Алексей Алексеевич Троицкий
1893 год. В «Шахматном собрании» проходит турнир - гандикап. Всеобщее внимание приковано к столику, где играет знаменитый русский шахматист, недавний победитель Нью-йоркского турнира 1889 года и матча из двух партий по телеграфу с В. Стейницем в 1891 году - М. И. Чигорин. Его противник - никому неизвестный студент Лесного института, который моложе Чигорина на 16 лет. По условиям турнира Михаил Иванович дал вперёд коня своему молодому оппоненту, но, видимо, фора была слишком велика и партия безнадежна проиграна. Конечно, опытный шахматист выиграет турнир, но второе место обеспечено молодому студенту, который выиграет в очном противостоянии полтора очка из двух.
1895 год. Тот же студент играет партию в «Шахматном собрании» с выдающимся отечественным шахматистом Э. С. Шифферсом. На доске почти не осталось фигур, Шифферс должен выиграть, его пешка форсированно проходит в ферзи. В позиции: белые - Kpg6, Kf5; черные - Kpg8, пешка f7 - он уверенно играет f8Ф, но студент делает ход Kh6+, неожиданно белые спасаются - они дают конем вечный шах черному королю. Шифферс расставляет фигуры для новой партии, но молодой человек извиняется и быстро уходит под удивленные взгляды зрителей.
Ответ на такое странное поведение крылся в «Шахматном журнале» спустя несколько месяцев. В нём вышел этюд, на первый взгляд вызывающий только один вопрос - что тут «этюдного»?
На первый взгляд, два белых коня и пешка легко побьют одинокого коня противника.
Однако, после
1. f5 Kpg5
2. f6 Kpg6
3. Kpg8 Ke3
4. f7 Kg4 белые не могут играть
5. f8Ф из-за вечного шаха конём.
Чёрные готовы принести в жертву своего единственного коня за последнюю пешку белых, оставив их с двумя бесполезными конями. К победе приводит парадоксальный ход 5. f8K+! И белые превращают единственную пешку в третьего коня!
Автором дебюта значился никому неизвестный А. А. Троицкий. Только узкий круг членов «Шахматного собрания» знал, что это тот самый студент, который обыграл Чигорина, сделал ничью с Шифферсом.
Этюд не прошел незамеченным. Что начальная, что финальная позиция вызвали неподдельные интерес и споры. Можно ли быть уверенным, что три коня всегда обыграют одного? Обсуждение вызвало интерес не только к нестандартному этюду, но и к его автору, и закончилось признанием правоты молодого шахматиста.
Алексей Алексеевич Троицкий родился 15 марта 1866 года. Учился в Рижском реальном училище, где и познакомился с шахматами. С раннего возраста Алексей увлекался задачами на логику, с радостью решал шарады и ребусы, которые регулярно печатались в «Ниве» и «Живописном обозрении». Но наивысшее удовольствие молодому человеку доставляло не решение, а составление подобных задач. Свои первые «этюды» он составлял сначала для школьного, потом и для столичных журналов, где они встречали тёплый приём.
Уже в школе мальчик поражал своей находчивостью - он мог быстрее всех на уроке подыскать необходимый грамматический пример, дома довольно успешно соревновался с двумя братьями в составлении стихотворных экспромтов и буриме. Скорее всего, именно здесь зарождалась у Троицкого способность к логическому мышлению и богатая фантазия, которые в этюдной композиции принесли ему в будущем мировое признание.
Настоящее увлечение шахматами пришло к Алексею после переезда в Петербург и поступления в Лесной институт. В то время, он много играл в очень популярном кафе города «Доминик». Участие во многих турнирах «Шахматного собрания» способствовало быстрому повышению его квалификации. Природная изобретательность Троицкого в то время пробудилась в своеобразных выдумках. Он изобретает то восьмиугольную шахматную доску из 128 клеток для игры вчетвером, то доску с 68 клетками. Несомненная одарённость молодого человека привлекла внимание шахматистов тех лет - Чигорина, Шифферса и других членов «Шахматного собрания». Они с интересом наблюдали за выдумками Троицкого, но ждали чего-то более значительного. Таким образом, богатая фантазия и природная смекалка привели Алексея к творческой деятельности в области композиции, где он по-настоящему смог проявить свой талант.
Большое влияние на творчество Троицкого оказал сборник коллективных произведений И. Клинга и Б. Горвица, который вышел в 1851 году. В 1889 году вышло второе издание, дополненное произведениями, составленными Горвицем после смерти Клинга в 1876 году. В этом сборнике, кроме позиций учебного характера, имелись и художественные этюды.
Один из первых этюдов Алексея Алексеевича, опубликованный в 1895 году.
1. Kd7 Cd6 2. f8Ф Cf8 3. K35! Фg8 4. Cc4! Фh7 5. Cd3! Фh6 (иначе - позиционная ничья) 6. C32+ Kph4 7. Kf3+ Kph5 8. Ke5+ Kph4 9. Kf3+, и белые дают вечный шах.
Не без ошибок и срывов, стараясь использовать всё лучшее, что было создано в композиции, Троицкий создавал свои произведения, вырабатывал этические нормы, которые приобщали этюдную композицию к разряду искусств. Впоследствии, художник победил исследователя внутри шахматиста, и он не стал составлять аналитические дебюты, что, несомненно, «засушило» бы его творчество.
За первые два года работы, с 1895 по 1896 годы, Алексей Алексеевич создал около 50 этюдов на самые разнообразные темы. Эта работа была абсолютно бесплановой, он пытался охватить всё богатство идей того времени, в то же время, ни на кого не ориентируясь. Как говорил он сам, занимался «отсебятиной». Наибольшая часть этюдов была посвящена ловле фигуры, главным образом, ферзя, который погибал в результате двойного удара, после жертвы одной из белых фигур. Подлинным шедевром считается этюд, где белые дают мат последней оставшейся у них легкой фигурой, причем жертвуют свою последнюю пешку и ставят таким образом черных в положение цугцванга. Этюд был исправлен в 1902 году, в таком виде обычно и приводится.
1. Ch6+ Kpg8 2. g7 Kpf7 3. g8Ф+! Kp:g8 4. Kpe6 Kph8 5. Kpf7 e5 6. Cg7*
В 1897 году Алексей, закончив институт, покидает Петербург и переселяется в Смоленскую губернию, где начинает работать в качестве лесничего. Жизнь в лесной глуши и новые обязанности заметно снизили шахматную продуктивность Троицкого. С 1897 по 1899 годы он выпустил 36 этюдов. Затем следует повышение по службе, свободного времени становится еще меньше, и в 1900 по1901 годы он опубликовал всего три этюда, затем надолго забросил шахматы.
Однако, первые же работы этюдиста привлекли внимание общественности своим содержанием, богатством идей. За короткое время Алексей приобрел исключительную популярность. Из произведений того времени следует выделить этюд, родившийся во время партии с Шифферсом. Как вспоминал сам композитор: «Содержанием художественного произведения должно служить использование преимущество положения, но не силы. Особенности позиции приводят к таким взаимодействиям фигур, при которых обычные нормы, существующие для оценки материальных сил, перестают существовать. Белые могут быть материально значительно слабее противника, но одерживают победу благодаря своеобразию положения, вследствие того, что их фигуры могут лучше координировать свои действия, обладают большим пространством».
В начальном положении белые значительно сильнее противника - у них лишние ферзь и конь, - но для победы им надо не только отказаться от преимущества в силе, но и предоставить его черным
1. Cc6! Лb1+ 2. Kpe2 Л : h1 3. Cg2+! Kp:g2 4. Kf4+ Kpg1 5. Kpe1
Теперь у черных лишняя ладья, но они оказываются в цугцванге - на единственный ход 5...g2 последует 6. Ke2x
Появившаяся популярность имела и отрицательную сторону, композитор, по его собственным словам, «стал допускать некоторую поверхностность и даже небрежность в исполнении». Промахи в его работах объясняются еще и тем, что, живя и работая в лесу, вдали от шахматной жизни, Троицкий не мог в кругу шахматистов обработать каждую свою работу, прежде чем публиковать ее.
К 1905 году свободного времени у лесничего стало больше, к тому же, к одному из его объездчиков на каникулы приехал сын, студент, оказавшийся шахматистом. Он привёз с собой шахматную литературу, которой поделился с Алексеем. Из нее композитор узнал, что за прошедшие годы искусство композиции значительно продвинулось вперед. Начиная с 1898 года, выдвинулся балтийский этюдист И. Зеверс, разрабатывавший тему ловли фигур доминации, пата. В 1901 году начал работать в области композиции француз Г. Ринк, быстро, как и Троицкий, добившийся большого успеха и признания. В 1903 году в композицию пришли братья В. и М. Платоновы, быстро завоевавшие мировую известность. Старший брат, Василий Николаевич (врач), и Михаил Николаевич (инженер), на два года его моложе, - обычно составляли свои этюды вместе.
Троицкий, на несколько лет бросивший шахматы, к тому времени был почти забыт, как и его этюды. Это привело к тому, что Ринку стали приписывать приоритет в открытии таких идей, которые уже были изобретены Троицким. Можно привести немало примеров, свидетельствующих о совпадении идей двух великих композиторов. Но ошибочно было бы думать, что Ринк являлся подражателем Алексея Алексеевича, вернее сказать, он был продолжателем направления в этюдной композиции, которое было провозглашено русским этюдистом.
Ознакомившись с композициями, созданными этюдистами за последние годы, Троцкий вновь почувствовал влечение к творчеству. Оглянувшись назад, он понял, что всё его прежнее творчество было абсолютно бессистемным, ни одну из тем он не изучил подробно. Большинство этюдов композиторов того времени составлялось по одним и тем же темам: пата, доминации, ловли фигуры. У Зеверса и вовсе других тем не было.
С тех пор работа над одной и той же темой до выявления всех ее скрытых возможностей стала доставлять композитору особенное удовольствие. Однако, в подобной исследовательской работе дальше всех продвинулся Ринк, увеличивая число этюдов на тему ловли фигур и доминации. В то время популярно было мнение, что Ринк отвернулся от комбинации и культивирует «чисто механические» этюды. Это мнение ознаменовало собой движение в сторону сближения этюда с задачей - внесением в этюд задачных идей.
На эту тему сам Троицкий заявил: «Можно только приветствовать стремление обогатить этюд идеями из нового источника, каковым может стать задача. Но вместе с тем, категорически должны быть осуждены попытки сузить, ограничить пользование идеями из старого источника, каковым до сих пор являлась практическая партия, т. к. исторически этюд развился именно их эндшпиля. Оторвать этюд от партии - мысль совсем неудачная. Так называемые «механические» этюды Ринка, это этюды с чисто позиционной игрой. Как справедливо заметил Майзелис, «бороться против таких этюдов, значит разрушать фундамент на котором зиждется всё этюдное творчество»».
В 1906 году Алексей Алексеевич выступил в «Deutsche Schachzeitung» c работой по теории эндшпиля «Два коня против пешек». Он и раньше интересовался этим, - в то время таинственным эндшпилем - и не хватало только толчка, чтобы углубиться в его изучение. Этим толчком послужило заявление судей конкурса этюдов «Rigaer Tageblatt» (1905г.), будто представленный в конкурсе этюд М. Платова:
белые - Kpf2, Cb4, Kd2, d5; черные - Kpg5, Фh5, пешки a4, h4, h6. Выигрыш. 1. Ke4+ Kpf5! 2. Ca3 Kpe5. 3.Cb2+ Kpf5! 4. Kd6+ Kpg5 5. Cc1+ kpg6 (g4) 6. Kf4(f6)+, и белые выигрывают.
Кроме авторского решения, имеет еще побочное, приводящее, якобы, к известному этюду Гурецкого - Корниц: белые - Kpb2, Ke3, h3; черные - Kpg8, пешка h4.
Однако, это побочное решение указано ими не было.
Судьи, впрочем, оказались пророками. В 1909 году были опубликованы комбинации Троицкого, позволившие найти правильное решение и для этюда Гурецкого - Корниц и для этюда М. Платова.
Уже в 1910г. Алеексей Алексеевич опубликовал развернутую статью «Основные положения искусства составления шахматных этюдов», помещенную в приложениях к «Ниве» и посвященную разработанной им теории этюда. Эта статья, оказавшая в свое время благотворное влияние на развитие этюда, не потеряла своей значимости по сей день. Вот, что писал композитор: «Шахматным этюдом называется такое положение шахмат на шахматной доске, которое могло получиться из партии, где одной из сторон, обыкновенно белым, предлагается закончить партию выигрышем или вынуждением ничьей. Происхождение этюда может быть двоякое: он может возникнуть из практической партии или как продукт творчества. В последнем случае автор должен дать положение не только возможное вообще, но и еще такое, чтобы оно могло получиться путем обычных ходов».
В 1917 году наступает второй перерыв в шахматной деятельности Троицкого, продолжавшийся до 1923 года. Во время первой империалистической войны 1914-1917 годов прекратил свое существование журнал «Шахматный вестник», издававшийся Алексеем Алёхиным в Москве. Лишь в 1921 году в Петрограде стал выходить «Листок шахматного кружка Петрогубкоммуны», и составители задач и этюдов смогли снова печатать свои произведения.
В 1923 году Алексей Алексеевич вновь присоединяется к шахматному движению, сотрудничая с отечественными журналами, а чуть позже, и с заграничными. За границей его выступление оказалось неожиданным, т. к. по его собственным словам: «с чьей-то лёгкой руки я считался погибшим во время революции». Даже в журнале «Шахматы» помещается сообщение: «Ко всем, кому что-либо известно о составители этюдов А. А. Троицком, о его местопребывании, покорнейшая просьба сообщить об этом в редакцию».
Только в 1923 году стало известно, что великий композитор находится в Пензенской губернии и снова начал свою творческую деятельность. Сперва в пензенской газете «Трудовая правда» и в «Известиях ВЦИК», с 29го октября 1922 года по воскресеньям стал выходить шахматный отдел под редакцией Н. Д. Григорьева, а затем и в «Правде». Всё чаще и чаще появляются его новые произведения в «Шахматах», «Шахматном листке» и «64», а также заграничной прессе. В эти годы композитор проделал огромную работу по подготовке к изданию своего первого сборника этюдов. Но тут произошло несчастье, пожар уничтожил не только подготовленную рукопись, но и весь шахматный архив Троицкого. Пришлось в спешке и по памяти восстанавливать весь материал. Но его труды были вознаграждены.
В 1924 году в Берлинском издательстве Бернгардта Кагана вышел в свет сборник 500 этюдов Троицкого на немецком языке, который стал настольной книгой целого поколения шахматистов.
За выдающиеся заслуги в деле развития шахматного этюда в нашей стране постановлением Совнаркома РСФСР от 14 августа 1928 года Алексею Алексеевичу Троицкому было присвоено звание заслуженного деятеля искусств. Композитор принял это не только как признание его личных заслуг, а как признание того, что шахматная композиция теперь уже стала подлинным искусством. В начале тридцатых готов Троицкий вернулся в город своей молодости - Петербург, теперь уже ставший Ленинградом. Будучи пенсионером, он принимал живейшее участие в шахматной жизни города - выступал с лекциями, показывал свои произведения. После введения в 1934 году звания мастера спорта СССР по шахматной композиции Троицкому первому было присвоено это звание. С 1926 года этюдист работал очень интенсивно, выпустил более 260 этюдов.
Умер Троицкий во время Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде.
Алексей Алексеевич начал свою деятельность, когда художественный шахматный этюд находился в зачаточном состоянии, его мало кто понимал. За годы его работы многое изменилось. Троицкий сделал этюдную композицию тем, чем она является в настоящее время - одним из видов искусств. Произведения величайшего художника по сей день радуют глаз шахматистов своей свежестью и неувядаемой красотой.
Спасибо за то, что прочитали этот текст! Чтобы не пропустить продолжение и новые материалы, подписывайтесь на блог ЗДЕСЬ
С использованием материалов: А. А. Троицкий «Сборник шахматных этюдов». 1935г. В. А. Корольков, В. А. Чеховер «Избранные этюды А. А. Троицкого». 1959г.