Великолепие «семерки»
Новые стимулы сэра Алекса
Бытует мнение, что оптимальный срок работы тренера в одной команде – три-четыре года. Затем, дескать, коллектив и клубная обстановка приедаются, а свежесть и острота восприятия событий утрачиваются безнадежно.
Алекс Фергюсон собственным примером давно разрушил такой стереотип. Оказывается, если своевременно и поэтапно проводить обновление состава и круга помощников, вполне можно успешно руководить командой и два десятка лет, не только сохраняя мотивацию, но и находя все новые и новые стимулы.
В середине 90-х в команду Кантона, Хьюза и Канчельскиса, ковавших первые успехи фергюсоновского «МЮ», постепенно вживлялись Бекхэм, Скоулз, Гиггз и другие будущие звезды, добившиеся вскоре европейского триумфа. Впрочем, сэр Алекс не был бы самим собой, не ощути он вовремя необходимость очередного косметического ремонта. Шокирующее расставание с Роем Кином –наиболее показательный эпизод.
В итоге сегодня «МЮ» – это уже команда Руни, Фердинанда, Кэррика и, конечно же, Криштиану Роналду, чей приход летом 2003-го, пожалуй, и ознаменовал начало нового этапа манчестерской эры Фергюсона.
Два товарища
Несколькими неделями раньше Роналду в Европу перебрался его закадычный друг и партнер по лиссабонскому «Спортингу» Рикарду Куарежма. Подобно нынешним героям «Жозе Алваладе» Нани и Моутинью, эта парочка подвигами в форме «Спортинга» и португальской молодежки взбудоражила обеспеченную Европу.
Это сейчас Роналду котируется несоизмеримо выше товарища. А три с половиной года назад их таланты представлялись вполне равновеликими. Более того, президент «Барсы» Лапорта, выбирая, предпочел именно Куарежму, оценив его в 6 миллионов евро и одного Фабио Рочембака. Тем удивительнее, что Криштиану Роналду первыми же шагами по «Олд Траффорд» в дебютной игре с «Болтоном» продемонстрировал задатки потенциального лидера «МЮ», в то время как Куарежма допустил фальстарт в еврокарьере и уже через год вернулся на родину. Так почему же один использовал шанс, а другой – нет, при том что игрового времени у обоих было в изобилии?
Что если объяснить это, скажем, непростым характером Куарежмы? Но у Роналду-то он и подавно не сахарный! К примеру, если совсем недавно Рикарду мог позволить себе откровенно валять дурака на молодежном чемпионате Европы, дуясь на Сколари, не взявшего его в Германию, то Криштиану, испугавшись реакции британцев на «мундиальный» инцидент с Руни, вслух заявлял о мечте перебраться в «Реал» и не возвращаться в Манчестер.
И все же показательно: менеджмент «Барсы» не стал терпеть Куарежму даже год, а Алекс Фергюсон вот уже четвертый сезон пытается обуздать буйный нрав своего португальца, простив ему даже летний флирт с королевским клубом.
Дело здесь, возможно, в том, что Лапорта приобретал Куарежму как президент – на полумифическую роль второго Фигу, кастинг на которую чуть раньше не прошел Симау Саброза. Основными мотивами покупки Рикарду были национальность и игровое амплуа. В случае же с Роналду тренер Фергюсон осознанно желал разнообразить атакующую игру своей команды. Сэр Алекс четко оценил реальные и потенциальные возможности Криштиану, сферу их применения на поле. Фланговые экзерсисы Гиггза и Бекхэма стали во многом предсказуемы для соперников – особенно британских, а новичок несомненно добавил нового в игровую палитру «МЮ».
К слову, летом все того же 2003-го Дэвид Бекхэм покинул Манчестер, оставив вакантным седьмой номер, который и до него традиционно принадлежал знаковым для клуба игрокам – таким, как Эрик Кантона и Брайан Робсон. Отдав за Роналду 12 млн фунтов и предложив ему футболку с семеркой, руководство «МЮ» в лице Фергюсона непрозрачно намекнуло Криштиану, какого рода надежды связывает с ним.
Впечатляющие цифры
Неудивительно, что нынешним летом сэр Алекс шлагбаумом стал на пути своего ставленника в «Реал» или «Валенсию», которая также имела виды на португальца. Смысл пребывания Фергюсона в команде сводится к стремлению заново пережить с новым поколением те же успехи, что и с предыдущим. И футболист под седьмым номером – однозначно центральная фигура в его планах.
Криштиану всего 21, хотя кажется, что мы следим за ним целую вечность. Он неуклонно прогрессирует и с каждым годом исполняет на поле все более важную роль. Взять ту же статистику. В первом сезоне в «МЮ» он забил 6 голов, во втором – 9, в прошлом – 12. А в нынешнем достиг той же дюжины практически к середине чемпионата. Да и голевых передач нынче он сделал уже больше, чем за весь прошлый сезон: 7 против 6. Разве не впечатляет?
Криштиану Роналду ценен разнообразием тактического репертуара. Он одинаково ярок на любом из флангов. А если возникают дисциплинарные или медицинские проблемы у Руни, всегда готов поддержать Луи Саа из глубины. В любом случае он действует по всему фронту атаки, и его привязка к определенной позиции всегда условна.
Кстати, в недавно вышедшей книге о «МЮ» Фергюсон назвал семерых лучших игроков за все свое двадцатилетие в клубе. Теперь уже не выглядит щедрым авансом включение в этот список и Криштиану…
Под прессом трибун
Складывается впечатление, что в отношении к нашему герою футбольный мир раздвоился. Одна его часть сходит по Криштиану Роналду с ума, изумляясь его эксклюзивным дриблингом и эксцентричным поведением, другая – люто презирает, припоминая известные картинные падения и те же вызывающие манеры. Сложно назвать в сегодняшнем футболе более неоднозначного игрока экстра-класса. У тех же Роналдиньо и Тотти тоже хватает недоброжелателей, но их число меркнет на фоне армий поклонников. Ситуация с Криштиану Роналду иная.
«Серийным ныряльщиком» окрестил недавно португальца Гарет Саутгейт. Фанаты с «Эмирэйтс» или «Сент Джэймс Парка» давно придумали для него гораздо более терпкие прозвища. История с немецким удалением Уэйна Руни окончательно утвердила Криштиану в роли отверженного на большинстве английских арен. В этом смысле, возможно, ему действительно не повезло со страной пребывания. В чемпионате, где искренность и мужество являются важнейшими составляющими футбольного процесса, вряд ли кому окажутся по душе его фокусы.
Однако, словно вопреки регулярным освистываниям и подначкам, Криштиану проводит лучший сезон в карьере. Попав в столь раннем возрасте под гигантский психологический пресс, парень – отдадим ему должное – проявляет себя во всем блеске. Первый в жизни чемпионский титул, а может, и звание лучшего игрока сезона могли бы стать для него по весне отличной компенсацией.