Клинси – совсем другая тема
Ищите женщину
Штефан Эффенберг: «Над нами все смеются. Если бы я руководил Немецким футбольным союзом, то немедленно отправил бы Клинсманна в отставку».
Франц Беккенбауэр: «Если его команда рано вылетит из мундиаля, то Клинсманна надо увольнять».
Глава DFB Тео Цванцигер: «Клинсманну нужно почаще появляться в Германии, иначе недовольных его работой в сборной будет еще больше».
В первой половине 2006-го ни один из сколько-нибудь значимых футбольных персонажей Германии не мог отказать себе в удовольствии устроить беспощадный разнос не блиставшему результатами, но продолжавшему источать возмутительное спокойствие бундестренеру. Благо, поводы для публичной критики наставник немецкой сборной поставлял едва ли не еженедельно: в Германии бывал наездами, вечно чего-то химичил с составом, игру выстраивал, мягко говоря, не впечатляюще, да к тому же еще и не явился в Дюссельдорф на саммит участников мирового форума, лишний раз подчеркнув, как много для него значит домашний калифорнийский очаг.
Фиаско в товарищеском поединке со «Скуадрой адзуррой» – 1:4 – и ошарашивающее решение усадить в резерв Оливера Кана вынудили вмешаться в щекотливую ситуацию саму Ангелу Меркель. Усадив конфронтирующие стороны за стол переговоров, канцлер Германии с исконно женской непосредственностью заметила, что негоже устраивать крупномасштабные распри в преддверии домашнего чемпионата мира, чем сумела-таки остудить пыл наиболее ярых клинсманнофобов.
А уже спустя пару месяцев Юргена признают в Германии человеком года, президент страны Херст Колер представит его к высшей государственной награде (Серебряной лавре), а все тот же Франц Беккенбауэр от лица 80 миллионов немцев будет просить Клинси остаться у руля бундесманншафт еще хотя бы на пару лет.
На все горазд
Клинсманн-тренер, последние полтора года тщательно рассматривавший каждое предложение о трудоустройстве и предпочитавший семейный уют окунанию в еврофутбольный омут, совсем не похож на самого себя в юности. Ребенком Юрген с радостью осваивал все новые и новые позиции на поле и в одном из матчей детской команды «Гинген» даже примерил вратарскую амуницию. Став профи, Клинси продолжил искать приключения на свою светлую голову, умудрившись блеснуть своим непревзойденным голеадорским талантом аж в четырех ведущих европейских лигах. Неохваченной осталась лишь испанская примера, да и то по случайности: общеизвестно, что экс-тренеры мадридского «Реала» – Джон Тошак и Лео Бенхаккер – активно лоббировали идею покупки немецкого снайпера в беседах с экс-президентом «королевского клуба» Рамоном Мендосой, но по мистическому стечению обстоятельств получали от ворот-поворот, так и не успевая перевезти Юргена на «Бернабеу».
Любопытно, что за 18 лет активной карьеры игрока Клинсманн стал чемпионом страны, в которой выступал, лишь однажды – в 97-м с «Баварией», хотя, меняя в конце 80-х «Штутгарт» на миланский «Интер», Юрген наверняка рассчитывал начать свою завоевательскую кампанию со скудетто. Тем не менее, за три сезона в черно-синей футболке белокурый шваб прикоснулся лишь к Кубку УЕФА 1991 года. В сезоне-88/89 «нерадзурри» снискали чемпионскую славу – как позже выяснилось, в последний раз в XX веке, – и в надежде развить успех президент клуба Эрнесто Пеллегрини решил дать адекватный ответ Сильвио Берлускони и его голландской триаде, пригласив в компанию к Лотару Маттеусу и Андреасу Бреме лучшего игрока Германии-88, за 5 лет проведшего в бундеслиге 79 мячей. Особой дружностью немецкий триумвират похвастать не мог – собственно, именно из-за конфликта с Маттеусом Клинсманн в 92-м сменил «Интер» на «Монако», хотя двумя годами ранее Лотар с Юргеном превосходно посотрудничали во славу родины в ходе итальянского мундиаля. Клинси не только забил трижды(став впоследствии первым футболистом, забивавшим минимум три мяча на трех первенствах мира), но еще и эффектно нырнул в поединках плей-офф с Чехословакией и Англией, обеспечивая заработанными пенальти продолжение борьбы родной сборной.
Ирония и сарказм
В статусе чемпиона мира и вице-чемпиона Европы Клинсманн перебрался в Монте-Карло, где под чутким руководством Арсена Венгера пополнил свой снайперский счет еще 29-ю голами, а в 94-м принял весьма экстравагантное решение подписать двухлетний контракт с лондонским «Тоттенхэмом», смирившись при этом с весьма скромным жалованием. «Заработанного в «Интере» хватит даже моим правнукам, так что деньги меня отныне не волнуют. Хочу просто поиграть в свое удовольствие», – пояснил Юрген на собственной презентации в Лондоне.
Английские масс-медиа, разумеется, не могли не припомнить новичку «шпор» его актерский номер в полуфинале чемпионата мира, однако, отпраздновав свой первый гол в премьер-лиге торжественным нырянием на газон, Клинсманн сумел придать своему дайверскому ореолу позитивно-ироничный оттенок. Став первым иностранцем, признанным в Англии MVP сезона, Юрген воспользовался опцией, позволявшей расторгнуть контракт с лондонцами, и вернулся на родину, в «Баварию», где в первом сезоне установил рекорд еврокубков, забив в победном для мюнхенцев Кубке УЕФА 15 мячей, а во втором – завоевал «серебряную салатницу» (причем сделал это в соавторстве с Джованни Трапаттони, с которым так и не доигрался до скудетто в «Интере»).
Краткосрочный вояж в «Сампдорию» и полугодичная аренда все в том же «Тоттенхэме», который благодаря 9 мячам Клинси сохранил прописку в премьер-лиге, венчали феноменальную карьеру супербомбардира из Швабии. Вместе с супругой – американкой китайского происхождения Дебби – Юрген отправился строить семейное счастье в райский калифорнийский уголок Орандж Каунти, где в перерывах между изготовлениями потомства тешил себя игрой за тамошнюю университетскую команду. В 2003-м под псевдонимом Джей Гоппинген (название его родного городка) Клинси провел 8 матчей за команду «Блю Стар» и, отличившись 5 раз, помог ей протиснуться в плей-офф – «подстава» была раскрыта лишь в июле, когда одноклубники Клинсманна уже выступали в полуфинале американской премьер-лиги.
Последняя надежда
Однако уже через год пляжная идиллия Юргена была нарушена визитом всего руководящего состава Немецкой футбольной ассоциации. От опростоволосившейся на Евро-04 бундесманншафт брезгливо отмахнулись все кому не лень – от Оттмара Хитцфельда до Винфреда Шефера, – но добропорядочный Юрген, осознав, что является последней надеждой родной сборной, согласился-таки стать девятым – а заодно и самым молодым в истории – наставником немецкой национальной команды.
Продираясь сквозь огонь критики (первый залп сразу после назначения, ясное дело, дал Лотар Маттеус), Клинсманн мало слушал, зато много делал: внедрял всякие новаторские штучки (вроде приглашения американского тренера по физподготовке), обильно внедрял в состав молодежь, выдвигая ее постепенно на главные роли, и, в конечном счете, сорвал-таки куш – триумфальную бронзу на домашнем мундиале в Германии оценили едва ли не выше, чем японо-корейское серебро.
Отдав долг родине, Клинсманн вспомнил и о другом долге – супружеском – и на полтора года исчез с футбольных локаторов, возникая в информационных сводках лишь в связи с очередным отказом от заманчивой работенки. За 18 месяцев каникул Юрген успел «обломать» сборные США, Австралии, Мексики и даже лондонский «Челси», который весной сулил Клинси совершенно фантастический контракт на 10 миллионов евро в год, однако устоять перед соблазном вновь посотрудничать с Францем Беккенауэром 43-летний образцовый семьянин уже не сумел.