«Тhe Art without a frame» ( Искусство без рамы )
.....Он вышел из метро на станции L'Enfant Plaza и встал у стены, сразу за мусорным баком...
Почти по всем меркам внешность его была незапоминающаяся: моложавый белый мужчина, одет в джинсы, спортивную рубашку с длинными рукавами и бейсболку с логотипом команды Washington Nationals. Вынув из футляра скрипку, он поставил его у ног, предусмотрительно бросив в него несколько долларовых бумажек и монет - в качестве "стартового капитала". Развернув футляр в сторону пешеходов, он начал играть.
Время: 7:51 утра, пятница 12 января, самая середина утреннего часа пик. За следующие 43 минуты мимо скрипача, исполнившего шесть классических произведений, прошли 1097 человек. Почти все они спешили на работу.
Как бы повел себя каждый из вас? Остановился бы и послушал? Или пробежал бы мимо со смешанным чувством вины и раздражения? Бросите ли вы доллар просто из вежливости? Есть ли у вас время на красоту? А должно быть?
Никто не знал, что скрипач, стоявший у стены в переходе, один из лучших классических музыкантов современности, игравший сложнейшие произведения на одной из самых дорогих скрипок в мире - Джошуа Белл, входящий в элиту первых скрипок мира.
Если великий музыкант играет великую музыку, но ее никто не слышит … Действительно ли он так хорош? Может ли красота преодолеть повседневность обстановки и неудобное время?
Музыкант не играл популярные мелодии, узнаваемость которых смогла бы вызвать интерес сама по себе. Он исполнял написанные для соборов и концертных залов шедевры, пережившие века...
Белл играл в полную силу…
За 45 минут выступления семь человек задержались, чтобы послушать музыканта. 27 бросили ему деньги, и почти все сделали это на бегу. Итого - 32 доллара с мелочью. Остальные 1070 прошли мимо. Игнорировали музыканта все категории пешеходов независимо от пола, расы и возраста. Единственное исключение - дети. Все до единого, они пытались остановиться и послушать музыку, и всех за руку уводили родители.
Он оказался, попросту говоря, "искусством без рамы".
Марк Лейтхаузер, старший куратор Национальной галереи искусств, уверен, что понимает суть произошедшего с Беллом в метро: "Допустим, я вынул из рамы классический шедевр абстракционизма, скажем, работу Эллсворта Келли. Картина стоит пять миллионов. Я принес ее в ресторан, где собираются трудолюбивые ребята из Коркоран-Скул (единственный в Вашингтоне вуз искусства и дизайна), и повесил на стену с ценником "150 долларов". Никто не заметит эту картину. В лучшем случае, какой-нибудь куратор скажет: "О, похоже на Эллсворта Келли. Передайте, пожалуйста, соль".
Сам Белл рассказывал, смеясь, как его поразило, что люди его игнорируют:"В концертном зале меня может расстроить кашель кого-то из слушателей или сигнал сотового телефона… Но здесь мне пришлось ловить любые знаки внимания… Я был странно польщен, когда кто-то положил в футляр купюру, а не монеты".
И это говорит человек, который может получить тысячу долларов в минуту… "Когда я играю перед аудиторией в концертном зале, мне не надо добиваться признания. Но здесь я стал опасаться: "Что, если я им не нравлюсь? Что, если их возмущает мое присутствие?"
И все-таки нашлась дама, которая его узнала....
Стейси Фурукава, за три недели до эксперимента The Washington Post, побывала на бесплатном концерте Джошуа Белла в Библиотеке Конгресса. И вот она увидела его снова - виртуоза с мировым именем, играющего ради денег. Она не поняла в чем дело, но решила, что ни за что не пропустит такое событие. Улыбаясь, она встала в трех метрах от музыканта и не покинула своего места до конца выступления:
"Это было самое поразительное зрелище, виденное мною в Вашингтоне: Джошуа Белл играет посреди часа пик, а люди не останавливаются и бегут дальше, не глядя, и некоторые бросают ему четвертаки! Четвертаки! Боже мой, в каком городе я живу, как такое может быть?".
Из 32х долларов с мелочью, 20 долларов суперзвезде классической музыки достались от Стейси.
К 10 апреля 2007 года Белл, неудачник L'Enfant Plaza и лучший классический скрипач Америки, вернется в Штаты из Европы, чтобы получить престижную филармоническую премию Avery Fisher Prize.
The poet on the violin Joshua Вell.
Лучше всего его просто послушать... Брамс "Венгерский танец №1"
Скрипку Белла можно узнать, даже если она звучит за кадром, ведь именно Белл исполнял музыку Джона Корильяно для саундтрека к фильму «Красная скрипка», позднее скрипка Белла звучала в саундтреке к фильму «Ангелы и демоны» и в фильме "Леди в лиловом".
И, напоследок, два слова о самой скрипке...
Гибсон экс-Губермана Страдивари 1713 года - является антикварной скрипкой, изготовленной Антонио Страдивари в Кремоне . Гибсон, до Д.Белла принадлежал Брониславу Губерману и был украден дважды. В первый раз скрипка была возвращена вскоре после кражи, второй раз её украл музыкант Джулиан Альтман. Произошло это вечером, 28 февраля 1936 года, за кулисами в Карнеги-Холле, когда Губерман выступал на сцене со своим Гварнери 1731 года. Хотя Губерман больше так никогда и не увидел Гибсона снова, инструмент был найден 50 лет спустя, в 1985 году.На смертном одре Альтман признался жене, что он украл скрипку...
Бонус для тех, кто не прошел мимо: Сарасате "Цыганские напевы" И ещё, специально для ХК - Вивальди "Лето"...
"Вдруг налетает страстный и могучий Борей, взрывая тишины покой.Вокруг темно, злых мошек тучи.И плачет пастушок, застигнутый грозой.От страха, бедный, замирает:Бьют молнии, грохочет гром, И спелые колосья вырывает Гроза безжалостно кругом."
Мы теряем главное в суете повседневности...или нет?
Да, теряем. Время становится все быстрее, люди все больше бегут и все меньше могут ценить нематериальное.
Не знаю, насколько Вы взрослый, но в любом случае у всех нас есть старшие, которые жили в сов.время. Было радио,ещё до ТВ, классические пластинки, в провинции, даже в небольших городах - свои театры и знаменитые музыканты приезжали с концертами.
У вас не хранились подшивки журналов "Огонек", "Искусство кино", "Советский экран"?
Моя бабушка все это очень хранила, на концерты и в кино -семьями ходили.
Там на развороте всегда помещались репродукции шедевров из лучших музеев мира и рассказы о них.
Было и есть много музыкальных фильмов, как просветительских, так и художественных.
Муз.школы есть почти в каждом городе, а самых таланливых детей отбирали учиться в центральные ДМШ Москвы и Питера..
Все равно Россия полна талантами именно в провинции - там хранятся до сих пор традиции, а не в столицах, где о них давно забыли.
Интересно - почему он выбрал мальтийский крест да ещё в двойном круге? Может из-за принадлежности к какому - нибудь ордену?
А пианистами не восхищаешься?
Если бы я не боялся "перегрузить" здесь народ классикой, я бы мог влюбить тебя в того же Рахманинова.
Ведь не зря вся Америка(и мир) за ним с ума сходила, как ты думаешь?
Да, тоже в первую очередь обратил внимание на руки - не совсем типичные. Ну и блестящие глаза - этому тоже можно только позавидовать.
Главное, чтобы и дальше не перегорел.
А фильм "Красная скрипка" не видели? Стоит посмотреть тогда - редкий фильм.
Поразительная история! Какая-то Рождественская...
...Единственное исключение - дети. Все до единого, они пытались остановиться и послушать музыку, и всех за руку уводили родители...- Эта фраза тронула сильней всего...надо к детям иногда прислушиваться,они сердцем чувствуют...
Спасибо )
Странно, я вроде выбрал там ролик, где ещё Рахманинов был и Шопен. А сейчас послушал - здесь только Сарасате. Так что, пардон -может я что-то не так сделал.
Белл -удивительный.Между нами говоря, как он играет - это "больше, чем любовь".
Не знаю, как его хватает, на столько эмоций. И чистота исполнения - нереальная.
У него предки - психологи и дали расти по-детски - не давили, короче.
Таки он и в теннис играл, не боясь за руки и вообще весь такой молодец. Посмотри на его руки - такие нормально рабочие руки..Обалденный скрипач.