7 мин.

Очень юбилейный пост - Гений оперы Джузеппе Верди

 10 октября весь музыкальный мир отмечал двухсотлетие со дня рождения Великого Маэстро Италии и всего мира!

фото

                                           Джузе́ппе Фортуни́но Франче́ско Ве́рди

                            

фото

Знаю, знаю - опера не самый популярный жанр для многих, даже для таких просвещенных молодых гениев, каким был Борис Виан. Он с чисто французской непринужденностью как-то сказал:

И  все-таки Джузеппе Верди - это гений, музыку которого нелья забыть, услышав хотя бы раз. Да и вряд ли найдется хоть кто-то, кто ни разу не слышал жалобы Герцога на женское непостоянство. О склонном к изменам сердце красавицы знают даже те, кто ни разу в жизни не был в  оперном театре, где каждому со школы известно, что он "полон и ложи блещут".

                                         Mario Lanza "La donna è mobile" (Rigoletto)

                         

                                             Немного истории все-таки не помешает...

                               

фото

Однажды к дирижеру Миланской консерватории явился девятнадцатилетний юноша и попросил проэкзаменовать его. На вступительном экзамене он играл на рояле свои сочинения. Через несколько дней молодой человек получил суровый ответ: "Оставьте мысль о консерватории. А если уж вы так хотите заниматься музыкой, поищите себе какого-нибудь частного учителя среди городских музыкантов..."

Таким образом бесталанный молодой человек был поставлен на место, и случилось это в 1832 году. А через несколько десятков лет Миланская консерватория со страстью добивалась чести носить имя некогда отвергнутого ею музыканта. Это имя - Джузеппе Верди.

Как-то Верди сказал:- Аплодисменты являются неотъемлемой частью некоторых видов музыки, их следует вписывать в партитуру.

Было так, что Верди, уже убеленный сединами и знаменитый на весь мир, беседовал с одним начинающим композитором. Композитору было восемнадцать лет. Он был совершенно убежден в собственной гениальности и все время говорил только о себе и своей музыке.Верди долго и внимательно слушал молодого гения, а потом с улыбкой сказал:- Мой дорогой юный друг! Когда мне было восемнадцать лет, я тоже считал себя великим музыкантом и говорил: "Я". Когда мне было двадцать пять лет, я говорил: "Я и Моцарт". Когда мне было сорок лет, я уже говорил: "Моцарт и я". А сейчас я говорю просто: "Моцарт".

   Ну, а теперь джентльменам - смокинг, Леди - вечерний туалет и покатили в оперу - вот так:

                                

Случайно или нет, но герой Ричарда Гира везет Джулию не абы куда, а на "Травиату" Верди.

Для справки -  La traviata («падшая», «заблудшая») - Виолетта Валери. История отвергаемой обществом куртизанки, которая будет вынуждена отказаться от своей любви ради условностей света, по-иронии судьбы будет очень близка и самому Джузеппе.

 Вот Жермон - прототип Дюма-отца, который таким же образом разрушил счастье сына.

В "Даме с камелиями" сын потом опишет историю своей несчастной любви, которая во Франции не менее почитаема, чем в Италии "Ромео и Джульетта". Либретто "Травиаты"  - та же история, но уже в оперном изложении.

                                  Павел Лисициан - ария Жермона из оперы "Травиата"

                             

Один начинающий музыкант долго добивался, чтобы Верди послушал его игру и высказал свое мнение. Наконец композитор согласился. В назначенный час молодой человек пришел к Верди. Это был рослый юноша, судя по всему наделенный огромной физической силой. Но играл он из рук вон скверно...Закончив играть, гость попросил Верди высказать свое мнение.- Только скажите мне всю правду! - решительно сказал молодой человек, в волнении сжимая свои пудовые кулаки.- Не могу, - со вздохом отвечал Верди.- Но почему же?- Боюсь..

Закончив работу над оперой "Трубадур", Джузеппе Верди самым любезнейшим образом пригласил одного довольно бесталанного музыкального критика, своего большого недоброжелателя, чтобы ознакомить его с некоторыми важнейшими фрагментами оперы.- Ну, и как Вам моя новая опера? - спросил композитор, поднимаясь из-за рояля.- Откровенно говоря, - решительно произнес критик, - все это кажется мне довольно плоским и невыразительным, господин Верди.

- Боже мой, Вы даже не представляете, как я Вам благодарен за Ваш отзыв, как счастлив! - воскликнул обрадованный Верди, горячо пожимая своему хулителю руку.- Я не понимаю Вашего восторга, - пожал плечами критик. - Ведь опера мне не понравилась...

- Теперь я совершенно уверен в успехе моего "Трубадура", -объяснил Верди. - Ведь если произведение не понравилось Вам, то оно несомненно понравится публике!

В Милане, напротив знаменитого театра "Ла Скала" есть трактир, в котором издавна собираются артисты, музыканты, знатоки сцены.Там под стеклом давно хранится бутылка шампанского, которая предназначена тому, кто сумеет последовательно и понятно пересказать своими словами содержание оперы Верди "Трубадур". Бутылка эта хранится более ста лет, вино становится все крепче, а "счастливчика" все нет и нет.

Опера  Верди "«Аида» является любимейшим  спектаклем и входит в репертуар практически каждой  оперной труппы во всем мире. Действие происходит в Мемфисе и Фивах во времена владычества фараонов. История (опять же) несчастной любви предводителя египетских войск Радамеса и рабыни Аиды — дочери эфиопского царя, с войсками которого сражаются египтяне.

                                                          "AIDA" -  Metropolitan Opera

В 1953 году был снят фильм-опера "Аида", где красавицу Аиду, думаю, вы легко узнаете сами. Аида,  не найдя в себе сил  отказать  в помощи своему  отцу, захваченному  египтянами в плен, вынуждает  изменить своему долгу молодого полководца египтян - Радамеса, с которым её связывает взаимное чувство.  За разглашение военной тайны Радамеса приговаривают к погребению заживо, но Аида решает разделить с ним его печальную участь и тайно пробирается в подземелье, а наверху, в своих роскошных покоях, страдает Амнерис - дочь фараона.  Две царственные женщины и один мужчина... Это один из самых  трагичных, но и  самых красивых терцетов в оперной музыке.

 

Однажды Верди спросили, какое из своих творений он считает самым лучшим? Он ответил:" Дом, который я построил в Милане для престарелых музыкантов... "

«Va', pensiero» — хор из третьего акта оперы Верди «Набукко» (1842) стал, в некотором смысле, вторым национальным гимном Италии. Именно он звучал при открытии заново отстроенного  Ла Скала после Второй мировой, а на похоронах самого Верди и на похоронах Тосканини его пел народ.

                                                                Классический вариант...

 

                                ... и оригинальный - Zucchero @ Pavarotti "Va Pensiero"

 

Вот всегда поражает с каким пиететом музыканты любого жанрового направления исполняют классику. Браво!

 "Можете забрать себе весь мир, но оставьте мне Италию" - Джузеппе Верди

фото