превзойти его у Грищенко не было никаких. К слову, этот сезон-1949 Иванов провёл ударно, отыграв за год 18 «сухих» игр. Это достижение оставалось рекордным на протяжении более 40 лет – лишь в 1993 году вратарь Юрий Окрошидзе сумел его улучшить, проведя «всухую» 19 матчей.
В следующем, 1950 году, Леонид Григорьевич первым достиг и знаковой отметки в 50 игр «на ноль» за «Зенит». А на момент завершения карьеры в 1956 году таких игр на его счету было уже 94. Лишь шести «зачётных» матчей не хватило легендарному зенитовскому голкиперу, чтобы стать первым членом ещё не существовавшего тогда Клуба Льва Яшина. И ещё неизвестно, чьё имя носил бы тогда этот символический клуб – ведь к моменту завершения карьеры Иванова ни один советский вратарь 100 «сухих» матчей провести не успел. А в лидерах по этому показателю, кроме него, на тот момент числились уже завершившие карьеры знаменитые голкиперы времён «великого послевоенного противостояния» «Динамо» и ЦДКА, динамовец Алексей Хомич и армеец Владимир Никаноров, имевшие сравнимые с Ивановым показатели и также не добравшие до заветной сотни считанные матчи.
Как бы там ни было, а достижение Леонида Иванова – 94 сухих матча – оставалось клубным рекордом более 30 лет. Потому что тот, кому было суждено этот показатель превзойти, через два года после завершения выступлений рекордсмена лишь только появился на свет. Родившийся в 1958 году Миша Бирюков дебютировал в «Зените» 22 года спустя, в 1980-м, а ещё через год стал основным вратарём команды на долгие-долгие годы. Начиная с 1982 года – года своего полноценного дебюта в ленинградском футболе – и вплоть до завершения выступлений за «Зенит» 10 лет спустя, он практически ежегодно неизменно набирал не менее десятка «сухих» матчей за сезон, и под таким мощным напором явно «застоявшийся» рекорд Иванова, в конце концов, пал. Произошло это историческое событие в 1989 году в городе Выборге, где в рамках розыгрыша Кубка Федерации «Зенит» принимал волгоградский «Ротор». Бирюков тогда оставил свои ворота в неприкосновенности в 95-й раз в своей зенитовской карьере. В том же году во встрече Кубка УЕФА с датским «Нестведом» Михей стал первым, кто провёл и 100-й сухой матч за «Зенит». А два года спустя, когда Бирюков свои выступления за «Зенит» завершил, на его счету числилось 123 матча «на ноль», и это был новый клубный рекорд.
Досадно, что, являясь одним из лидеров Клуба Иванова и отыграв на высшем уровне заметно больше 100 «сухих» матчей, Бирюков так и не сумел войти в не менее престижный Клуб Яшина – регламент этого общероссийского клуба куда более жёсткий, и матчи некоторых абсолютно официальных турниров высшего уровня в нём не учитываются. А не хватило Михаилу, к слову, всего трёх «сухих» матчей... Но его новый клубный рекорд состоялся, и продержался почти 20 лет.
А свергнуть с вершины великого Михея довелось легенде «Зенита» уже новейшего времени. В 1999 году, когда неувядаемый Бирюков, разменявший уже пятый десяток лет, ещё выступал за санкт-петербургский «Локомотив», первые свои матчи за «Зенит» отыграл 20-летний Вячеслав Малафеев. Фактически год спустя, завершив сравнительно недолгую, хотя и бескомпромиссную конкурентную битву, он стал основным вратарём команды, и оставался таковым ещё долгие годы. Лишь спустя 17 (!) лет Вячеслав завершил карьеру, из которых 11 сезонов являлся безусловным №1 в воротах «Зенита», и неудивительно, что именно ему довелось превзойти Бирюкова.
Весной 2009 года, отстояв «всухую» домашнюю встречу с «Удинезе» в Кубке УЕФА, Малафеев первым из зенитовских вратарей вошёл в Клуб Яшина, отыграв все зачётные матчи, будучи исключительно игроком «Зенита». Летом того же года вторым после Бирюкова отыграл и 100-й сухой матч непосредственно за сам «Зенит» – произошло это в гостевой встрече с «Химками». А ещё через год ожидаемо поверг и рекордный результат и Бирюкова, закончив на «Петровском» «всухую» матч с «Крыльями Советов» – в 124-й раз в своей зенитовской карьере. Попутно, в 2010 году Малафеев повторил рекордное достижение Окрошидзе (19 «сухих» матчей за сезон), а в «длинном» сезоне 2011/12 его и превзошёл, проведя «насухо» 23 матча, что оставалось клубным рекордом три года, пока в 2014/15 его не покорил Юрий Лодыгин, доведя этот показатель до отметки «25».
Ещё два года после этого Малафеев продолжал уверенно повышать планку своего рекордного достижения, оставаясь беспрекословным первым номером в воротах «Зенита», пока в 2013 году восходящая звезда петербургского и российского футбола Юрий Лодыгин не вытеснил 34-летнего ветерана из основы. В последующих редких появлениях на поле Малафеев сумел набрать в свой зачёт ещё 2 «сухих» матча, и его нынешний рекордный показатель – 164 игры «на ноль» – претендует на звание «вечного рекорда» «Зенита». По крайней мере, его возможным будущим конкурентам придётся очень и очень постараться, чтобы его превзойти – ведь этот результат Вячеслава Малафеева является одним из лучших и во всей истории отечественного футбола.
Источник: http://zenit-history.ru/5627-istoriya-rekordov-zenita-sukhie-matchi-vratarej