Как появление глубокой аналитики изменит Доту?
В своем интервью во время проведения турнира «ESL One Frankfurt» аналитику и комментатору Алану «Nahaz» Бестеру предложили рассмотреть возможность единого измерения уровня игроков «Доты 2»: возможно ли создать единую модель для описания вклада игрока в матч, и как быть со статистикой оценки выбора персонажей? Профессор Колумбийского университета поделился своим видением по этому вопросу, как это ранее сделал «Noxville» на ресурсе datdota.
«Я думаю, что следующим важным шагом станет анализ оценки лучшего игрока» - сказал Алан Бестер. «Когда у меня будет четкая система измерения, я буду знать, насколько она правильно оценивает отдельно взятых игроков. По мнению «Nahaz», огромная разница в игровых действиях «суппортов» и «кор» персонажей затрудняют оценку игроков, однако, появляющаяся новая информация может привести к более углубленному статистическому анализу в будущем. Единственное, в чем мы нуждаемся, и чего у нас нет на данный момент - это способ оценки вклада игрока в действиях на карте. У нас есть полный набор данных, связанных с убийствами, постановкой «вижена», сносом башен и т.д., по времени и расположению на карте. «Мы видим места смертей, мы видим места расположения всех вардов, и по имеющийся информации можно будет предположить тот или иной ход событий в будущем. Поэтому скоро мы можем увидеть в «Доте 2» свой эквивалент сводной таблицы бросков, которая есть в НБА».

Для тех, кто не знаком с таблицей бросков НБА (приведенной выше) это таблица представляет собой диаграмму, которая изображает позиции игроков НБА во время бросков и показатель результативности. Учитывая уже имеющиеся данные о смертях, новая статистическая таблица может более наглядно объяснить сильные и слабые стороны команд в сражении. Это также позволит показать в пре-матчевой таблице статистику конкретного игрока и продемонстрировать, на какой стадии матча игрок предпочитает совершать те или иные действия, например, роумить, фармить или пушить. Нечто подобное мы можем наблюдать в американском футболе, где приводится статистика игрока по его контактам с мячом или в баскетболе, где отслеживается позиция игрока, совершившего бросок, и показывающая процент его попаданий.
Для зрителей и аналитиков эти статистические нововведения совершат революцию во взгляде на «Доту 2», а также дадут больше оснований командам для приглашения тренера. Возможно ли появление сводного статистического анализа? Кроме того, «Hotbid» задал вопрос «Nahaz» о возможном появлении сводного статистического показателя, который бы оценивал влияние того или иного игрока на игру. Иными словами, сводной статистики наподобие хоккейных или баскетбольных плюс-минус. «Nahaz» ответил, что нечто подобное возможно скоро появится.«Я сам разрабатывал несколько вариантов подобной статистики, однако все мои наработки по очевидным причинами провалились, так как очень сложно одинаково оценить «кор» героев и «суппортов». Мы попросили прокомментировать эту идею аналитика и стримера Бен «Noxville» Стенхузена. «Я верю, что поскольку «Дота 2» пользуется успехом у игроков, должна существовать единая система статистики, которая могла бы оценить мастерство каждого конкретного игрока. Мы не уверены, насколько важной является наша попытка создать подобную статистику, в чем ее основная цель? Оценка игры? Определение слабых и сильных сторон игроков? На данный момент у нас нет всех необходимых инструментов и характеристик для того, чтобы создать точную систему статистики, но мы добиваемся определенных успехов в этом направлении».
Статистика оценки выбора персонажей
Другой темой беседы была статистика анализа на стадии выбора персонажей. «Nahaz» считает, что не существует идеального пика. «Он («Noxville») использовал шахматные программы для анализа стадии драфта. Лично я думаю, что существует много других показателей, которые следует принимать во внимание. Я не думаю, что в «Доте 2» есть такая вещь как оптимальный пик. Я считаю, что пики сильно различаются у тех или иных команд». Мы спросили «Noxville» о его «шахматной программе» и попросили поделиться мнением о том, как эта система может работать, и как зрители и аналитики смогут оценить ее результаты.
«Шахматы немногим отличаются от «Доты 2». В шахматах число показателей невелико, и поэтому мы можем точно предсказывать ходы наперед, а также мы можем оценить выгодную для нас позицию на шахматной доске. В игровом процессе «Доты 2» бессчетное количество возможностей, а у нас практически отсутствует высококачественная статистика оценки индивидуальных действий игроков. И поэтому единственным местом, где можно применить предложенный мной анализ, является стадия выбора персонажей. Таким образом, наши оценки немного лимитированы, так как мы не можем определить, насколько хороши или плохи определенные герои в сражении друг с другом, если они никогда не встречались ранее, поэтому мы начинаем сравнивать возможности наших героев с возможностями героев другой команды. Другими словами, принимая во внимание количество играемых героев в доте 2 (на текущий момент их 108 в режиме all pick и 106 в cm), существует более 31 триллиона различных комбинаций (и это без учета забаненных героев)». Похоже, мы все еще находимся на верхушке айсберга, но возможности, обозначенные «Nahaz» и «Noxville», означают, что в скором времени мы можем стать свидетелями невероятного изменения системы анализа игры.
Но пока не очень понятно, чего добились со статистикой и в чем перспектива.