3 мин.

"Истории про чемодан денег для судей - фантастика"

Едва ли не самое заметное событие минувшего тура - матч в Томске, где болельщики и специалисты остались недовольны работой Павла Кулалаева. Я понимаю чувства своего коллеги, которого сейчас критикуют со всех сторон. В моей практике было два подобных скандала, и оба пришлись на прошлый год - после матчей "Локомотив" - "Зенит" и "Москва" - "Крылья Советов". Тогда было два человека, с которыми отношения особенно обострились, - капитан "Зенита" Влад Радимов и генеральный менеджер "Москвы" Юрий Белоус. Прошло время, и у нас восстановились хорошие отношения: при встрече мы жмем друг другу руки и не прячем глаза. Однако, чем бы конфликт ни заканчивался, подобные скандалы навсегда остаются в судейской памяти. И в этой фразе нет никакого преувеличения.

Я сильно переживаю за Кулалаева. Судьи - это семнадцатая команда чемпионата. Любая неудача каждого из нас - серьезный удар по этой команде. Атмосфера внутри судейской коллегии всегда была разной. Но сегодня у нас вырисовывается некая дружба, которой несколько лет назад не было. В нашей команде есть четыре-пять судей нового поколения, которые принесли свежий воздух в команду. Кроме того, наш шеф Николай Левников делает специальные шаги по сплочению коллектива. Например, после сборов в Сочи мы выезжаем в Красную Поляну и отдыхаем там целый день вместе. Среди судей, как и среди футболистов, есть небольшие компании, которые общаются друг с другом ежедневно, причем далеко не по рабочим вопросам. Валентин Иванов дружит с Сухиной. Я общаюсь с Сухиной, Малородовым, Ходеевым, Волниным, Пантелеевым. Встречаемся, созваниваемся, пытаемся решить житейские проблемы друг друга.

Кулалаеву попался очень непростой матч. "Томь" и "Спартак" в своем нынешнем состоянии - это команды, которые с самого начала надо разводить по углам. У Паши такого не получилось. Я имею в виду общий характер игры, а не какие-то отдельные эпизоды. В моей карьере было много матчей "Спартака", и я по себе знаю, как сложно судить эту команду. В стране есть некоторый круг команд - "Спартак", ЦСКА, "Динамо", "Локомотив" и "Зенит", - матчи которых для арбитров становятся особенными. За эти клубы болеет больше всего народу, за ними пристально следят журналисты, каждый матч разбирается детально, поэтому каждая твоя ошибка может привести к взрыву общественного мнения. Хотя лично у меня особенного волнения перед играми "Спартака" нет: перед каждой игрой, кто бы там ни играл, одинаково волнительно.

Кулалаева обвиняют в том, что его манера судейства резко изменилась после перерыва: мол, занесли ему чемодан денег, и после этого он стал судить в одну сторону. Что за истории из фантазерских книжек?! Вы не представляете, как нам неприятно слышать такие вещи. Мы судим тяжелейшие матчи, постоянно рискуя ошибиться, а после этого впитываем грязь, которую на нас выливают. Почему только судей заподазривают в том, что им приносят чемодан денег? А почему никто не спрашивает с футболистов, когда они выходят на поле и не хотят играть, совершенно не уважая своих болельщиков? По идейным или финансовым причинам они сливают матчи?

Паша - талантливый арбитр. С хорошими физическими данными и выучкой. Сейчас говорят о том, что его могут дисквалифицировать пожизненно. Могут - в нашей стране ведь все возможно. И даже не за один матч, а за полматча или за один-единственный эпизод могут оставить без работы. Все мы понимаем, кто правит бал в этой жизни - сильные люди. Тем не менее я очень хочу, чтобы российский судейский корпус сохранил для себя такого человека, как Паша.

Игорь ЕГОРОВ