3 мин.

Полет над гнездом кукушки

Неизвестно, были ли слова примирения, сказанные Арсену Венгеру наставником «Вест Хэма» Аланом Пардью после воскресной перепалки на «Болейн Граунд», исполнены той же искренности, что и растроганная речь сэра Алекса после патетического телеобращения Кевина Кигана в 96-м. Чуть ли не до слез обиженный тренер «сорок» пристыдил тогда Алекса Фергюсона, в разгаре борьбы за чемпионство в своем стиле заявившего, что соперники оказывают «МЮ» более ожесточенное сопротивление, чем «Ньюкаслу». «Боже, я так ему сочувствовал», – честно признался потом рулевой манкунианцев.

Мы можем так и не узнать, что именно сказал Пардью, во время празднования гола скакавший у бровки, как сайгак, и разбудивший тем самым зверя в соседней технической зоне. Хотя после прошлогодних «важных высказываний» тренера «Арсенала» по поводу расизма стоит предположить, что наставник «молотобойцев» изрек что-то вроде «получи, Малкольм Икс*!» А меня после всего увиденного вновь стал занимать вечный вопрос: кто больше всех сошел с ума – Фергюсон, Жозе Моуринью или Венгер?

Когда читатели Guardian собираются компанией, большинство из них, не сомневаюсь, настроено обсуждать более серьезные темы. Например, кому-то кажется, что газета предвзята по отношению к «Челси», а кого-то достали материалы о судейских происках. Но в глубине души нам порой достаточно лишь отчаянных состязаний в остроумии типа «у кого меньше топлива в бензобаке в тот или иной момент гонки». У кого наибольшие потери в составе? Или как вам это: какая команда играет в новой форме? Какая, наконец, связь между семью завоеванными сэром Алексом кубками и его многочисленными рывками к бровке?

Не претендуя на истину в последней инстанции, но взяв в союзники мнения коллег из других изданий, каждый раз прихожу к одному и тому же выводу: из трио специалистов больше всех тронулся рассудком, конечно же, Арсен Венгер. Впрочем, в зависимости от влияния гормональных циклов любой из этих джентльменов может претендовать на звание самого умалишенного. Между тем Моуринью мы все-таки считаем совершенно здравомыслящим. Анализируя ситуацию рационально, он демонстрирует самое хладнокровное мышление на свете. Но зачастую теряет при этом привлекательность.

Неотесанность Фергюсона на Флит Стрит** традиционно объясняется вялотекущим психозом. Но мы не склонны усматривать в отвращении к журналистам симптомы порфириновой болезни. Перейдем к разделу «гипотетические ситуации». Как, допустим, отреагировал бы Моуринью, если бы вы встретили его на улице после домашнего поражения «Челси» от «Чарльтона» и просто пожелали доброго вечера?

Вспоминая же о пресловутых черно-белых браслетах антирасистской кампании, предписывающих их владельцам-христианам вести себя в той или иной ситуации так же, как Иисус, невольно задаешься вопросом: «А как бы поступил Венгер?». «Венгер?..» – кто-то, притворившись, засомневается в ответе. Остальные же и глазом не моргнут: «Венгер? Сначала он обвинит вас в антисемитизме, а затем завизжит как потерпевший: «Руки прочь от моей смирительной рубахи! Через десять минут начинается обзор бундеслиги, и если я его пропущу, я вам этого никогда не прощу!» (Навеяно откровением самого главкома «канониров», который в свой последний день рождения сказал жене, что они могут сходить куда-нибудь поужинать только в том случае, если ресторан находится в двух шагах от дома, в северной части Лондона, дабы он мог успеть вернуться и посмотреть в прямом эфире, а не в записи, лучший матч тура.)

Даже если вы старше 25-ти и не испытываете проблем в общении с внешним миром, вам посоветуют не разглагольствовать о тягостях современного футбола, в частности, о давлении, оказываемом на тренеров. Является ли та или иная степень безумия характерной чертой для всех наставников английской премьер-лиги, нас не волнует. Также как не выдерживают никакой критики утверждения о том, что «кротовинам еще предстоит превратиться в Эвересты», надо только подождать. Или что во всем виноваты деньги или СМИ. Если вопросу «кто больше всех сбрендил» необходимо охранять свою моральную чистоту, то это так же глупо, как доказывать самостоятельность человека от «второго я».

*Малкольм Икс – лидер афро-американских националистов.

**Флит Стрит – улица в Лондоне, символ британской прессы.

Перевод Андрея КАРНАУХОВА