Как МакГрегор вписался в американскую культуру? (1/2)
Лейтмотив публикации – американская юношеская культура (которой около 300 лет) идеально подходит для МакГрегора (тот к ней легко приноравливается). Очень многое я цитирую без кавычек, иначе их было бы море.
В своей книге тренер МакГрегора Джон Кавана пишет: «Как это часто бывает в индустрии развлечений (а UFC в значительной степени с ней связана), успешный выход на американский рынок – необходимый элемент на пути к успеху».
Клотер Рапай, бизнес-консультант и культуролог, пишет, что культура – «это данность, поскольку она наиболее приспособлена к существующим условиям и меняется очень, очень медленно».
Дабы понять, каким образом Конор МакГрегор, с его ирландской кровью, поднял американский промоушен UFC на новый уровень, нужно «нарядить» МакГрегора в рамки культурных кодов чужой страны.
Америка и американцы транслируют носителям других культур оригинальные идеи. Некоторые люди других культур видят в этих идеях то, к чему следует стремиться, то, чего им недостает. Если черты чужой культуры соответствуют мировоззрению человека, иногда имеет смысл переехать в страну этой культуры (или хотя бы примериться к ней). Ключ к успешному проникновению на иностранные рынки — это связь с кодом местной культуры. К примеру, управляющий азиатским промоушеном ONE Виктор Цуй признался, что не стал бы подписывать Конора Макгрегора из-за его манеры поведения: «Представьте, что у нас пресс-конференция в Китае, и он кидает бутылку с водой (инцидент, произошедший на пресс-конференции, посвященной турниру UFC 202). Меня отправят в тюрьму. Меня посадят, и я не шучу». Однако в Америке все иначе.
Здоровье
Клотер Рапай предлагает целый ряд культурных кодов, присущих американцам. Так, американский код здоровья, как физического, так и духовного, — это «движение».
Американцы считают, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Переосмысление жизни и движение вперед согласуются с их кодом. Если работа не дает им почувствовать, что они являются теми, кем хотят быть, то не только можно, но и нужно искать новые пути.
В биографии Джона Кавана есть фрагменты, соответствующие этому коду. К примеру, так он размышляет об итоге поединка Конора МакГрегора с Дастином Порье: «UFC давно знала, что с Конором ее ждет нечто особенное, но с каждым боем ажиотаж выходил на новый уровень. И теперь он это сделал в Лас-Вегасе, выступая против одного из ведущих претендентов на титул чемпиона. Всего двенадцать месяцев прошло после операции, которая легко могла на несколько лет лишить Конора возможности участвовать в боях, а он не только вернулся в строй действующих бойцов, но и вплотную приблизился к самой вершине».
Наибольшую роль здесь играет спортивная составляющая. В рамках культурного кода здоровья Конора МакГрегора следует рассматривать прежде всего как профессионального бойца: он является первым ирландцем, одержавшим победу в UFC, первым ирландцем, завоевавшим титул чемпиона, и первым человеком в UFC, владевшим одновременно двумя титулами.
Деньги
Безусловно, спортивной карьере сопутствуют гонорары. Американский культурный код денег — это «доказательство».
Деньги для американцев — это нечто большее, чем средство приобретения товаров. Это мерило успеха, свидетельство того, насколько далеко человек ушел от нулевой точки, с которой начинал. Деньги — это признак, что «дела идут», что ты здорово потрудился, что тебе по плечу твоя ноша, что тебя ценят и что ты переходишь на новый уровень жизни. В американской культуре не приняты титулы и звания. Тем не менее титулы и звания выполняют определенную функцию: они показывают, кто чего добился. Если нет титулов, нужно нечто выполняющее подобную функцию.
Ирландский боец UFC прямо заявляет, что не собирается и дальше травмироваться в этом спорте. Он заберет столько денег, сколько сможет, и уйдет на пенсию. Владея титулом чемпиона в легкой весовой категории, Конор МакГрегор метит еще выше и собирается провести боксерский поединок с Флойдом Мейвезером.
Джон Кавана в своей биографии уделяет достаточное внимание финансовому положению МакГрегора: «Предметом восхищения фанатов являлись заработки Конора. Меня спрашивали, не боюсь ли я, что деньги вскружат ему голову и отвлекут от тренировочного процесса. Не расслабится ли Конор теперь, когда он купается в деньгах? Не потеряете ли вы его из-за этого? Я уверен, что подобное часто происходило в прошлом со спортсменами, занимающимися самыми разными видами спорта, но я хорошо знал Конора и понимал, что в этом отношении нам не о чем беспокоиться. Конечно, теперь, когда он зарабатывал такие деньги, о которых раньше мог только мечтать, он, несомненно, позволял себе их потратить. Но Конор достаточно умен и прекрасно понимал, что все это может исчезнуть в мгновение ока, стоит ему слишком сильно расслабиться. В конечном счете дело сводится к тому, в чем заключается ваша мотивация. Если ваш единственный стимул – деньги, стремление побеждать на турнирах исчезнет, как только вы начнете восхищаться своим банковским счетом. Конор публично заявил, что деньги для него – мотивирующий фактор, но они появляются в результате того, что он тренируется, оттачивает свое мастерство и побеждает на турнирах, и именно это для него самое главное. Если спортсмена мотивируют только деньги, он сразу начнет выступать хуже, как только их станет достаточно много. Подобное часто случалось. Майк Тайсон стремился к деньгам и славе, и вскоре после того, как все это начало появляться у него, он перестал быть таким бойцом, как раньше. Некоторые говорили, что спад у Майка был вызван смертью его наставника Каса Д’Амато, но мне кажется, причиной стало отсутствие мотивации» (стоит отметить, что эти причины взаимосвязаны: в жизни Тайсона, грубо говоря, имя наставника и слово «мотивация» были, по сути, синонимичными понятиями).
Деньги являются непременным слагаемым практически в любом бизнесе. Джон Кавана еще раз затрагивает эту тему в биографии: «Если согласиться с тем, что одна из целей профессиональных боев – заработать как можно больше денег, тогда то, что делает Конор (развлекает людей, выступая в восьмиугольнике, а также за его пределами), вполне разумно. Благодаря этому лучше продаются билеты, увеличивается число людей, которые смотрят платные трансляции, возрастает престиж ММА. Как говорил Мохаммед Али, одна половина людей хотела смотреть, как он надирает задницу, а другая – как надерут задницу ему. С Конором то же самое. Речь идет о спорте, где спортсмены рискуют получить серьезную травму, их карьеры коротки. Конор понимает это и не скрывает желания заработать как можно больше денег, пока у него есть такая возможность».
Роскошь
Поскольку американская культура юношеская, американцы стараются показать всем свои успехи. В Америке люди показывают положение в обществе посредством предметов роскоши. Таким образом, американский культурный код роскоши – «знаки различия».
По большому счету это продолжение кода денег. Эти коды тесно связаны, и не только потому, что для приобретения предметов роскоши нужны деньги, но и потому, что, получив доказательство собственной состоятельности в виде денег, американцы используют роскошь как средство наглядной демонстрации собственных достижений.
Каков смысл этих знаков различия? В широком смысле это форма признания, причем не того, что у вас много денег, а того, что вы достойный человек. Бессознательно американцы уверены, что успеха добиваются люди хорошие, что удача посылается Господом. Если вы успешны, значит, вас любит Бог.
Конор МакГрегор свой первый гонорар потратил на то, чтобы начать внешне выделяться: купил автомобиль и костюм. Спустя четыре года Ариэль Хельвани берет платное интервью у МакГрегора, который паркует подаренный ему Rolls-Royce на сцене и кричит, чтобы быть услышанным пятью тысячами фанатов: «Вы видели, на каком Rolls’е я сегодня? Вы знаете, почему я езжу на Rolls-Royce? Потому что я лицо Rolls-Royce!».
Еще в 2014 году Джереми Боттэр писал: «Во время своего последнего визита в Вегас Макгрегор организовал для себя примерку костюмов. Только представьте – целый ряд из 50 пар обуви, костюмов и всего того, что прилагается к этому. Это все для него, все пошито специально для него, и идеально ему подходит. Чистый эксклюзив. Он показывает золотые запонки и закалывает их на лацкан рубашки. Рубашки, на которой вручную вышито «C.McG.». Легко понять, почему СМИ так гоняются за ним, пока он собирает плоды своих побед».
Мечта
Если взглянуть на стержень, пронизывающий всю карьеру ирландского бойца, то стоит выделить культурный код Америки в целом. А это «мечта».
Пессимизм и самоуничижение не соответствуют коду Америки. Код велит поддерживать мечты и мечтателей. Американцы призывают людей не бояться собственных великих идей, не бояться идти на риск, учиться на своих ошибках. Они выступают за постоянное обновление.
Может, Конор МакГрегор потому и добился поддержки американских фанатов, что мечтает вслух? Чуть ли не первым делом после подписания контракта с UFC Конор МакГрегор обозначил цель – титул чемпиона: «Многие смеялись, когда Конор упомянул имя Алду в документальном фильме MTV, который был снят сразу после того, как UFC заключила контракт с Конором. Никто из дебютантов в полулегкой весовой категории не делал этого раньше. Необходимо было заработать право говорить об Алду, не говоря уже о праве выступить против него в бою. Но Конор говорил совершенно серьезно. Он не видел смысла выступать в UFC, если бы не поставил себе цель сразиться с Алду».
В нашем случае код «мечты» пересекается с кодом «движения». Только Конор МакГрегор подписал контракт с UFC, он заявляет о намерении занять место чемпиона; только он получил титул в полулегком весе, сразу бросает вызов чемпиону легкого дивизиона; только он проиграл Нейту Диазу, сразу признает ошибки и требует реванш; только чемпион легкого дивизиона стал готов к поединку, МакГрегор побеждает его и становится первым в истории UFC, кто является чемпионом двух весовых категорий одновременно. Следующий – Мейвезер.
Нет совершенству!
Однако, при всем своем новаторстве, МакГрегор всего лишь человек, пусть его и могут, к примеру, звать Mystic Mac за предсказания своих побед (давно был случай: 26 марта 2015 года его спросили, кто будет следующим чемпионом легкого дивизиона, и он назвал имя Нурмагомедова). К чему это я? Нельзя быть безупречным в глазах американцев, потому что код совершенства в Америке – это «смерть».
На уровне коры головного мозга американцы понимают концепцию «качество с первого раза» (как у японцев, которые в силу ограниченных природных ресурсов вынуждены изготавливать качественные продукты), но в глубине души они этого не хотят и даже боятся. Объяснение здесь может быть двоякое. Отчасти дело в том, что американская культура юношеская с соответствующим отношением к миру. Американцы не хотят, чтобы кто-то указывал, что им делать, и заставлял придерживаться каких-то стандартов. Они хотят сами все узнавать и всему учиться. А еще крепче сидит в них дух первопроходцев, благодаря которому они вообще появились на этих землях. Когда люди прибыли к берегам Нового Света, в их распоряжении не было инструкции по выживанию в новых условиях. Всему приходилось учиться на собственном опыте методом проб и ошибок. Они извлекали уроки из этого опыта, что позволяло им не просто выжить на новых берегах, а стать большой и сильной державой.
Способность американцев бросать насиженные места и раз за разом повторять попытки сделать что-то лучше вознаградилась сполна.Способность пробовать, ошибаться, делать выводы и пытаться снова уже на другом уровне – важная характеристика американского архетипа.
Конор МакГрегор провел свой первый бой в американском промоушене, имея в статистике профессиональных боев два поражения. Когда на UFC 196 он потерпел свое первое поражение в UFC, он не замедлил с требованием реванша (почти так же спонтанно, как и во время дебюта потребовал бонус за бой вечера). Все новое, что МакГрегор претворял в жизнь, очевидно для фанатов. Спортивная организация UFC существует более 20 лет, однако, похоже, только МакГрегор смог полностью раскрыть потенциал промоушена.
Лидерство
Последний американский код, на который стоит обратить внимание, - это код лидерства. И это «Моисей». Изначально в трактовке Рапая это был код президентства, однако смысл одинаков: в любом случае рассматривается лишь степень доверия со стороны людей.
Говоря о «Моисее», Клотер Рапай предупреждает, что это может звучать странно для тех, кто не исповедует никакой религии. Но если абстрагироваться от религиозного аспекта истории Моисея, становится очевидным, что именно этот образ американцы связывают с лидерством. Моисей сумел убедить людей в том, что им под силу сотворить невозможное. При всем этом американцы не ждут от лидера святости Моисея, которого коснулась божественная длань. Он не должен быть совершенством, более того, американцы не хотят, чтобы он сам считал себя безупречным. Как уже говорилось, они с недоверием относятся к совершенству. Пусть он совершает ошибки, учится на них и становится от этого сильнее.
«Сотворить невозможное» для МакГрегора – это быть человеком, который сломал представление людей об ирландцах, на протяжении всей истории угнетаемом народе. Он использовал свои навыки и восьмиугольник, чтобы попытаться самостоятельно творить историю.
Американцы видят лидера как предводителя повстанцев. Это очень существенно для культуры, в которой здоровье приравнивается к движению. Американцы не хотят, чтобы лидер слишком много размышлял. Он должен ориентироваться на интуицию, иметь сильно развитый инстинкт выживания, ведь тогда он и поможет выжить. Лидер вовсе не обязан полностью полагаться на чутье, главное, чтобы «рептильное» начало (имеется в виду рептильный отдел мозга, ответственный за реакцию «Бей или беги») в нем было выражено больше, чем в конкуренте.
Сразу после боя с Дастином Порье Конор МакГрегор сказал в микрофон: «Я хотел приехать сюда, в Америку, и показать американским зрителям новую эру «сражающихся ирландцев». Со мной прибыла вся страна. Если один из нас отправляется на войну, мы все идем на войну!».
Конор МакГрегор являлся своего рода национальной гордостью для ирландцев. Американские фанаты могли судить об этом по количеству ирландских флагов, неизменно присутствовавших на каждом турнире UFC с участием МакГрегора.
***
Первый шаг сделан - Конор МакГрегор смог выйти на американский рынок (об особенностях ирландской культуры в исполнении МакГрегора, о его особом происхождении, сообщу в следующей публикации).
В качестве вывода строки из биографии тренера: «За несколько дней до боя с Мендесом я шел по улице Лас-Вегаса, когда кто-то остановил меня и попросил разрешения сфотографироваться со мной. Пока мы фотографировались, к нам подошла большая группа корейских туристов, которые обратились с такой же просьбой. Я, наверное, сфотографировался с ними всеми раз двадцать. Когда у каждого из туристов появилась фотография со мной, один из них повернулся ко мне и спросил: «А вы кто?». Думаю, мы еще не в полной мере вышли на корейский рынок».