Репутацию – на кон
АКТУАЛЬНЫЙ ТРЕНДСборная Болгарии была доверена ему в 2004-м году после отставки Пламена Маркова, показавшего скверный результат на португальском чемпионате Европы. Тренерский опыт Стоичкова ограничивался на ту пору краткосрочной работой в одной из юношеских команд «Барселоны». Однако это совсем не смутило руководство Болгарского футбольного союза (БФС). Его решение вполне соответствовало актуальному тренду того лета – посты наставников сильнейших европейских сборных получали знаменитые в недавнем прошлом футболисты, имевшие минимальный тренерский стаж. Например, Марко ван Бастен и Юрген Клинсманн. Последовав примеру голландских и немецких коллег, президент БФС Борислав Михайлов настраивал Стоичкова на высокие результаты.
Но довольно скоро он разочаровался в своей затее…
Поначалу Христо очаровал работодателей завидной непритязательностью. Зная о скромном финансовом положении родной федерации, Стоичков не стал требовать эксклюзивных контрактных сумм, а в качестве единственного условия выставил четырехлетний срок соглашения. Разумеется, вскоре оно было подписано.
Инаугурация 38-летнего наставника происходила на фоне общественного ликования. Назначенный тренер регулярно напоминал о долгом сроке контракта, излучал амбиции и оптимизм. Пришествие Христо зародило в сердцах болгарских болельщиков надежду на скорый ремейк триумфального ЧМ-94, где ведомая Стоичковым сборная взобралась на историческое для нее 4-е место. НИ ДНЯ БЕЗ СКАНДАЛА
Однако съемки этого самого ремейка не заладились сразу. Достойным подтверждением серьезности планов могло стать успешное выступление на ЧМ-2006 в Германии. Но болгарская сборная туда даже не пробилась.
Буйный нрав был ярчайшей составляющей имиджа Христо на всем протяжении его блистательной игроцкой карьеры. И он не пожелал усмирять его, облачившись в строгий костюм и галстук. Ни дня без скандала – этот сомнительный девиз Стоичков прихватил с собой и на тренерскую стезю. Отличный микроклимат – это уж точно не про его сборную. Ведущие игроки один за другим отказывались выступать за главную команду, мотивируя это непреодолимыми разногласиями с Христо. Апофеозом лидерского исхода стал демарш Стиляна Петрова в октябре прошлого года. «Не хочу играть под его началом. Это решение я принял на основе множества событий, которые произошли, с тех пор как Стоичков возглавил команду», – объяснял хавбек «Астон Виллы» решение приостановить международную карьеру.
Христо относился к отказникам подчеркнуто безразлично. С напускной легкостью расставаясь с ведущими игроками, он упорно лоббировал привлечение в сборную иностранных футболистов, выступающих в чемпионате Болгарии: например, француза Кайе и бразильца Тиаго Силвы. Возможно, такая политика и нашла бы понимание в болгарской футбольной среде при условии зримого улучшения результатов. Но об этом приходилось лишь мечтать.
На таком фоне вполне логичным показался мартовский ультиматум, предъявленный Стоичкову Бориславом Михайловым. Дело в том, что блеклая нулевая ничья с албанцами довела болгар до положения, когда любое потерянное очко в оставшихся встречах фактически лишает их шансов на выход из группы. Два июньских матча с белорусами как раз и могли бы прояснить перспективы Христо на посту тренера сборной. Однако дожидаться их он не стал и 11 апреля заявил об отставке. ИСТИННЫЙ МОТИВ
Сенсационно приняв «Сельту» из Виго, отчаянно борющуюся за выживание в примере, Христо мотивировал это желанием сделать некий решающий шаг карьере тренера. По его словам, возможность вновь окунуться в испанский футбол и каждодневная работа с футболистами окажут благоприятное воздействие на его судьбу.
Впрочем, на родине к решению Стоичкова отнеслись отнюдь не трепетно. Лейтмотив оценок болгарских футбольных аналитиков предельно прост: Христо бросил неудачно начатое дело, не желая портить репутацию на старте карьеры.
Это вполне тянет на правду. Причем ничуть не диссонирует с поступками Стоичкова-игрока. Он привык всегда и везде добиваться максимума и не желает мириться с ролью неудачника. В этом смысле начавшийся галисийский период наверняка воспринимается Христо как переходный. Если ему удастся вытянуть из трясины «Сельту», то вполне вероятно, что его фамилия настойчивее замелькает в списке потенциальных преемников Франка Райкарда в «Барселоне». Стоичков – карьерист и этого не скрывает. Резонно предполагать, что именно желание возглавить «Барсу» явилось истинным мотивом, побудившим Христо без раздумий согласиться на предложение работать в Испании.
Каталонская публика по-прежнему от него без ума. С шести лет Христо страстно болел именно за «Барсу», а в 26 в составе любимого клуба стал обладателем Кубка чемпионов.
Беспощаден к врагам «Барсы» – такая характеристика наверняка найдется в его резюме. Особо изощренно Стоичков проехался в свое время по Микаэлю Лаудрупу и Луишу Фигу, сменившим «Барсу» на мадридский «Реал»: «Кто такой Лаудруп? Я не знаю никакого Лаудрупа! Я не общаюсь с предателями, я плюю им в лицо! Я его ненавижу!» В случае же с португальцем Христо и вовсе предвосхитил события, случившиеся в первом матче Фигу против «Барсы»: «Если ты свинья, не удивляйся, когда в тебя полетят свиные головы».
Пока тренерские достижения Стоичкова в примере сводятся к победе в дебютном дерби с «Депором». Наблюдение за его испанской карьерой обещает немало интригующего. Ведь, оставив сборную ради тонущей «Сельты», Стоичков отнюдь не спас репутацию – он фактически поставил ее на кон. И в случае неудачи почти наверняка сгинет из цивилизованного тренерского сообщества. Успех же распахнет перед ним двери к былым известности и славе.