Москва-1925: в шахматной горячке
Есть много примеров того, как шахматы меняют жизнь человека, но ровно сто лет назад произошло уникальное событие – шахматы преобразили целый город, и этим городом была Москва. 10 ноября 1925 года начался 1-й Московский Международный турнир, и до 8 декабря город дышал шахматами.

«Дом Советов (где проходил турнир) не мог вместить всех желающих, и толпа почти в 10000 человек осталась стоять у входных дверей, питаясь случайными сведениями и слухами о ходе борьбы за десятью досками международного турнира», - вспоминал участник турнира Ильин-Женевский.
И значимость этого праздника шахмат для всей страны трудно переоценить. Москва-1925 – это первый в мире шахматный турнир, организованный на государственные деньги (30000 рублей, потраченных государством, частично окупились за счет небывалого ажиотажа), в советскую Москву приехали одни из сильнейших мировых шахматистов, в том числе и чемпион мира Рауль Капабланка и экс-чемпион мира Эмануил Ласкер, прервав «культурную блокаду» молодого советского государства.

Участники турнира посещали заводы, Дворцы пионеров, институты, где участвовали в шахматных праздниках и лекциях. Однажды Рауль Капабланка, демонстрируя свое мастерство, проводил сеанс одновременной игры на 30 досках и внезапно потерпел поражение от 14-летнего школьника. Ребенком оказался Миша Ботвинник, и эта победа принесла ему первую известность.
Первым на турнире стал советский шахматист Ефим Боголюбов (15 ½ очков), второй место занял Эманиул Ласкер (14 очков), а третье – Рауль Капабланка (13 ½ очков).
Вдохновившись происходящим в Москве шахматным ажиотажем, Всеволод Пудовкин за семь дней снял немую черно-белую комедию «Шахматная горячка», точно передававшую царившую в городе атмосферу.

Сюжет фильма понятен любому шахматисту: победа в матче близка, ты просчитываешь ходы соперника, думаешь над тактикой и стратегией и вдруг вспоминаешь, что в ЗАГСе тебя ждет невеста… И ты уже бежишь на свою свадьбу, но случайный продавец останавливает тебя для игры, а потом еще всюду афиши шахматного турнира, люди, превращающиеся в шахматы…
Когда жених наконец добирается до ЗАГСА, невеста разумно замечает, что ее любят меньше, чем шахматы и убегает в слезах, но тут в игру вступает Капабланка (который, кстати, очень гордился своею ролью), он отводит девушку на турнир, где она становится страстной поклонницей шахмат. В паре теперь царят гармония, любовь и шахматы.
Вся съемочная команде при каждом удобном и неудобном случае играла в шахматы, в съемках фильма также были задействованы участники Шахматного турнира, а по одной из версий на пару секунд в кадре появляется Набоков (и ходили упорные слухи, что именно он написал сценарий, уж очень много заметно параллелей с «Защитой Лужина», опубликованной сильно позже).
«Шахматная горячка» так впечатлила зрителей, что в моду вошел «шахматный стиль», и хотя фильм высмеивал маниакальное увлечение шахматами, сам визуальный ряд (шахматные доски, черно-белые сцены) вдохновил модников на использование:
- клетчатых принтов(платья, костюмы и галстуки в духе конструктивизма);
- кепок и беретов – идеальное сочетание интеллекта и спорта;
- шахматных брошек и значков.

Шахматы также сумели еще больше увеличить моду на геометричность, конструктивизм и спортивность, уже характерные для того времени.
Как отмечал советский и российский шахматист Евгений Гик, «мужчины носили клетчатые кепи, женщины в модной одежде были похожи на шахматные доски. Все обвязывали шею шахматными шарфами, покупали шахматные майки, трусы, носки. Всё, что можно было надеть на себя, модники разбивали на чёрные и белые квадраты».
«Турнир показал, что в настоящее время Россия занимает в шахматном мире первое место, что там повсюду нарождаются новые силы и что звание чемпиона мира рано или поздно должно достаться русскому», - комментировало немецкое издание «Deutsche Schachzeitung» Московский турнир, и, как показало время, оказалось совершенно право.
После Великой Октябрьской Революции мало кто верил в шахматное будущее Советского союза: многие шахматные профи покинули страну, мест, где можно было совершенствовать игру, было не так много, а те, кто остались и продолжили играть, находились в международной изоляции. Однако Московский шахматный турнир поменял все. Играя с зарубежными профессионалами высочайшего уровня, советские шахматисты смогли стать еще сильнее , а государственная поддержка помогла сделать этот вид спорта по-настоящему массовым, и все дальнейшие победы советских и российских шахматистов только подтверждают правильность и важность таких событий для жизни многих поколений шахматистов.


